Автоматическая коробка передач (АКПП) обеспечивает плавное переключение передач и комфортное вождение. Если ваша коробка-автомат пинается, дергается или проявляет другие рывки, это может указывать на серьезные проблемы. В статье рассмотрим основные причины этих симптомов и предложим рекомендации по их устранению. Знание этих аспектов поможет сохранить работоспособность автомобиля и избежать дорогостоящего ремонта.
Как работает исправная коробка«автомат»?
Неправильно было бы обсуждать неисправности автоматической коробки передач без предварительного знакомства с ее устройством и принципами функционирования. АКПП состоит из трех основных компонентов: механической, гидравлической и электронной частей. Гидротрансформатор, аналогичный сцеплению в механической коробке, передает крутящий момент от двигателя к трансмиссии. Важно отметить, что до момента блокировки «бублика» жесткой механической связи между ведущими и ведомыми элементами не существует. Крутящий момент от двигателя передается через поток рабочей жидкости, который движется от насосного колеса (жестко соединенного с коленвалом) к турбинному колесу (соединенному с валом коробки передач).
Изменение передаточного числа на ведущей оси осуществляется путем блокировки определенных шестерен в планетарном редукторе. Для каждой передачи предусмотрен пакет фрикционных дисков, которые сжимаются под давлением гидравлической жидкости, тем самым блокируя шестерни планетарного редуктора. Давление жидкости ATF создается масляным насосом, который приводится в действие выходным валом АКПП после гидротрансформатора.
Рабочая жидкость, нагнетаемая насосом, проходит через гидроблок. Внутри этого блока жидкость распределяется по каналам, что обеспечивает плавное и своевременное переключение передач. Перераспределение масла в блоке осуществляется с помощью электромагнитных клапанов. Блок управления автоматической коробки передач отправляет управляющее напряжение на соленоиды, которые перемещаются и открывают или закрывают каналы внутри гидроблока. Для корректного управления работой трансмиссии ЭБУ использует данные от ECU (блока управления двигателем) о скорости движения, оборотах двигателя, текущей нагрузке и других важных параметрах.
Автоматическая коробка передач может пинаться по нескольким причинам, и эксперты выделяют несколько ключевых факторов. Во-первых, это может быть связано с низким уровнем трансмиссионной жидкости, что приводит к недостаточному смазыванию и перегреву системы. Во-вторых, проблемы с электронным блоком управления, который отвечает за переключение передач, могут вызывать резкие толчки. Также стоит обратить внимание на состояние сцепления и гидротрансформатора, так как их износ может негативно сказаться на плавности работы коробки. Наконец, неправильная диагностика и отсутствие регулярного обслуживания могут усугубить ситуацию, поэтому важно следить за состоянием автомобиля и проводить профилактические проверки.

Ключевые факторы плавного переключения
Плавность переключений передач в гидротрансформаторной АКПП возможна благодаря двум ключевым факторам:
- Перекрытие при смене ступеней. Благодаря инертности при смыкании фрикционной муфты, в момент начала блокировки (перехода на высшую/низшую ступень) следующей/предыдущей пакет фрикционов еще полностью не разомкнулся. Также способствует плавному переключению короткое проскальзывание фрикционных дисков до момента их полного смыкания;
- Отсутствие жесткой связи между коленчатым валом и выходным валом АКПП. До момента блокировки гидротрансформатора (скорость насосного и турбинного колес выравниваются и соответствуют скорости вращения коленчатого вала) часть ударных нагрузок при переключениях гасятся внутри «бублика» за счет взаимного проскальзывания ведущей и ведомой части муфты.
Пинки при переключениях скоростей возникают, когда работа описанных выше алгоритмов нарушается. Причина толчков в том, что предыдущая передача уже выключена, а следующий пакет фрикционов еще полностью не сомкнут. Поскольку за время этой задержки обороты двигателя успевают вырасти/снизится, включение следующей передачи происходит с характерным пинком или даже с ударом.
