Причины по которым втягивающее реле стартера щелкает, но стартер не крутит

Ситуация, когда стартер щелкает, но не крутит, может стать серьезной проблемой для автовладельца. В этой статье рассмотрим основные причины, по которым втягивающее реле стартера щелкает, но не запускает двигатель. Понимание этих причин поможет сэкономить время и деньги на диагностику и предпринять шаги для устранения проблемы. Также дадим рекомендации по проверке соединений и контактов, что важно для решения неисправности.

Как все работает?

Чтобы понять, где искать проблему, давайте рассмотрим принципиальную схему подключения стартера, которая достаточно проста.

Стартер является силовым электродвигателем, и при его запуске он потребляет значительное количество энергии, которая поступает от аккумуляторной батареи.

Для минимизации потерь на сопротивлении «плюсовой» провод питания имеет большое сечение и соединен напрямую с аккумулятором и втягивающим реле. «Минусом» в этой системе служит сам двигатель.

Теоретически, электроэнергия постоянно подается на стартер. Однако в этой цепи существует разрыв, который позволяет активировать электродвигатель только в нужный момент. Этот разрыв находится во втягивающем реле. Провод от аккумулятора подключается к одному из трех выводов этого реле. Второй вывод через шину соединен с щеточным узлом электродвигателя, и в обычном состоянии эти два вывода разомкнуты. Третий вывод соединен с проводом, идущим на замок зажигания, а от замка идет еще один провод к аккумулятору.

Основная задача втягивающего реле заключается в замыкании первых двух выводов и перемещении бендикса с шестеренкой для зацепления с маховиком.

Цепь функционирует следующим образом: в обычном состоянии якорь втягивающего реле, под воздействием пружины, находится в положении, при котором выводы питания электродвигателя разомкнуты, а бендикс не зацеплен.

Когда водитель поворачивает ключ, он замыкает цепь питания втягивающего реле. На его обмотку подается напряжение, что создает магнитное поле, воздействующее на якорь и приводящее к его втягиванию. В этом процессе якорь тянет бендикс, вводя его в зацепление, и, достигнув упора, замыкает выводы питания электродвигателя (пятаки). В результате разрыв цепи устраняется, и на двигатель подается энергия – он начинает работать.

Если вы слышите щелчки, но двигатель не срабатывает, это может указывать на то, что по каким-то причинам на второй узел не подается напряжение.

Эксперты отмечают, что щелчок втягивающего реле стартера при попытке запуска двигателя может свидетельствовать о нескольких проблемах. Во-первых, это может быть связано с низким уровнем заряда аккумулятора. Если аккумулятор не обеспечивает достаточное напряжение, реле срабатывает, но стартер не получает необходимой мощности для вращения. Во-вторых, возможны проблемы с соединениями проводов или коррозия на клеммах, что также может препятствовать нормальному току. Третьей причиной может быть неисправность самого стартера, например, износ щеток или обмоток. Наконец, эксперты указывают на возможность механических блокировок в двигателе, которые препятствуют его запуску. Важно провести диагностику, чтобы точно определить источник проблемы.

Стартер щёлкает, но не крутит - причины и способы проверки. Замена втягивающего реле стартераСтартер щёлкает, но не крутит – причины и способы проверки. Замена втягивающего реле стартера

Видео: Принцип работы стартера

Принцип работы стартераПринцип работы стартера
Причина Описание проблемы Возможные решения
Разряженный аккумулятор Недостаточное напряжение для прокрутки стартера, но достаточное для срабатывания втягивающего реле. Зарядить аккумулятор, проверить генератор, проверить клеммы аккумулятора.
Плохой контакт клемм аккумулятора Окисление или ослабление клемм приводит к потере напряжения. Очистить клеммы от окислов, затянуть клеммы.
Неисправность втягивающего реле Реле щелкает, но не подает ток на обмотки стартера или не замыкает контакты для подачи тока на двигатель. Заменить втягивающее реле.
Износ щеток стартера Щетки изношены и не обеспечивают надежный контакт с коллектором, что препятствует прохождению тока. Заменить щетки стартера.
Обрыв обмотки стартера Внутренний обрыв в обмотках стартера не позволяет ему вращаться. Заменить стартер или перемотать обмотки (если возможно).
Замыкание обмотки стартера Короткое замыкание в обмотках стартера приводит к падению напряжения и невозможности вращения. Заменить стартер.
Заедание бендикса Бендикс не входит в зацепление с маховиком или застрял в нем. Снять стартер, проверить бендикс, очистить и смазать его.
Механическое заедание двигателя Редкая, но возможная причина, когда двигатель заклинило. Диагностика двигателя, устранение причины заедания.
Неисправность замка зажигания Замок зажигания не подает достаточный ток на втягивающее реле или стартер. Проверить замок зажигания, при необходимости заменить.
Обрыв или плохой контакт силового провода стартера Провод, идущий от аккумулятора к стартеру, поврежден или имеет плохой контакт. Проверить целостность провода, очистить и затянуть контакты.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о причинах, по которым втягивающее реле стартера может щелкать, но стартер не крутит:

