Электромеханический стояночный тормоз (EPB) набирает популярность в автомобилях, заменяя традиционные механические ручные тормоза. В этой статье рассмотрим устройство и принцип работы электрического ручника, а также режим Auto Hold, который повышает комфорт и безопасность при парковке и остановках. Понимание работы EPB поможет водителям лучше ориентироваться в функционале автомобилей и оценить преимущества и недостатки этой системы, что позволит сделать более осознанный выбор при покупке или обслуживании.
Устройство электронного стояночного тормоза
Электрический стояночный ручной тормоз состоит из нескольких ключевых компонентов.
- Кнопка активации функции Auto Hold. Она обеспечивает автоматическое включение стояночного тормоза, когда автомобиль останавливается на наклонной поверхности.
- Клавиша для активации и деактивации электронного стояночного ручного тормоза.
- Датчик положения педали сцепления. На автомобилях с механической коробкой передач он отвечает за автоматическое отключение круиз-контроля и определяет момент отключения ручного тормоза при старте автомобиля с активированной функцией Auto Hold.
- Задние тормозные механизмы.
- Блок управления электронным ручным тормозом.
- Блок управления системой ABS.
Эксперты отмечают, что электромеханический стояночный тормоз (EPB) представляет собой современное решение, которое значительно упрощает управление тормозной системой автомобиля. В отличие от традиционных механических тормозов, EPB использует электрические моторы для активации и деактивации тормозных колодок. Это позволяет не только уменьшить вес системы, но и освободить пространство в салоне, так как отсутствует необходимость в ручном рычаге.
Специалисты подчеркивают, что EPB обеспечивает более равномерное распределение тормозного усилия и повышает безопасность, особенно на наклонных поверхностях. Кроме того, система может быть интегрирована с другими электронными системами автомобиля, такими как система помощи при старте на подъеме. Однако, как отмечают эксперты, важно учитывать, что в случае неисправности электромеханического тормоза может потребоваться специализированное оборудование для его диагностики и ремонта.

Особенности задних тормозных механизмов
Основная особенность тормозных механизмов в наличии электродвигателя и многоступенчатой редукторной передачи. Мотор представляет собой обычный электродвигатель постоянного тока. Редуктор позволяет регулировать тормозное усилие и в то же время усиливать крутящий момент с вала электродвигателя. Редуктор состоит из 3-х частей.
1. Винтовая передача — винтовое соединение, при котором вращение вала провоцирует продольное смещение нажимной гайки. Особая форма корпуса нажимной гайки и внутренней части тормозного поршня делает невозможным их поворот относительно друг друга. При этом сохраняется возможность продольного перемещения. Самотормозящая резьба шпинделя не даёт колодкам самопроизвольно разжиматься после отключения актюатора. Поэтому снять и поставить автомобиль на электронный ручник можно только при наличии питания на выводах электродвигателя.
2. Зубчато-ременная передача. Состоит из двух шкивов, соединенных зубчатым ремнем. Соотношение диаметра малой и большой шестерен определяет редуцируемое передаточное число.
3. Редуктор с подвижной шестерней. Посредством зубчатого ремня крутящий момент от электродвигателя передается на большой зубчатый шкив. Поводки подвижной шестерни препятствуют ее повороту относительно корпуса, поэтому она лишь может качаться на оси ступицы большого зубчатого шкива. Ведомая шестерня и ведомый вал жестко связаны между собой. Ведущая шестерня на валу размещена на подшипнике.
Качающаяся шестерня перемещается на ступице большого зубчатого шкива. Благодаря перекосу и особой конструкции каждый поворот большого зубчатого шкива ведет к изменению положения плавающей шестерни. Благодаря тому что на ведомой шестерне 51 зуб, а на плавающей всего 50, один из зубов качающейся шестерни всегда давит на зуб ведомой. При каждом перемещении качающейся шестерни ведомая проворачивается на небольшой угол. Такая конструкция позволяет в 50 раз усилить крутящий момент электродвигателя, чтобы плотно зажать диск тормозными колодками.
