Смазка для цепи велосипеда – правильный подбор и применение для долговечности

Смазка для цепи велосипеда – важный элемент, обеспечивающий надежную работу трансмиссии. Правильный выбор и применение смазки продлевают срок службы цепи и способствуют плавному вращению, что повышает комфорт и безопасность поездок. В этой статье рассмотрим виды смазок, их подбор в зависимости от условий эксплуатации и правильное нанесение, чтобы избежать неприятных ситуаций на дороге.

Устройство цепной передачи

Хотя конструкция выглядит простой, она состоит из множества компонентов:

  1. Внешние и внутренние пластины подвергаются растягивающим нагрузкам, и в местах соединения металл трется друг о друга.
  2. Ролики создают зазор между пластинами, что также вызывает трение на их торцах.
  3. Втулки (или стаканы) действуют как подшипники скольжения, и необходима смазка.
  4. Штифты (или пины) работают в режиме вращения, и их долговечность зависит от качества смазки.

из чего состоит велосипедная цепь

Эксперты в области велообслуживания подчеркивают важность правильного подбора и применения смазки для цепи велосипеда. Они отмечают, что выбор смазки зависит от условий эксплуатации: для сухих и пыльных условий лучше подходят восковые составы, а для влажной погоды – масла с водоотталкивающими свойствами. Правильное нанесение смазки также играет ключевую роль. Специалисты рекомендуют очищать цепь от старой смазки и грязи перед нанесением нового слоя, чтобы обеспечить максимальную эффективность. Кроме того, важно не переусердствовать с количеством смазки, так как избыток может привести к накоплению грязи и быстрому износу. Регулярное обслуживание цепи не только продлевает срок службы компонентов, но и улучшает общую производительность велосипеда.

Как подобрать смазку цепи и можно ли использовать "консервант" и WD-40? Новичкам.Как подобрать смазку цепи и можно ли использовать "консервант" и WD-40? Новичкам.

Как часто надо смазать цепь на велосипеде?

Периодичность обслуживания цепи напрямую не связана с временными интервалами. Узлы изнашиваются в зависимости от километража, а также интенсивности использования.

Например, если вы большую часть пробега находитесь на ровной трассе, дистанцию можно увеличить. А если велосипед используется на бездорожье, либо пересеченной местности с частыми подъемами – интервал обслуживания сокращается.

Для нормальных условий эксплуатации, пробег от смазки до смазки составляет 100-150 км. В тяжелых условиях, или при эксплуатации в режиме спортивных соревнований, правильно будет смазывать цепь через 50-70 км.

Важно! Если вы слышите скрипы при вращении педалей, следует произвести «внеочередное» техническое обслуживание.

Кроме того, необходимость нанесения антифрикционного состава можно определить визуально:

  • на звеньях видны остатки смазки в виде комочков, слой неравномерный, есть следы ржавчины;
  • если вы сложите цепь петлей, и установите ее вертикально (3-4 звена), она фиксируется в таком положении (хорошо смазанные звенья будут сваливаться вниз);
  • звенья скрипят, при намотке на цепь задерживаются в верхней точке.

И, разумеется, цепную передачу необходимо обслуживать после поездки по дождю, грязи, и снегу.

ржавые звенья велосипедной цепи

Тип смазки Условия применения Преимущества/Недостатки
Сухая смазка (воск, PTFE) Сухая погода, гонки, грязь Отличная работа в сухих условиях, минимальное прилипание грязи. Быстро изнашивается, требует частого нанесения.
Жидкая смазка (на основе минерального масла) Влажная погода, повседневное использование Хорошая защита от влаги, доступная цена. Притягивает грязь, может замедлять цепь.
Жидкая смазка (на основе синтетического масла) Влажная погода, длительные поездки Лучшая защита от влаги и износа, более долговечная, чем минеральная. Более высокая цена.
Смазка-спрей Быстрое нанесение, доступность Удобство применения, подходит для предварительной очистки. Может быть слишком жидкая, требует аккуратного нанесения, чтобы не попасть на тормозные колодки.
Смазка в тюбике Точное нанесение, экономичность Экономичный расход, хорошо подходит для тщательной смазки. Менее удобна в применении, чем спрей.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о смазке для цепи велосипеда:

  1. Типы смазок: Существуют два основных типа смазок для велосипедных цепей — на основе масла и на основе воска. Масляные смазки лучше подходят для влажных условий, так как они обеспечивают хорошую защиту от коррозии, в то время как восковые смазки идеально подходят для сухих условий, так как они не собирают грязь и пыль.

