Предупреждающие знаки дорожного движения обеспечивают безопасность на дорогах, информируя водителей о потенциальных опасностях и изменениях в ситуации. В статье рассмотрим виды предупреждающих знаков, их обозначения и пояснения, что поможет водителям лучше ориентироваться и принимать обоснованные решения. Знание этих знаков снижает риск аварий и повышает безопасность на автомагистралях, что важно для всех участников дорожного движения.
Внешнее оформление
Группа знаков, предупреждающих о возможных опасностях, имеет определенные форму и цвет, которые регламентируются действующими нормативными актами, касающимися организации дорожного движения.
Чаще всего это треугольник белого цвета с красной рамкой и символическим изображением потенциальной угрозы. В зонах проведения ремонтных работ оформление предупреждающих знаков может отличаться от общепринятого. Основным отличием временных знаков является желтый фон.
Обратите внимание! В случае возникновения разночтений между значениями постоянного и временного знаков, предпочтение отдается временным знакам.
Эксперты в области безопасности и психологии утверждают, что предупреждающие знаки играют ключевую роль в предотвращении опасных ситуаций. Они подчеркивают, что такие знаки не только информируют о потенциальных угрозах, но и формируют у людей осознанное отношение к рискам. Например, дорожные знаки помогают водителям принимать обоснованные решения, снижая вероятность аварий. Психологи отмечают, что визуальные и текстовые предупреждения могут влиять на поведение людей, повышая их бдительность. Важно, чтобы знаки были четкими и понятными, так как это способствует быстрому реагированию на опасности. Таким образом, правильное использование предупреждающих знаков может значительно повысить уровень безопасности в обществе.

Регламент установки и виды
Установка знаков рассматриваемой группы, обладающих стандартной формой и расцветкой (равносторонний, окантованный красной каймой, белый треугольник), должна обеспечивать заблаговременность доведения информации участникам движения.
В населенных пунктах предупреждающие знаки устанавливаются за 50 -100 метров до опасного участка, вне населенных пунктов за 150 — 300 метров.
При необходимости знаки, предупреждающие об опасности, разрешается устанавливать на иных расстояниях с обязательным применением информационной таблички.
| Категория знака | Пример знака | Значение |
|---|---|---|
| Опасность | ⚠️ | Общая опасность, будьте внимательны |
| Запрет | Запрещено, нельзя | |
| Обязательное действие | ➡️ | Двигаться в указанном направлении |
| Предупреждение | ☢️ | Радиационная опасность |
| Информация | ℹ️ | Дополнительная информация |
| Пожарная безопасность | Огнеопасно | |
| Электрическая безопасность | ⚡ | Опасность поражения электрическим током |
| Биологическая опасность | ☣️ | Биологическая угроза |
| Химическая опасность | Химические вещества, опасность | |
| Осторожно, скользко | ⛸️ | Поверхность может быть скользкой |
| Осторожно, падение | ⬇️ | Опасность падения с высоты |
| Осторожно, движущиеся части | ⚙️ | Опасность затягивания или защемления |
| Осторожно, горячо | ♨️ | Горячая поверхность или жидкость |
| Осторожно, холодно | ❄️ | Холодная поверхность или жидкость |
| Осторожно, острые предметы | Опасность порезов | |
| Осторожно, животные | Возможно присутствие животных | |
| Осторожно, дети | Возможно присутствие детей | |
| Осторожно, транспорт | Возможно движение транспорта | |
| Осторожно, шум | Высокий уровень шума | |
| Осторожно, лазер | Опасность лазерного излучения |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о предупреждающих знаках:
-
История и стандартизация: Первые предупреждающие знаки появились в начале 20 века, когда автомобили начали массово появляться на дорогах. В 1926 году в США была проведена первая конференция по стандартизации дорожных знаков, что привело к созданию единой системы знаков, которая используется и сегодня.
-
Цвета и формы: Цвета и формы предупреждающих знаков имеют особое значение. Например, красный цвет обычно сигнализирует о запрете или опасности, желтый — о предупреждении, а зеленый — о разрешении. Треугольные знаки, как правило, используются для предупреждения о потенциальной опасности, в то время как круглые знаки могут указывать на обязательные действия.