| Причина пинков АКПП | Возможные проявления | Рекомендуемые действия |
|---|---|---|
| Низкий уровень трансмиссионной жидкости (ATF) | Задержки при переключении, рывки, пробуксовки, затрудненное включение передач | Проверить уровень ATF, долить до нормы. При необходимости обратиться в сервис для диагностики утечек. |
| Загрязненная трансмиссионная жидкость (ATF) | Грубые переключения, рывки, посторонние шумы, снижение динамики автомобиля | Заменить ATF и фильтр АКПП. Рекомендуется полная аппаратная замена. |
| Неисправность гидроблока (клапанной плиты) | Сильные удары при переключении, задержки, пропадание передач, аварийный режим АКПП | Диагностика и ремонт/замена гидроблока в специализированном сервисе. |
| Износ фрикционных дисков или стальных пластин | Пробуксовки, рывки, снижение мощности, запах гари, повышение оборотов двигателя без ускорения | Капитальный ремонт АКПП с заменой изношенных элементов. |
| Неисправность соленоидов | Задержки при переключении, удары, пропадание передач, аварийный режим АКПП | Диагностика и замена неисправных соленоидов. |
| Проблемы с электронным блоком управления (ЭБУ) АКПП | Непредсказуемое поведение АКПП, ошибки на приборной панели, аварийный режим | Компьютерная диагностика, перепрошивка или замена ЭБУ. |
| Неисправность датчиков (скорости, положения дроссельной заслонки и т.д.) | Неправильные переключения, рывки, аварийный режим, ошибки на приборной панели | Компьютерная диагностика, замена неисправных датчиков. |
| Проблемы с проводкой или разъемами | Периодические сбои в работе АКПП, ошибки, аварийный режим | Проверка целостности проводки и контактов, устранение обрывов или окислений. |
| Неисправность гидротрансформатора | Вибрации, гул, пробуксовки, перегрев АКПП, снижение динамики | Ремонт или замена гидротрансформатора. |
| Механические повреждения внутренних элементов АКПП | Сильные удары, посторонние шумы, невозможность движения, аварийный режим | Капитальный ремонт АКПП с заменой поврежденных деталей. |
| Неправильная адаптация АКПП | Нестабильная работа после ремонта или сброса настроек, легкие толчки | Проведение процедуры адаптации АКПП с помощью диагностического оборудования. |
| Неисправность подушек двигателя или АКПП | Ощутимые толчки при переключении, особенно на низких скоростях, вибрации | Проверка состояния подушек, замена изношенных. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о том, почему автоматическая коробка передач может “пинаться”:
-
Проблемы с трансмиссией: Пинание может быть связано с износом или повреждением компонентов трансмиссии, таких как сцепление или гидротрансформатор. Если эти элементы не работают должным образом, это может привести к резким переключениям передач.
-
Неправильная работа датчиков: Автоматические коробки передач используют множество датчиков для определения оптимального момента переключения. Если один из датчиков, например, датчик скорости или положения дроссельной заслонки, работает неправильно, это может привести к неправильным переключениям и, как следствие, к пинкам.
-
Нехватка трансмиссионной жидкости: Уровень и состояние трансмиссионной жидкости играют ключевую роль в работе автоматической коробки передач. Нехватка жидкости или ее загрязнение могут привести к недостаточному смазыванию и охлаждению, что может вызвать резкие переключения и пинание при смене передач.
Эти факторы могут быть индикаторами более серьезных проблем, поэтому важно регулярно обслуживать автомобиль и следить за состоянием трансмиссии.

Почему пинается АКПП?
-
Низкое давление в гидравлической системе автоматической коробки передач (АКПП). Недостаточная скорость потока жидкости трансмиссионного масла (АТФ) и объем, который прокачивается, не позволяют нормально открываться соленоидам. В результате пакеты фрикционов смыкаются и размыкаются с задержкой, что вызывает толчки при движении АКПП.
-
Неправильная работа соленоидов в гидроблоке. Неисправность может быть связана как с механической, так и с электрической частью. В первом случае подклинивания возникают из-за загрязнения рабочей зоны клапана. Фрикционная пыль и другие отложения создают препятствия для движения клапана, что приводит к его залипанию в открытом или закрытом положении и задержке в перемещении. Долгая эксплуатация АКПП на масле с высоким содержанием продуктов износа и нагара приводит к образованию износа на теле соленоидов и в области их перемещения. Как и плотные грязевые отложения, задиры могут вызывать подклинивания клапанов. Среди электрических неисправностей чаще всего автомат начинает дергаться из-за короткого замыкания в электромагнитной катушке или обмотки на корпус. Если клапан остается работоспособным, но не развивает достаточное усилие для своевременного открытия или закрытия гидравлических каналов, при переключениях вы также ощутите толчки. Когда соленоид полностью выходит из строя, соответствующий пакет фрикционных дисков не может быть активирован, что приводит к невозможности включения какой-либо передачи.
-
Сильный износ или неправильная настройка тормозной ленты. В некоторых коробках передач фрикционная лента используется для блокировки отдельного барабана. В таких случаях автоматическая коробка может пинаться при переключении с первой на вторую передачу.
Причины снижения давления в гидравлической системе
Снижение вязкости гидравлической жидкости – наиболее распространенная причина уменьшения рабочего давления. Алгоритм работы автоматической коробки проектируется со строгой привязкой к физико-химическим свойствам рабочей жидкости. Из-за снижения вязкости уменьшается прокачиваемый через систему объем масла и снижается давление в гидравлической системе. Чаще всего пинается коробка «автомат» при несоблюдении интервалов замены жидкости АТФ.