  2. Частота смазывания: Правильная частота смазывания цепи зависит от условий эксплуатации. В условиях дождя или грязи цепь следует смазывать чаще, чем в сухих и чистых условиях. Рекомендуется проверять цепь на наличие сухости или износа каждые 100-200 км, а также после каждой поездки в дождливую погоду.

  3. Технология “наносим и удаляем”: Для достижения наилучших результатов многие велосипедисты используют метод “наносим и удаляем”. Это означает, что сначала на цепь наносится смазка, а затем излишки удаляются с помощью тряпки. Это помогает избежать накопления грязи и пыли, что может привести к быстрому износу цепи и других компонентов трансмиссии.

Чем и как смазать цепь на велосипеде?

Обычно используются специальные смеси или водоотталкивающая смазка. Об этом поговорим позже, а сейчас рассмотрим последовательность работ.

Способы очистки цепи

Прежде чем смазать цепь велосипеда, ее необходимо отмыть от грязи и старого масла. Для этого можно использовать специальную «машинку», с помощью которой очистка производится где угодно, хоть в лесу или на трассе.

Если этого не сделать, даже самый качественный состав нового масла моментально смешается с остатками влаги и абразивной грязью.

Если вы не сторонник «продвинутых» технологий, можно воспользоваться кустарным способом. Ванночка для промывки изготавливается из пластиковой бутылки за несколько минут. 

И наконец, старый дедовский способ, проверенный десятилетиями. Правда придется демонтировать цепь с помощью разъемного замка.

Он представляет собой звено, оснащенное удлиненными штифтами и фиксирующей пластинчатой пружиной. На современных изделиях применяются наружные пластины с эксцентричными отверстиями для штифтов. 

После снятия, вы можете погрузить цепь в пластиковую бутылку, заполненную моющим средством (ранее применялся исключительно керосин). Затем «коктейль» энергично встряхивается, как шейкер.

Все загрязнения удаляются механическим путем, оставаясь в жидкости. Процесс повторяется несколько раз, со сменой моющей жидкости. 

Разумеется, никто не отменял ванночку и зубную щетку. Тем более, что промывать надо велосипедную цепь и звездочку.

приспособление для очистки велоцепи

Вариант с подсолнечным маслом

Для очистки велосипедной цепи можно использовать проникающие жидкости, керосин или растворитель. Часто возникает вопрос: «Можно ли смазывать цепь подсолнечным маслом?». Смазывать не рекомендуется, но промыть можно.

Приготовьте смесь из воды, моющего средства и масла, включая подсолнечное. Этот раствор эффективно удаляет грязь между звеньями цепи. После промывки тщательно высушите звенья и нанесите смазку.

Если нужно промыть и смазать цепь в дороге, в хозяйственном магазине можно купить «нефраз» или «уайт-спирит» и пару одноразовых стаканчиков.

Переключите передачи в положение с минимальным натяжением. Опустите ролик механизма переключения в стакан с жидкостью и прокрутите педальную звездочку несколько раз. Затем нанесите масло на цепь, которое должно быть в запасе у каждого путешественника.

Этот метод не заменяет полноценное обслуживание, но поможет сохранить привод в рабочем состоянии после поездок по грязным участкам. Можно долго обсуждать, какая смазка лучше, но в данной ситуации подойдут литол или солидол, которые использовались 20-30 лет назад.

Информация: При выборе смазки для цепи горного велосипеда важнее соблюдать интервал обслуживания, чем выбирать конкретный тип смазки. Современные средства чаще защищают одежду, чем цепь. Если вы находитесь в походной форме и передвигаетесь по сложным маршрутам, лучше использовать консистентные составы для автомобилей.

Чем смазать цепь велосипеда в домашних условиях?

Проверенный способ: варить в солидоле или литоле. Раньше, когда на прилавках не присутствовал такой ассортимент смазок, применялась безотказная методика.