-
Психология восприятия: Исследования показывают, что форма и цвет предупреждающих знаков могут влиять на скорость реакции водителей. Например, яркие и контрастные цвета, а также простые формы помогают быстрее воспринимать информацию, что может снизить риск аварий.

Виды предупреждающих знаков
Знаки, которые располагаются за пределами правой обочины дороги, называются основными.
Минимальная дальность видимости этих знаков для участников дорожного движения должна составлять не менее 100 метров.
Дополнительный знак, установленный в соответствии с правилами дорожного движения, именуется повторным. Его размещение осуществляется на расстоянии не менее 50 метров до опасного участка дороги.
Знак, который располагается за пределами левой обочины (при наличии одной или двух полос встречного движения) в одном поперечном сечении с основным знаком, называется дублирующим.
Если имеется разделительная полоса, дублирующий знак устанавливается на нее.
На магистралях с более чем двумя полосами движения в одном направлении предусмотрено размещение дублирующего знака над проезжей частью.
В ходе проведения дорожных работ или при необходимости внесения краткосрочных изменений в организацию дорожного движения могут устанавливаться знаки на переносных опорах. Такие знаки разрешается размещать на обочинах, разделительных полосах или непосредственно на проезжей части.
Описание и назначение предупреждающих знаков

Железнодорожный переезд со шлагбаумом
Знак 1.1 информирует водителей о том, что они приближаются к пересечению с железнодорожными путями, где движение регулируется светофорами, положением шлагбаума и указаниями дежурного работника железной дороги.
Правила проезда через железнодорожные переезды строго определены (раздел 15 ПДД), и их соблюдение обязательно для всех участников дорожного движения. В пределах жилых районов знак 1.1 устанавливается на расстоянии не более 100 метров и не менее 50 метров от переезда, при этом обязательно размещение знака-дублера.
За пределами жилых зон знак 1.1 устанавливается на расстоянии от 150 до 300 метров, с обязательным повторением и дублированием информации.
Железнодорожный переезд, не оборудованный шлагбаумом
Предупреждающий знак 1.2 сообщает участникам движения о приближении к пересечению магистрали и железнодорожных путей, проезд через которое регулируется сигналами светофора. В случае отсутствия светофора водитель обязан действовать сообразно требованиям знаков и дорожной разметки, безусловно уступая дорогу железнодорожному транспорту.
В границах населенных пунктов знак 1.2 устанавливается с соблюдением условий, показанных на картинке. Наличие дублирующего знака обязательно.
Вне границ населенных пунктов размещение знака обусловлено соблюдением следующих условий:
- Основной знак устанавливается на удалении 150-300 метров от переезда.
- Расстояние от объекта до повторного знака составляет не менее 50, но не более 100 метров.
Не секрет, что пересечение автомагистрали с железнодорожными путями являются участками повышенной опасности и любая информация о характеристиках такого отрезка дороги снижает уровень этой опасности. Функциональное назначение знаков 1.3.1 и 1.3.2 заключается в информировании водителей о количестве пересекаемых путей, а их установка производится непосредственно перед ж/д переездом.
Дополнительное информирование о приближении транспортного средства к пересечению магистрали с ж/д путями осуществляется посредством элементов подгруппы 1.,4.
ПДД предусмотрен следующий регламент их установки:
- 1.4.1 применяется в сочетании с основным знаком 1.1 (1.2) и устанавливается на его опоре.
- 1.4.3 используется вместе с повторным знаком.
- 1.4.2 устанавливается в точке, равноудаленной от основного и повторного знаков на индивидуальной опоре.
- Знаки 1.4.4 – 1.4.6 применяются в сочетании со знаками-дублерами в аналогичной последовательности.
Пересечение с трамвайными путями
Знак 1.5 информирует о пересечении проезжей части с трамвайной линией, применяется вне перекрестков в пределах жилых массивов и обязывает водителей уступать проезд трамваю. В случае ограниченности обзора подъездов к перекрестку с трамвайными путями, знак 1.5 может устанавливаться перед ними.
Пересечение равнозначных дорог
Знак 1.6 используется в ситуациях, когда обзор подъездов к перекрестку, где дороги имеют одинаковый статус, ограничен. Этот предупреждающий знак указывает на то, что движение через данный перекресток осуществляется по принципу «помеха справа».