| Компонент EPB | Функция | Принцип работы |
|---|---|---|
| Блок управления EPB (ECU) | Мозг системы, обрабатывает сигналы и управляет актуаторами. | Получает данные от датчиков (скорость, положение педали тормоза, кнопка EPB), анализирует их и отправляет команды на электромоторы. |
| Кнопка EPB | Активирует или деактивирует стояночный тормоз. | При нажатии отправляет электрический сигнал в ECU. |
| Электродвигатели (актуаторы) | Приводят в действие тормозные механизмы. | Получают команду от ECU, вращаются и через редуктор перемещают поршень суппорта, прижимая колодки к диску. |
| Датчики положения | Отслеживают текущее состояние тормозных механизмов. | Передают информацию о степени затяжки тормоза в ECU для обратной связи и контроля. |
| Проводка и разъемы | Обеспечивают электрическую связь между компонентами. | Передают электрические сигналы и питание. |
| Механизм разблокировки (опционально) | Позволяет вручную разблокировать тормоз в случае неисправности. | Обычно представляет собой трос или рычаг, который механически отводит колодки. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о том, как работает электромеханический стояночный тормоз (EPB):
-
Электрический привод: В отличие от традиционных стояночных тормозов, которые используют механические тросы и рычаги, EPB управляется электрическими моторами. Это позволяет более точно контролировать силу торможения и обеспечивает автоматическое включение и выключение тормоза при запуске и остановке автомобиля.
-
Интеграция с системами безопасности: EPB часто интегрируется с другими системами автомобиля, такими как система контроля устойчивости (ESC) и адаптивный круиз-контроль. Это позволяет, например, автоматически активировать стояночный тормоз при остановке на уклоне, предотвращая скатывание автомобиля.
-
Компактность и экономия пространства: Поскольку EPB не требует большого пространства для механических компонентов, таких как тросы и рычаги, он позволяет дизайнерам автомобилей более свободно планировать внутреннее пространство и улучшать эргономику. Это особенно важно в современных автомобилях с ограниченным пространством в салоне.

Принцип работы электронного ручника
При активации стояночного тормоза с помощью кнопки, блок управления ручным тормозом подает электрическое напряжение на мотор. Крутящий момент, получаемый от вала электродвигателя, передается через ременную передачу и плавающую шестерню на шпиндель червячного редуктора. Нажимная гайка оказывает давление на поршень, что приводит к сжатию тормозных колодок.
Когда ручной тормоз отключается, либо нажатием кнопки, либо автоматически, электронный блок управления изменяет полярность напряжения на выводах обмотки электродвигателя. Это заставляет вал вращаться в обратном направлении, что позволяет отвести колодки от тормозных дисков.
Блок управления непрерывно отслеживает напряжение на обмотках электродвигателя. Как только сила тока достигает заданного уровня, блок определяет, что колодки сжали диск, и отключает актуатор.
Видео:Стояночный Тормоз, Ручник, Ножник, Электро Ручник

Чего больше: преимуществ или недостатков?
Электронные ручные тормоза (EPB) значительно повысили комфорт управления автомобилем благодаря нескольким ключевым аспектам:
- снижение затрат на производство. При сборке автомобиля отпала необходимость устанавливать трос ручного тормоза от рычага до задних тормозных колодок через специальный туннель в кузове;
- улучшение эргономики салона. Место, которое ранее занимали ручка, кожух и тросовый механизм, теперь можно более эффективно использовать для размещения дополнительных органов управления, отсеков для вещей и подлокотников;
- расширение функциональных возможностей. С переходом на электронное управление ручным тормозом появилась возможность внедрить систему помощи при старте на уклонах. Автомобиль не откатывается назад, и водителю больше не нужно беспокоиться о синхронизации работы сцепления, акселератора и ручного тормоза. Электронный блок управления (ЭБУ) по датчикам фиксирует начало движения и автоматически освобождает задние тормозные колодки;
- функция самодиагностики, которая позволяет зажигать контрольную лампу на приборной панели в случае неисправности электронного ручника.
Основной недостаток электромеханической системы заключается в увеличении стоимости обслуживания. Сложность конструкции негативно сказалась на надежности узла. Провода и сам электропривод подвергаются неблагоприятным условиям эксплуатации. Часто пластиковый корпус актуатора трескается, что приводит к попаданию влаги и реагентов внутрь. Со временем коррозия может заблокировать работу электродвигателя. Диагностика неисправностей электронного ручника также обходится дороже.
Что означает режим Auto Hold?
При включении режима Auto Hold система электронного ручного тормоза будет удерживать автомобиль на склоне до начала движения. В расчет блоком управления при этом принимаются следующие параметры:
- угол наклона (считывается датчиком продольного ускорения);
- нагрузка на двигатель (определяется по сигналу датчика положения дроссельной заслонки);
- желаемый крутящий момент, определяемый по сигналу датчика положения педали акселератора;
- степень смыкания сцепления (только на авто с МКПП). Определяется по сигналу с датчика положения педали сцепления. На машинах с АКПП учитывается направление движения, определяемое по сигналу датчика положения селектора, наличию питания на фонарях заднего хода.
Учтите, что электронный ручник активирует режим Auto Hold лишь в том случае, если мотор запущен, пристегнут ремень безопасности водителя, а все двери заперты.