В металлической емкости разогревалось густое масло (лучше всего на водяной бане). Цепь погружалась в «кипяток», и варилась там до получаса. За это время жижа проникала в самые тонкие щели между пластинами звеньев.

Советы бывалого велосипедиста — видео

После извлечения и застывания смазки, все лишнее удалялось с поверхности чистой ветошью. Естественно, такой способ не гарантировал от следов масла на штанинах (при касании), но с точки зрения качества обработки – вариант конкурирует с дорогостоящими специализированными составами.

Наносить эти смазочные материалы в густом виде (при нормальной температуре) бессмысленно. Она не проникнет в критические точки: втулки, промежутки между пластинами.

А вот на вопрос: «можно ли смазывать цепь велосипеда моторным маслом?», ответ отрицательный. Такая смазка может работать только в стерильных условиях картера.

При попадании воды она превращается в эмульсию, а дорожная пыль и вовсе сделает из нее абразивную пасту. Машинное масло вообще не совместимо с механикой байка.

Как подобрать смазку для велосипедной цепи — видео

Чем смазать велосипедную цепьЧем смазать велосипедную цепь Чем смазать цепь велосипеда. Как подобрать смазку.Чем смазать цепь велосипеда. Как подобрать смазку.

Можно ли смазывать цепь велосипеда силиконовой смазкой?

Если вы предпочитаете современные материалы и не боитесь высоких цен, рассмотрим несколько «продвинутых» смазок для велосипедистов.

Перед нанесением смазки даже самых дорогих брендов необходимо тщательно промыть звенья цепи.

Силиконовые составы — это антифрикционные средства, которые уменьшают трение и уровень шума при работе привода. Тонкий слой силикона не оставляет следов на одежде. Хотя капли воды не проникают внутрь цепи, поездка по лужам может быстро смыть смазку уже через 20-50 км. Цена на такие составы средняя, их можно использовать после каждой сложной поездки.

  1. Тефлоновая смазка для велосипедной цепи относится к дорогим средствам. Она требует времени для высыхания после нанесения, что важно учитывать при планировании дальних поездок. При достаточном слое смазки дождь или снег не страшны, но срок службы таких составов ограничен — не более 100 км. Чистота одежды гарантируется после полного высыхания.

  2. Графитовые составы практически не имеют недостатков, кроме риска запачкаться. Они обеспечивают отличную адгезию, умеренную влагостойкость и не впитывают дорожную пыль. Их антифрикционные свойства значительно превосходят характеристики современных силиконов и тефлонов. Цена на такие составы разумная, сопоставима с литолом.

Если вы не определились, какой смазкой обработать цепь велосипеда, предлагаем народный способ, доступный каждому.

силиконовая смазка для цепи велосипеда

Смазка парафином

На самом деле, эта методика относится скорее к консервации, нежели к смазке. Тем не менее антифрикционные свойства парафина настолько высоки, что обработанные им цепи служит намного дольше.

Парафин можно купить в хозяйственных магазинах, или получить из бесцветных свечек (длинные и толстые, в храмах не продаются).

Твердый состав растапливается на водяной бане, в него укладывается велосипедная цепь, варево «готовится» не менее часа. Парафин покрывает внешнюю часть, и проникает в промежутки между звеньями.

Цепь извлекается в горячем виде, и подвешивается вертикально. Лишний парафин стекает, на поверхности остается тончайший защитный слой.

Единственный недостаток – такая обработка недолговечна (особенно зимой), поэтому ее следует повторять каждые 50 км пробега. Проблема компенсируется копеечной стоимостью материала.

Естественно, перед первичным нанесением требуется тщательная промывка. Повторное нанесение можно выполнять сразу. Внутрь практически не попадает мусор и влага.

смазка цепи парафином

Вывод

Выбор способа и типа смазки зависит от бюджета и времени. Без смазки цепь велосипеда не прослужит долго.

Ошибки при смазке цепи и как их избежать

Смазка цепи велосипеда – это важный процесс, который требует внимательности и знаний. Ошибки, допущенные в процессе смазки, могут привести к быстрому износу компонентов трансмиссии, ухудшению работы велосипеда и даже к авариям. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки и способы их избежать.