Круговое движение
Знак 1.7 предупреждает о приближении к пересечению проезжей части, на котором организовано круговое движение. Регламент применения данного знака требует его установки перед всеми пересечениями такого типа вне пределов населенных пунктов. В границах населенных пунктов обозначение 1.7 применяется в случае ограниченного обзора на пересечении или отсутствием на нем ночного освещения.
Регулирование светофором 1.8
Знак служит для предупреждения водителей о наличии объектов, таких как пешеходные переходы или перекрестки, а также о участках дороги, где движение регулируется светофорами.
Правила установки:
- В пределах жилых районов знак 1.8 устанавливается перед первым перекрестком после въезда, чтобы уведомить о начале регулируемого участка.
- За пределами населенных пунктов этот знак устанавливается перед каждым объектом или участком дороги, где движение контролируется светофорами. Также допускается использование временной версии данного знака.
Знак 1.9 «Разводной мост»
Устанавливается за 150-300 метров до объекта, предупреждает о приближении к разводному мосту или паромной переправе и повторяется не ближе 50 м до них.
Данный знак обязывает водителя неукоснительно следовать положениям шлагбаума, сигналам светофора и указанием дежурного сотрудника на объекте.
Выезд на набережную
Знак «Выезд на набережную» 1.10 информирует автомобилистов о том, что они приближаются к дороге, проходящей вдоль набережной (включая участки без ограждений у водоемов) и настоятельно рекомендует снизить скорость и проявить повышенное внимание.
Правила установки знака 1.10 аналогичны правилам для знаков 1.9 и 1.8.
Опасный поворот (повороты)
Функциональное назначение предупреждающих знаков 1.11.1 и 1.11.2 заключается в информировании водителя о присутствии впереди поворота с недостаточной видимостью или имеющего критично малый радиус закругления.
Знак 1.12.1 (первый поворот направо) и 1.12.2 (первый поворот налево) имеют схожий функционал со знаками, описанными выше, отличаясь от них лишь количеством поворотов, представляющих опасность.
В случае, если количество небезопасных поворотов превышает два, в сочетании с элементом 1.12 применяется информационная табличка, указывающая зону действия предупреждающих знаков.
Крутой спуск (подъем)
На участках дорог, отмеченных знаком 1.13, настоятельно не рекомендуется движение с отключенной трансмиссией или сцеплением.
В случае затрудненного разъезда на спуске преимущество в проезде имеет транспортное средство, которое движется в гору.
При крутом подъеме водителю необходимо выполнить следующие действия: правильно оценить угол наклона и вовремя переключиться на пониженную передачу, что позволит без остановок двигаться вверх.
Процесс установки знаков 1.13 и 1.14 является стандартным для данной группы. Тем не менее, на участках, где наблюдается чередование подъемов и спусков, их можно устанавливать непосредственно перед соответствующим участком дороги.
Скользкая дорога
Назначение знака 1.15 – предупреждение об участке дороги, где в силу определенных обстоятельств (метеоусловия, особенности дорожного покрытия, сезонные явления, авария техногенного характера) пониженное значение коэффициента сцепления дороги с колесом автомобиля.
Для предотвращения срыва транспортного средства в неуправляемый занос рекомендуется:
Допускается применение знака 1.15 во временном исполнении.
Неровная дорога
Знак 1.16 информирует водителей о приближении к участкам дороги с различным уровнем дорожного покрытия:
- соединения отремонтированных участков.
- места стыков с мостами.
- ямы и выбоины.
- наложения асфальта (бетона).
- глубокие колеи.
Также возможно использование знака 1.16 в временном варианте.
Искусственные неровности
Этот знак информирует о приближении к искусственно созданным неровностям дорожного полотна, именуемым в просторечии «спящими полицейскими» и призванных принудительно снижать скорость автомашин.
Выброс гравия
Знак 1.18 предназначен для предупреждения водителей о том, что они приближаются к участку дороги с ненадежным покрытием. Частицы гравия или щебня, выбрасываемые из-под колес встречных и попутных автомобилей, могут серьезно повредить кузов, фары и стекла транспортных средств.
При проезде такого участка дороги рекомендуется уменьшить скорость и увеличить дистанцию до встречных автомобилей, а также до тех, что движутся впереди.