Как пользоваться – частые вопросы
Что нужно делать, чтобы задействовать ручной тормоз на время стоянки?
Достаточно выжать педаль тормоза, после нажать клавишу включения ручника. При этом зажигание необязательно должно быть включенным.
Как отключить электронный ручник?
Чтобы отключить автомобиль от ручного тормоза, необходимо, чтобы зажигание было включено, а педаль тормоза нажата. После выполнения этих условий нажмите на кнопку, отвечающую за активацию электромеханического ручного тормоза.
Каков алгоритм работ автоматического отключения электронного стояночного тормоза?
Если вы запустите двигатель, переведете АКПП в режим D/R и нажмете на педаль акселератора, стояночный тормоз отключится автоматически. На автомобилях с МКПП блок управления определяет начало движения по выжиму сцепления, включению передачи и возрастанию нагрузки на двигатель. При этом учитывается наклон автомобиля.
Что будет, если использовать современный электронный ручник в движении?
Когда скорость автомобиля опускается ниже 7 км/ч, электронный блок управления (ЭБУ) активирует блокировку тормозных колодок с помощью сервоприводов. Если же скорость превысит этот порог, в работу вступит гидравлический привод тормозной системы. При этом, если удерживать кнопку, будут активированы все четыре тормозных механизма.
После постановки на ручник автомобиль иногда спустя некоторое время пытается откатиться, после чего опять останавливается – это штатная работа или признак неисправности?
Система работает в штатном режиме. При остановке автомобиля с помощью служебного тормоза ЭБУ системы ABS перекрывает клапаны в гидроблоке, поддерживая тормозное усилие на колодках с помощью гидравлического привода. Спустя некоторое время система сбрасывает давление в тормозных магистралях и задействует электромеханический привод. В некоторых случаях из-за рассинхрона в расчетах тормозных усилий этот переход можно ощутить, но беспокоиться по этому поводу не стоит.
Стоит ли игра свеч?
Электромеханический стояночный тормоз значительно упрощает управление автомобилем и делает процесс вождения более комфортным. Владельцам подержанных автомобилей с пробегом свыше 100 тыс. км следует быть готовыми к дополнительным расходам на его обслуживание. Этот узел чаще всего устанавливается на автомобили класса D и выше. В то же время, модели в эконом-сегменте по-прежнему оснащаются традиционным механическим ручным тормозом.
Техническое обслуживание и диагностика EPB
Электромеханический стояночный тормоз (EPB) требует регулярного технического обслуживания и диагностики для обеспечения его надежной работы и долговечности. Правильное обслуживание системы позволяет избежать неожиданных поломок и гарантирует безопасность эксплуатации автомобиля.
Первым шагом в техническом обслуживании EPB является регулярная проверка состояния тормозных колодок и дисков. Износ этих компонентов может привести к снижению эффективности торможения и, как следствие, к увеличению тормозного пути. Рекомендуется проверять их состояние каждые 10 000 – 15 000 километров пробега или в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля.
Вторым важным аспектом является проверка уровня и состояния тормозной жидкости. EPB использует гидравлическую систему для активации тормозов, и недостаток жидкости может привести к сбоям в работе системы. Необходимо следить за уровнем жидкости и при необходимости доливать ее, а также заменять жидкость в соответствии с рекомендациями производителя, обычно каждые 2 года.
Диагностика EPB включает в себя использование специализированного оборудования для считывания кодов ошибок и мониторинга состояния системы. Современные автомобили оснащены бортовыми компьютерами, которые могут выдавать коды ошибок, указывающие на проблемы в работе EPB. При возникновении ошибок необходимо провести диагностику с помощью сканера OBD-II, который поможет определить причину неисправности.
Также важно обращать внимание на работу электромеханического привода. При активации стояночного тормоза должен быть слышен характерный звук, указывающий на то, что механизм работает. Если звук отсутствует или слышны посторонние шумы, это может свидетельствовать о неисправности привода, что требует немедленного вмешательства.
Не менее важным является проверка проводки и соединений, отвечающих за работу EPB. Поврежденные или корродированные контакты могут привести к сбоям в системе. Рекомендуется периодически осматривать электрические соединения на наличие повреждений и коррозии, а также очищать их при необходимости.
В заключение, регулярное техническое обслуживание и диагностика электромеханического стояночного тормоза (EPB) являются ключевыми факторами для обеспечения его надежной работы. Следуя рекомендациям по обслуживанию и обращая внимание на возможные признаки неисправностей, владельцы автомобилей могут значительно продлить срок службы системы и повысить безопасность на дороге.