  1. Недостаточное напряжение: Одной из основных причин щелчка реле является недостаточное напряжение на аккумуляторе. Если аккумулятор разряжен или имеет плохие соединения, реле может срабатывать, но стартер не получит достаточной мощности для вращения двигателя.

  2. Проблемы с проводкой: Изношенные или поврежденные провода, а также коррозия на контактах могут привести к тому, что ток не будет поступать к стартеру. В этом случае реле будет щелкать, но стартер не сможет запуститься из-за отсутствия электрического сигнала.

  3. Неисправный стартер: Иногда причина может заключаться в самом стартере. Если в нем есть механические повреждения или износ щеток, стартер не сможет вращаться, даже если реле срабатывает. Это может проявляться в щелчке реле, но без дальнейшего движения стартера.

Эти факторы подчеркивают важность регулярной диагностики и обслуживания системы запуска автомобиля.

Где искать причину?

Понимание принципа функционирования всей схемы позволяет без труда определить элементы цепи, которые могут вызвать неисправности. К ним относятся:

  • аккумулятор;
  • провода и точки их соединения;
  • замок зажигания;
  • втягивающее реле;
  • силовой электродвигатель;

Именно в этом порядке рекомендуется проверять цепь при диагностике проблемы.

Аккумулятор

Начнем с АКБ. Одной из причин не включающегося стартера является разрядка батареи. В результате её энергии просто не хватает, чтобы электродвигатель заработал, хотя на срабатывание реле его достаточно (отсюда и слышно щелчки). Косвенным признаком разряженного аккумулятора является сильное потускнение контрольных ламп приборной доски при попытках включить стартер.

Вторая проблема с аккумуляторной батареей – ненадежная фиксация клемм или сильное их окисление. Из-за этого контакт недостаточен из-за чего возникает сильное сопротивление, поэтому на стартер не поступает требуемого количества энергии.

Если с АКБ все в порядке – переходим к проводам. В первую очередь следует проверить надежность крепления и целостность «плюсового» провода к АКБ и выводу реле, а также «массы» двигателя. Примечательно, что многие автолюбители почему-то игнорируют проверку крепления «массы», поэтому долго и не могут найти причину.

Видео: Щелкает, не крутит стартер Максус LDV Maxus

Щелкает, не крутит стартер Максус LDV MaxusЩелкает, не крутит стартер Максус LDV Maxus

Проводка, замок зажигания

Переходим к проводам питания втягивающего реле, идущим на замок. Здесь, кстати можно поступить проще, проверив сразу всю цепь одной несложной операцией:

  1. Ставим машину на «нейтральную» передачу и затягиваем ручник.
  2. Открываем капот и обеспечиваем доступ к выводам втягивающего реле.
  3. Берем отвертку или небольшой ключ и при помощи их замыкаем между собой выводы питания электродвигателя.

Если в результате замыкания выводов стартер начнет крутить, вероятнее всего есть потери напряжения в цепи питания или в самом реле. В этом случае сначала проверяем замок зажигания. Кстати, проверять проводку этой цепи нет особого смысла, поскольку если реле срабатывает, то напряжение все же подается.

Основной причиной в замке является подгорание контактов. Из-за этого напряжения, достаточного для удержания якоря – недостаточно, хотя для втягивания его хватает. Обычно подгорание проявляется в виде многократных щелчков без включения электродвигателя.