Опасная обочина
Суть информации, передаваемой знаком 1.19, заключается в предупреждении о существенном превышении (снижении более 40 мм) уровня обочины над уровнем дорожного полотна, что является угрозой безопасности движения на данном отрезке трассы. Тем не менее, в нем не содержится запрета выезда на обочину. Допускается применение знака 1.19 во временном исполнении.
Сужения дорог
Установка элементов данной категории за пределами населенных пунктов осуществляется в следующих случаях:
- Перед мостами.
- В местах, где ширина проезжей части уменьшается на 50 см и более.
- При въезде в тоннель, независимо от изменений ширины дороги.
В пределах населенных пунктов знаки 1.20.1, 1.20.2 и 1.20.3 устанавливаются на участках магистралей, где наблюдается сокращение числа полос движения.
Наличие знаков 1.20.1 – 1.20.3 обязывает водителей соблюдать правила перестроения.
Двустороннее движение
Знак 1.21 устанавливается в конце участка одностороннего движения, переходящего в участок двустороннего движения.
Он предупреждает о необходимости перестроения в правую полосу, во избежание выезда на сторону встречного транспорта.
Выезд в левую полосу разрешен лишь для выполнения левого поворота. Допускается применение знака во временном исполнении.
Пешеходный переход
Функциональное назначение знака 1.22 четко отражено в его названии – он информирует водителей о приближении к участку дороги, где необходимо уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по обозначенному переходу. За пределами населенных пунктов этот знак устанавливается на всех пешеходных переходах. Также стоит отметить, что знак выполнен на фоне желтого световозвращающего квадрата.
Данный знак требует от водителей снизить скорость и предоставить преимущество пешеходам, находящимся на переходе.
В пределах населенного пункта необходимость установки знака 1.22 может возникнуть в условиях ограниченной видимости.
Дети
Знак 1.23 сообщает о приближении к учреждению, большинством посетителей которого являются дети: детские сады, школы, центры детского творчества, Водитель обязан быть готов к внезапному появлению детей перед его транспортным средством.
Важность данного знака подчеркивается его обязательной повторной установкой и желтым световозвращающим фоном. На опоре повторного знака размещается табличка, указывающая зону его действия, а конкретно длину отрезка дороги, на котором могут появиться дети.
Велосипедная (велопешеходная) дорожка
Знак 1.24 требует от водителя уменьшить скорость перед пересечением и следовать установленным правилам проезда перекрестков.
Производство дорожных работ
Знак 1.25 оповещает о проводящемся впереди ремонте дорожного полотна. Подъезжая к зоне действия этого знака, следует снизить скорость движения и повысить концентрацию внимания. Водитель должен своевременно среагировать на изменение дорожной обстановки. Например, внезапное возникновение препятствия.
Очевидно, что с уменьшением освещенности опасность таких участков резко возрастает и требует от участников движения максимальной собранности и внимания. Регламент установки этого знака соответствует регламенту данной группы.
Краткосрочные ремонтно-восстановительные работы допускается обозначать временным знаком на передвижной опоре, выставляя его на расстоянии 10-15 м от места ремонта.
Перегон скота
Знак 1.26 предупреждает водителей о том, что впереди могут находиться сельскохозяйственные животные. Обычно такие перегоны располагаются вблизи ферм, скотных дворов и хозяйств. Особенно осторожными следует быть в отношении животных, находящихся у края дороги. Испуг, вызванный приближающимся транспортом, может заставить их совершить неожиданные поступки.
Дикие животные
Этот знак устанавливается в местах пересечения автомагистралей с миграционными путями диких животных, обитающих в близко расположенных к дороге лесах, заповедниках и охотничьих хозяйствах. Протяженность опасного отрезка указывается на информационной табличке.
Камнепад
Сообщает о вероятности схода лавин, селей, оползней и падения камней на дорогу.
Боковой ветер
Оповещает участников движения о подъезде к отрезку дороги, для которого характерны сильные порывы бокового ветра. Это происходит на перевалах, вблизи ущелий и горных рек, на высоких мостах и т.п. Проезд таких участков осуществляется на небольшой скорости и в постоянной готовности к корректировке положения автомобиля на проезжей части.
Низколетящие самолеты
Устанавливаются на участках дорог, расположенных рядом с аэродромами, где высота полета взлетающих и садящихся самолетов невелика.