Ускорить процесс естественного старения жидкости могут тяжелые условия эксплуатации автомобиля: буксировка прицепа, езда по пересеченной местности, несоблюдение правил буксировки авто с АКПП, спортивная манера езды. Часто причиной поломки становится не столько сами условия эксплуатации, сколько возрастающие при этом требования к исправности системы охлаждения коробки (чистота внешнего радиатора, забитость сот теплообменника).
Если автоматическая коробка начинает работать некорректно только на горячую, обратите внимание на исправность датчика температуры жидкости АТФ и состояние охладителей.
Забитые каналы внутри гидроблока и загрязненный фильтрующий элемент приводят к снижению рабочего давления жидкости и уменьшению прокачиваемого через гидравлическую систему объема масла. Загрязняют внутренности АКПП продукты износа фрикционных дисков (пыль, частицы клеевого состава) и продукты разложения гидравлической жидкости. Как и в случае с ATF (Automatic Transmission Fluid), фильтр в автоматической коробке должен меняться согласно регламенту.
Реже всего снижение давления в гидравлической системе и связанные с этим рывки при переключениях возникают в результате износа масляного насоса. Из-за критичной выработки между рабочими поверхностями увеличивается зазор. Как следствие, насос не может создать достаточное разряжение в полости всасывания и создать высокое давление в каналах гидроблока.
Видео: Что делать если пинается АКПП (автоматическая коробка передач)?

Порядок диагностики
Диагностика коробки-автомат делится на несколько ключевых этапов:
- компьютерная диагностика. Система самодиагностики современных АКПП способна отслеживать некорректную работу датчиков и многих исполнительных механизмов. Правильная трактовка актуальных и сохраненных кодов неисправности облегчает поиск неисправности, из-за которой автомат пинается;
- проверка уровня и состояния ATF. Пинки из-за недостаточного давления в гидравлической системе возникают при снижении вязкости масла и в случае его недостаточного объема. Проверить уровень можно с помощью щупа, если таковой предусмотрен конструкцией, либо методом измерения слитого объема жидкости АТФ. Оценить вязкость масла без лабораторных исследований невозможно, но проверить степень загрязненности масла продуктами можно. Для этого применяют тест методом капельной пробы. Многое о состоянии АКПП говорит и запах масла. Примеси гари и темный цвет свидетельствует о перегреве коробки передач;
- дефектовка неисправных компонентов в процессе частичной или полной разборки АКПП.
Рекомендации по обслуживанию АКПП
Автоматическая коробка передач (АКПП) требует регулярного обслуживания для обеспечения её надежной работы и предотвращения различных проблем, включая пинание при переключении передач. Вот несколько рекомендаций, которые помогут поддерживать вашу АКПП в хорошем состоянии.
1. Регулярная замена масла: Масло в АКПП играет ключевую роль в её функционировании. Оно смазывает внутренние компоненты, охлаждает их и обеспечивает плавное переключение передач. Рекомендуется менять трансмиссионное масло каждые 30 000 – 60 000 километров, в зависимости от рекомендаций производителя. Использование масла, не соответствующего спецификациям, может привести к повреждению коробки.
2. Проверка уровня масла: Уровень трансмиссионного масла должен находиться в пределах нормы. Низкий уровень масла может вызвать пинание и другие проблемы с переключением передач. Проверяйте уровень масла регулярно, особенно перед длительными поездками. Если уровень масла низкий, это может указывать на утечку, которую необходимо устранить.
3. Очистка или замена фильтра: Фильтр АКПП отвечает за очистку масла от загрязнений. Загрязненный фильтр может ограничивать поток масла, что приводит к проблемам с переключением. Рекомендуется проверять и при необходимости заменять фильтр при каждой замене масла.
4. Диагностика электроники: Современные АКПП управляются электронными системами, которые могут давать сбои. Регулярная диагностика электронных компонентов поможет выявить и устранить проблемы до того, как они приведут к серьезным неисправностям. Используйте специализированное оборудование для считывания кодов ошибок и анализа работы системы управления трансмиссией.
5. Избегание перегрева: Перегрев является одной из основных причин выхода из строя АКПП. Убедитесь, что система охлаждения работает должным образом, и следите за температурой трансмиссионного масла. Если вы заметили, что коробка передач перегревается, это может быть признаком неисправности радиатора или недостатка масла.
6. Плавное управление: Избегайте резких маневров и агрессивного вождения, так как это может негативно сказаться на работе АКПП. Плавное ускорение и торможение помогут снизить нагрузку на трансмиссию и продлить её срок службы.