Вопрос-ответ
Как работает EPB?
Принцип работы электромеханического стояночного тормоза имеет циклический характер: он то включается, то выключается. EPB включается с помощью кнопки на центральном тоннеле в салоне автомобиля. Электродвигатель посредством редуктора и винтового привода притягивает тормозные колодки к тормозному диску.
Можно ли ехать с включенным индикатором EPB?
Если контрольная лампа стояночного тормоза продолжает гореть даже при отпущенном электроприводе стояночного тормоза, рекомендуем обратиться к авторизованному дилеру HYUNDAI для проверки автомобиля. Не эксплуатируйте автомобиль с включённым электроприводом стояночного тормоза. Это может привести к чрезмерному износу тормозных колодок и ротора.
Как работает электромеханический стояночный тормоз?
Алгоритм действия таков: когда водитель, стоя на месте или двигаясь со скоростью до 10 км/ч, нажимает на клавишу, и в блок управления стояночным тормозом передаётся сигнал, два небольших электрических мотора, прикреплённых к суппортам заднего тормоза, сводят поршни с колодками, прижимая их тем самым к плоскости.
Каковы недостатки EPB?
Недостатки электрических стояночных тормозов. Одной из основных проблем с электронным стояночным тормозом (EPB) является его работа при разряженной аккумуляторной батарее. Электросистема автомобиля не будет работать, если аккумуляторная батарея разряжена, что может помешать растормаживанию тормоза и привести к необходимости буксировки автомобиля.
Советы
СОВЕТ №1
Перед использованием электромеханического стояночного тормоза (EPB) ознакомьтесь с инструкцией по эксплуатации вашего автомобиля. Разные модели могут иметь свои особенности в работе и управлении EPB, поэтому важно знать, как правильно его включать и отключать.
СОВЕТ №2
Регулярно проверяйте состояние системы EPB. Если вы заметили какие-либо необычные звуки или трудности при активации тормоза, обратитесь к специалисту для диагностики. Это поможет избежать серьезных проблем в будущем.
СОВЕТ №3
Не забывайте о том, что электромеханический стояночный тормоз требует электроэнергии для работы. Убедитесь, что аккумулятор вашего автомобиля находится в хорошем состоянии, особенно если вы планируете длительную стоянку.
СОВЕТ №4
При использовании EPB на наклонных поверхностях всегда следите за тем, чтобы тормоз был полностью активирован. Это поможет предотвратить случайное скатывание автомобиля и обеспечит вашу безопасность.
Электромеханический стояночный тормоз (EPB) требует регулярного технического обслуживания и диагностики для обеспечения его надежной работы и долговечности. Правильное обслуживание системы позволяет избежать неожиданных поломок и гарантирует безопасность эксплуатации автомобиля.
Первым шагом в техническом обслуживании EPB является регулярная проверка состояния тормозных колодок и дисков. Износ этих компонентов может привести к снижению эффективности торможения и, как следствие, к увеличению тормозного пути. Рекомендуется проверять их состояние каждые 10 000 – 15 000 километров пробега или в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля.
Вторым важным аспектом является проверка уровня и состояния тормозной жидкости. EPB использует гидравлическую систему для активации тормозов, и недостаток жидкости может привести к сбоям в работе системы. Необходимо следить за уровнем жидкости и при необходимости доливать ее, а также заменять жидкость в соответствии с рекомендациями производителя, обычно каждые 2 года.
Диагностика EPB включает в себя использование специализированного оборудования для считывания кодов ошибок и мониторинга состояния системы. Современные автомобили оснащены бортовыми компьютерами, которые могут выдавать коды ошибок, указывающие на проблемы в работе EPB. При возникновении ошибок необходимо провести диагностику с помощью сканера OBD-II, который поможет определить причину неисправности.
Также важно обращать внимание на работу электромеханического привода. При активации стояночного тормоза должен быть слышен характерный звук, указывающий на то, что механизм работает. Если звук отсутствует или слышны посторонние шумы, это может свидетельствовать о неисправности привода, что требует немедленного вмешательства.
Не менее важным является проверка проводки и соединений, отвечающих за работу EPB. Поврежденные или корродированные контакты могут привести к сбоям в системе. Рекомендуется периодически осматривать электрические соединения на наличие повреждений и коррозии, а также очищать их при необходимости.
В заключение, регулярное техническое обслуживание и диагностика электромеханического стояночного тормоза (EPB) являются ключевыми факторами для обеспечения его надежной работы. Следуя рекомендациям по обслуживанию и обращая внимание на возможные признаки неисправностей, владельцы автомобилей могут значительно продлить срок службы системы и повысить безопасность на дороге.