Тоннель
Устанавливается перед тоннелями, не оснащенными внутренним искусственным освещением или имеющими скрытый рельефом местности въезд. Перед тоннелями, конфигурация которых не позволяет во время въезда наблюдать выезд, знак 1.31 применяется совместно с табличкой «зона действия». Въезжая в тоннель водитель обязан включить свет фар, независимо от наличия в нем освещения.
Затор
Знаки 1.32 обычно устанавливаются на перекрестках. Их размещение перед ближайшим к затору перекрестком помогает водителям избежать застревания в пробке.
Прочие опасности
Устанавливается на отрезках магистралей, на которых возможно возникновение опасных ситуаций, не предусмотренных рассмотренными выше элементами первой группы.
Направление поворота
Сообщает о приближении к повороту с малым радиусом, где из-за ограниченной видимости могут возникнуть трудности с определением направления движения. Знак устанавливается на внешней стороне поворота. Он может быть представлен в виде одной или двух повторяющихся стрелок. Также возможно его использование в качестве указателя направления объезда во время проведения ремонтных работ.
При наличии риска проезда транспортных средств через Т-образные перекрестки (дорожные развилки) устанавливается знак 1.34.3.
Выводы
В качестве выводов рассмотрим два аспекта, которых мы не коснулись выше. Необходимость предупреждающих знаков для водителя подвергать сомнению бессмысленно. А насколько важны предупреждающие знаки для пешеходов?
Очевидно, что такие знаки, как 1.22; 1.23; 1.24; 1.25, для пешехода, как полноправного участника дорожного движения, играют не менее, а, может, и более важную роль, нежели для водителя. Ведь они обеспечивают ему относительную безопасность на дороге, территории, принадлежащей автомобилям.
И второе. Предупреждающие знаки регулируют дорожное движение, позволяя избегать опасных ситуаций, возникновение которых не всегда зависит от воли человека.
История и эволюция предупреждающих знаков
Предупреждающие знаки имеют долгую и интересную историю, уходящую корнями в древние цивилизации. Первые примеры предупреждающих знаков можно встретить в Древнем Египте и Месопотамии, где использовались символы и иероглифы для обозначения опасностей, таких как обрывы, ямы или дикие животные. Эти знаки служили для защиты людей и животных, а также для предупреждения о возможных угрозах.
С развитием общества и увеличением числа транспортных средств необходимость в стандартизированных предупреждающих знаках стала более актуальной. В 19 веке, с ростом автомобильного движения, возникла потребность в создании универсальных знаков, которые могли бы быть понятны всем участникам дорожного движения. Это привело к разработке первых дорожных знаков, которые использовали простые и легко узнаваемые символы.
В 1909 году в Великобритании была проведена первая международная конференция по дорожным знакам, на которой были установлены основные принципы их дизайна и использования. В результате этого события были разработаны стандарты, которые легли в основу современных предупреждающих знаков. Эти знаки стали использоваться не только в Европе, но и в других частях мира, что способствовало унификации дорожной сигнализации.
С течением времени предупреждающие знаки эволюционировали, адаптируясь к изменениям в технологиях и требованиям безопасности. В 1968 году была принята Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах, которая установила международные стандарты для дорожной сигнализации. Это соглашение способствовало дальнейшему унифицированию знаков и их значений, что сделало их более понятными для водителей из разных стран.
Современные предупреждающие знаки изготавливаются из различных материалов, таких как алюминий, пластик и светоотражающие пленки, что обеспечивает их видимость в любых условиях. Кроме того, с развитием технологий появились электронные предупреждающие знаки, которые могут изменять свои сообщения в зависимости от ситуации на дороге, что значительно повышает уровень безопасности.
Таким образом, история и эволюция предупреждающих знаков отражает изменения в обществе, технологиях и потребностях людей. Эти знаки продолжают играть важную роль в обеспечении безопасности на дорогах, и их значение будет только возрастать в будущем, особенно с учетом роста числа транспортных средств и увеличения плотности движения.
Вопрос-ответ
Почему при знаке 40 можно ехать 60?
Ограничиваться она будет лишь местоположением дороги – в городе или за городом. Табличка лишь означает, что рекомендованная скорость передвижения 60 км/ч и только потому, что она является наиболее безопасной на данном участке. Ведь наиболее безопасная скорость – это скорость движения потока.