7. Своевременное обращение к специалистам: Если вы заметили, что ваша АКПП начала пинаться или проявлять другие аномалии, не откладывайте визит к специалисту. Ранняя диагностика и устранение проблем могут предотвратить более серьезные поломки и дорогостоящий ремонт.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете значительно продлить срок службы вашей автоматической коробки передач и избежать неприятных ситуаций на дороге.
Вопрос-ответ
Что может вызвать пинки при переключении передач в автоматической коробке?
Пинки при переключении передач могут быть вызваны несколькими факторами, включая низкий уровень трансмиссионной жидкости, загрязнение фильтра, износ фрикционов или повреждение соленоидов. Также это может быть связано с неправильной настройкой системы управления трансмиссией.
Как можно предотвратить пинки в автоматической коробке передач?
Для предотвращения пингов в автоматической коробке передач рекомендуется регулярно проверять уровень и состояние трансмиссионной жидкости, проводить плановое обслуживание и замену фильтров, а также следить за состоянием всех компонентов трансмиссии. Также важно избегать резкого ускорения и перегрузки автомобиля.
Когда стоит обратиться к специалисту по ремонту трансмиссий?
Если вы заметили постоянные пинки при переключении передач, которые не исчезают после проверки уровня жидкости и замены фильтра, стоит обратиться к специалисту. Также стоит обратиться за помощью, если возникают другие симптомы, такие как шумы, вибрации или предупреждающие лампочки на приборной панели.
Советы
СОВЕТ №1
Проверьте уровень трансмиссионной жидкости. Низкий уровень жидкости может привести к неправильной работе коробки передач, включая пинание. Убедитесь, что жидкость находится на нужном уровне и имеет правильный цвет и запах.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на состояние трансмиссионного фильтра. Засоренный фильтр может ограничивать поток жидкости, что также может вызвать пинание. Регулярная замена фильтра поможет избежать проблем с коробкой передач.
СОВЕТ №3
Проверьте наличие ошибок в системе управления трансмиссией. Современные автомобили оснащены бортовыми компьютерами, которые могут выявить проблемы. Используйте диагностический сканер для проверки кодов ошибок и устранения возможных неисправностей.
СОВЕТ №4
Не игнорируйте регулярное техническое обслуживание. Своевременная замена масла и фильтров, а также проверка состояния компонентов трансмиссии помогут предотвратить возникновение проблем и продлить срок службы коробки передач.
Автоматическая коробка передач (АКПП) требует регулярного обслуживания для обеспечения её надежной работы и предотвращения различных проблем, включая пинание при переключении передач. Вот несколько рекомендаций, которые помогут поддерживать вашу АКПП в хорошем состоянии.
1. Регулярная замена масла: Масло в АКПП играет ключевую роль в её функционировании. Оно смазывает внутренние компоненты, охлаждает их и обеспечивает плавное переключение передач. Рекомендуется менять трансмиссионное масло каждые 30 000 – 60 000 километров, в зависимости от рекомендаций производителя. Использование масла, не соответствующего спецификациям, может привести к повреждению коробки.
2. Проверка уровня масла: Уровень трансмиссионного масла должен находиться в пределах нормы. Низкий уровень масла может вызвать пинание и другие проблемы с переключением передач. Проверяйте уровень масла регулярно, особенно перед длительными поездками. Если уровень масла низкий, это может указывать на утечку, которую необходимо устранить.
3. Очистка или замена фильтра: Фильтр АКПП отвечает за очистку масла от загрязнений. Загрязненный фильтр может ограничивать поток масла, что приводит к проблемам с переключением. Рекомендуется проверять и при необходимости заменять фильтр при каждой замене масла.
4. Диагностика электроники: Современные АКПП управляются электронными системами, которые могут давать сбои. Регулярная диагностика электронных компонентов поможет выявить и устранить проблемы до того, как они приведут к серьезным неисправностям. Используйте специализированное оборудование для считывания кодов ошибок и анализа работы системы управления трансмиссией.
5. Избегание перегрева: Перегрев является одной из основных причин выхода из строя АКПП. Убедитесь, что система охлаждения работает должным образом, и следите за температурой трансмиссионного масла. Если вы заметили, что коробка передач перегревается, это может быть признаком неисправности радиатора или недостатка масла.
6. Плавное управление: Избегайте резких маневров и агрессивного вождения, так как это может негативно сказаться на работе АКПП. Плавное ускорение и торможение помогут снизить нагрузку на трансмиссию и продлить её срок службы.
7. Своевременное обращение к специалистам: Если вы заметили, что ваша АКПП начала пинаться или проявлять другие аномалии, не откладывайте визит к специалисту. Ранняя диагностика и устранение проблем могут предотвратить более серьезные поломки и дорогостоящий ремонт.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете значительно продлить срок службы вашей автоматической коробки передач и избежать неприятных ситуаций на дороге.