1. Использование неподходящей смазки. Одной из самых распространенных ошибок является выбор неправильного типа смазки. Например, использование смазки для автомобильных цепей или универсальных масел может привести к накоплению грязи и пыли на цепи. Для велосипедов существуют специальные смазки, которые учитывают условия эксплуатации: влажные или сухие. Важно выбирать смазку, соответствующую вашему стилю катания и климатическим условиям.

2. Неправильное количество смазки. Нанесение слишком большого количества смазки может привести к тому, что она будет выдавливаться из цепи и собирать грязь. С другой стороны, недостаток смазки не обеспечит должной защиты от износа. Оптимально наносить смазку в небольшом количестве, равномерно распределяя ее по всей длине цепи, а затем удалять излишки с помощью чистой тряпки.

3. Игнорирование чистоты цепи. Перед нанесением смазки необходимо тщательно очистить цепь от грязи и старой смазки. Накопившаяся грязь может стать абразивом и ускорить износ цепи и звездочек. Используйте специальные средства для очистки цепи или растворители, которые помогут удалить загрязнения. После очистки дайте цепи высохнуть перед нанесением новой смазки.

4. Неправильное время для смазки. Многие велосипедисты забывают о регулярной смазке цепи или делают это слишком редко. Рекомендуется смазывать цепь после каждой поездки в условиях дождя или грязи, а также каждые 100-200 км в нормальных условиях. Регулярная смазка поможет продлить срок службы цепи и других компонентов трансмиссии.

5. Пренебрежение проверкой состояния цепи. Перед смазкой важно проверить состояние цепи на наличие износа. Если цепь растянулась или имеет повреждения, смазка не поможет, и ее необходимо заменить. Регулярная проверка состояния цепи позволит избежать более серьезных проблем в будущем.

Избегая этих распространенных ошибок, вы сможете значительно продлить срок службы цепи и улучшить работу вашего велосипеда. Правильный подход к смазке цепи – это залог комфортной и безопасной езды.

Вопрос-ответ

Как выбрать подходящую смазку для цепи велосипеда?

При выборе смазки для цепи велосипеда важно учитывать условия эксплуатации. Для сухих и пыльных условий лучше подойдут восковые или сухие смазки, которые не собирают грязь. В условиях влажной погоды стоит использовать масла на основе синтетики или специальные водоотталкивающие составы, которые защищают от коррозии.

Как правильно наносить смазку на цепь велосипеда?

Перед нанесением смазки рекомендуется очистить цепь от старой грязи и смазки. Затем, поворачивая педали, равномерно наносите смазку на внутреннюю сторону цепи, чтобы она проникла в звенья. После нанесения дайте смазке впитаться в течение нескольких минут, а затем удалите излишки с помощью тряпки, чтобы избежать накопления грязи.

Как часто нужно смазывать цепь велосипеда?

Частота смазывания цепи зависит от условий эксплуатации и типа смазки. В среднем, рекомендуется смазывать цепь каждые 100-200 км или после каждой поездки в дождливую погоду. Также стоит проверять состояние цепи и смазки после каждой поездки, особенно если вы часто катаетесь по грязным или пыльным маршрутам.

Советы

СОВЕТ №1

Выбирайте смазку в зависимости от условий эксплуатации. Для сухих и пыльных условий лучше использовать восковые или сухие смазки, которые не собирают грязь. В условиях дождя или влажности предпочтительнее применять масла на основе синтетики, которые обеспечивают лучшую защиту от коррозии.

СОВЕТ №2

Перед нанесением смазки обязательно очистите цепь от старой грязи и остатка предыдущей смазки. Используйте специальные очистители для цепей или просто тряпку и щетку, чтобы обеспечить хорошую адгезию новой смазки и продлить срок службы цепи.

СОВЕТ №3

Наносите смазку равномерно и в небольшом количестве. Избегайте избыточного нанесения, так как это может привести к накоплению грязи и ухудшению работы цепи. Лучше всего смазывать цепь, вращая педали назад, чтобы равномерно распределить смазку по всем звеньям.

СОВЕТ №4

Регулярно проверяйте состояние цепи и смазывайте её в зависимости от частоты использования велосипеда. В идеале, смазывайте цепь каждые 100-200 км пробега или после каждой поездки в дождливую погоду, чтобы обеспечить оптимальную работу трансмиссии.

Ссылка на основную публикацию
Похожее