Втягивающее реле

Проблема может заключаться и в самом реле. В данном случае причиной часто становится подгорание клемм силовых выводов. В результате, при замыкании из-за образовавшегося налета возникает значительное сопротивление, что приводит к недостаточному напряжению для запуска электродвигателя.

Иногда неисправность может быть связана с подклиниванием якоря в определенном положении. Это мешает ему достигнуть упора, и, как следствие, контакты не замыкаются.

Для устранения проблемы чаще всего требуется замена неисправного компонента. Особенно это актуально для замка, так как после разборки и очистки контактов собрать все обратно правильно бывает довольно сложно. Что касается реле, его можно попытаться восстановить, но, как правило, после ремонта этот узел служит недолго.

Существуют и чисто механические причины неисправностей – например, завальцовывание краев зубьев шестерни бендикса или заклинивание в положении, когда она достигает маховика. В таких случаях шестерня не может зацепиться, что не позволяет якорю дойти до упора и замкнуть контакты. Решение заключается в замене шестеренки и очистке вала, по которому она движется.

Если все перечисленные элементы находятся в исправном состоянии и дефектов не обнаружено, остается только проверить силовой электродвигатель. Для этого потребуется разобрать его, предварительно сняв стартер с автомобиля.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Что такое стартер автомобиля, как он работает и какие бывают причины его поломки
  • Устройство автомобильного генератора и его принцип работы
  • Каков средний срок службы автомобильного аккумулятора?

Электродвигатель

В этом узле неисправности могут возникнуть как механические, так и электрические. В первом варианте поломок не так уж и много, а именно – износ опорных втулок якоря (ротора), из-за чего трение повышается настолько, что электромагнитному полю не удается его раскрутить, а также повреждения бендикса и его вилки включения. Устраняется эти проблемы заменой неисправных элементов.

Значительно хуже, если стартер не срабатывает по причине электрической поломки, среди которых можно выделить:

  1. Отгорание питающей шины.
  2. Износ щеток и выгорание ламелей коллектора.
  3. Замыкание или обрыв обмотки.

Первые две неисправности еще вполне устранимы. Путем замены поврежденных элементов удается восстановить работоспособность стартера.

А вот с обмоткой все значительно сложнее. При таких поломках ремонт зачастую не проводится (хотя обмотки все же можно перемотать), а стартер просто заменяется на новый.

Проблемы с заземлением

Одной из наиболее распространенных причин, по которой втягивающее реле стартера щелкает, но стартер не крутит, являются проблемы с заземлением. Заземление является критически важным элементом электрической системы автомобиля, так как оно обеспечивает надежный путь для электрического тока. Если заземление нарушено, это может привести к различным проблемам, включая неработающий стартер.

Когда заземление неэффективно, ток не может должным образом проходить через систему, что приводит к недостаточной мощности для запуска двигателя. В случае втягивающего реле, оно может щелкать, так как получает сигнал на срабатывание, но не может обеспечить необходимый ток для запуска стартера. Это может быть вызвано несколькими факторами:

  • Коррозия контактов: Со временем контакты заземления могут подвергаться коррозии, что увеличивает сопротивление и снижает эффективность заземления. Это может привести к тому, что стартер не получает достаточного тока для работы.
  • Плохие соединения: Если соединения заземления ослаблены или повреждены, это может привести к плохому контакту. В результате стартер может не получать необходимое напряжение, что также может проявляться в щелчках реле.
  • Проблемы с проводкой: Изношенные или поврежденные провода, которые отвечают за заземление, могут стать причиной плохого контакта. Это может быть вызвано механическими повреждениями, воздействием влаги или перегревом.
  • Неправильная установка: Если заземляющие провода были неправильно установлены или не подключены к надежной точке заземления, это может привести к проблемам с запуском. Важно убедиться, что все соединения надежны и правильно заземлены.

Для диагностики проблем с заземлением необходимо проверить все соединения и провода, которые отвечают за заземление стартера. Это включает в себя визуальный осмотр на предмет коррозии, повреждений и ослабленных соединений. Также стоит использовать мультиметр для проверки сопротивления заземляющих проводов. Если сопротивление высокое, это указывает на наличие проблемы, которую необходимо устранить.