Как выглядят предупреждающие?
Как выглядят предупреждающие знаки и какое имеют название? Дорожные знаки, которые могут относиться к группе предупреждающих, выполнены в форме треугольника с белым фоном и красной окантовкой. В центре располагается изображение, регулирующее движение, в виде соответствующей пиктограммы.
Что показывают предписывающие знаки?
Предписывающие знаки — группа дорожных знаков, которые обязывают дорожный транспорт (или отдельные его категории) двигаться в указанном направлении. Указывают путь движения велосипедистам и пешеходам. Предписывают минимальную допустимую скорость.
Как правильно устанавливать предупреждающие знаки?
Предупреждающие знаки 1.1, 1.2, 1.5 – 1.33 вне населенных пунктов устанавливаются на расстоянии 150 – 300 м, в населенных пунктах – на расстоянии 50 – 100 м до начала опасного участка. При необходимости знаки могут устанавливаться и на ином расстоянии, которое в этом случае указывается на табличке 8.1.1.
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на изменения в поведении окружающих. Если кто-то из ваших близких или коллег стал вести себя иначе, это может быть признаком того, что что-то не так. Не игнорируйте эти изменения и постарайтесь выяснить причины.
СОВЕТ №2
Следите за своим внутренним состоянием. Часто наше тело и эмоции подают сигналы о том, что что-то идет не так. Если вы чувствуете постоянное напряжение, тревогу или усталость, это может быть предупреждающим знаком, что вам нужно сделать паузу и переосмыслить свои приоритеты.
СОВЕТ №3
Не забывайте о важности общения. Если вы заметили предупреждающие знаки у других, не стесняйтесь обсудить это с ними. Открытый диалог может помочь выявить проблемы и найти пути их решения, прежде чем они станут серьезными.
СОВЕТ №4
Обучайтесь распознаванию предупреждающих знаков в различных сферах жизни, будь то здоровье, отношения или работа. Чтение литературы, участие в семинарах или консультации с профессионалами могут помочь вам лучше понимать и реагировать на эти сигналы.
Предупреждающие знаки имеют долгую и интересную историю, уходящую корнями в древние цивилизации. Первые примеры предупреждающих знаков можно встретить в Древнем Египте и Месопотамии, где использовались символы и иероглифы для обозначения опасностей, таких как обрывы, ямы или дикие животные. Эти знаки служили для защиты людей и животных, а также для предупреждения о возможных угрозах.
С развитием общества и увеличением числа транспортных средств необходимость в стандартизированных предупреждающих знаках стала более актуальной. В 19 веке, с ростом автомобильного движения, возникла потребность в создании универсальных знаков, которые могли бы быть понятны всем участникам дорожного движения. Это привело к разработке первых дорожных знаков, которые использовали простые и легко узнаваемые символы.
В 1909 году в Великобритании была проведена первая международная конференция по дорожным знакам, на которой были установлены основные принципы их дизайна и использования. В результате этого события были разработаны стандарты, которые легли в основу современных предупреждающих знаков. Эти знаки стали использоваться не только в Европе, но и в других частях мира, что способствовало унификации дорожной сигнализации.
С течением времени предупреждающие знаки эволюционировали, адаптируясь к изменениям в технологиях и требованиям безопасности. В 1968 году была принята Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах, которая установила международные стандарты для дорожной сигнализации. Это соглашение способствовало дальнейшему унифицированию знаков и их значений, что сделало их более понятными для водителей из разных стран.
Современные предупреждающие знаки изготавливаются из различных материалов, таких как алюминий, пластик и светоотражающие пленки, что обеспечивает их видимость в любых условиях. Кроме того, с развитием технологий появились электронные предупреждающие знаки, которые могут изменять свои сообщения в зависимости от ситуации на дороге, что значительно повышает уровень безопасности.
Таким образом, история и эволюция предупреждающих знаков отражает изменения в обществе, технологиях и потребностях людей. Эти знаки продолжают играть важную роль в обеспечении безопасности на дорогах, и их значение будет только возрастать в будущем, особенно с учетом роста числа транспортных средств и увеличения плотности движения.
