В заключение, проблемы с заземлением могут быть одной из главных причин, по которым втягивающее реле стартера щелкает, но стартер не крутит. Регулярная проверка и обслуживание электрической системы автомобиля помогут избежать подобных проблем и обеспечат надежный запуск двигателя.

Вопрос-ответ

Почему втягивающее реле щелкает, но стартер не запускается?

Щелчок втягивающего реле указывает на то, что оно получает питание, но если стартер не крутит, это может быть связано с неисправностью самого стартера, износом щеток или заклиниванием ротора. Также возможна проблема с аккумулятором, который не обеспечивает достаточное напряжение для запуска.

Как проверить, работает ли втягивающее реле?

Для проверки втягивающего реле можно использовать мультиметр. Необходимо измерить напряжение на клеммах реле при попытке запуска. Если напряжение есть, но реле не срабатывает, оно может быть неисправным. Также можно попробовать напрямую подать напряжение на реле, чтобы проверить его работоспособность.

Что делать, если стартер не крутит, а реле щелкает?

Если реле щелкает, но стартер не крутит, сначала проверьте состояние аккумулятора и его соединения. Убедитесь, что клеммы чистые и надежно закреплены. Если аккумулятор в порядке, проверьте стартер на наличие механических повреждений или износа. В случае необходимости замените неисправные компоненты.

Советы

СОВЕТ №1

Проверьте аккумулятор. Часто причиной щелчков реле является недостаточный заряд аккумулятора. Убедитесь, что аккумулятор полностью заряжен и его клеммы надежно закреплены.

СОВЕТ №2

Осмотрите проводку. Проверьте все соединения и провода, идущие к стартеру и реле. Коррозия или повреждения проводов могут привести к плохому контакту и, как следствие, к щелчкам реле.

СОВЕТ №3

Проверьте реле стартера. Если реле щелкает, но стартер не крутит, возможно, оно неисправно. Попробуйте заменить реле на новое или протестировать его на работоспособность.

СОВЕТ №4

Обратите внимание на стартер. Если все вышеперечисленные проверки не помогли, возможно, проблема в самом стартере. Проверьте его на наличие механических повреждений или износа, и при необходимости обратитесь к специалисту для диагностики.

Одной из наиболее распространенных причин, по которой втягивающее реле стартера щелкает, но стартер не крутит, являются проблемы с заземлением. Заземление является критически важным элементом электрической системы автомобиля, так как оно обеспечивает надежный путь для электрического тока. Если заземление нарушено, это может привести к различным проблемам, включая неработающий стартер.

Когда заземление неэффективно, ток не может должным образом проходить через систему, что приводит к недостаточной мощности для запуска двигателя. В случае втягивающего реле, оно может щелкать, так как получает сигнал на срабатывание, но не может обеспечить необходимый ток для запуска стартера. Это может быть вызвано несколькими факторами:

  • Коррозия контактов: Со временем контакты заземления могут подвергаться коррозии, что увеличивает сопротивление и снижает эффективность заземления. Это может привести к тому, что стартер не получает достаточного тока для работы.
  • Плохие соединения: Если соединения заземления ослаблены или повреждены, это может привести к плохому контакту. В результате стартер может не получать необходимое напряжение, что также может проявляться в щелчках реле.
  • Проблемы с проводкой: Изношенные или поврежденные провода, которые отвечают за заземление, могут стать причиной плохого контакта. Это может быть вызвано механическими повреждениями, воздействием влаги или перегревом.
  • Неправильная установка: Если заземляющие провода были неправильно установлены или не подключены к надежной точке заземления, это может привести к проблемам с запуском. Важно убедиться, что все соединения надежны и правильно заземлены.

Для диагностики проблем с заземлением необходимо проверить все соединения и провода, которые отвечают за заземление стартера. Это включает в себя визуальный осмотр на предмет коррозии, повреждений и ослабленных соединений. Также стоит использовать мультиметр для проверки сопротивления заземляющих проводов. Если сопротивление высокое, это указывает на наличие проблемы, которую необходимо устранить.

В заключение, проблемы с заземлением могут быть одной из главных причин, по которым втягивающее реле стартера щелкает, но стартер не крутит. Регулярная проверка и обслуживание электрической системы автомобиля помогут избежать подобных проблем и обеспечат надежный запуск двигателя.

Ссылка на основную публикацию
Похожее