В статье рассмотрим применение масла для воздушных поршневых компрессоров и объясним, почему обычные автомобильные смазки могут вызвать серьезные проблемы. Правильный выбор масла обеспечивает эффективную работу компрессора и продлевает его срок службы, снижая риск поломок и дорогостоящего ремонта. Также представим информацию о ценах и популярных маслах, разработанных для поршневых компрессоров, что поможет сделать осознанный выбор при покупке.
Компрессорное масло для поршневых компрессоров – в чем его особенность?
Оптимальные условия для смазки механизма включают герметичный корпус и замкнутую систему маслопровода. Поршневой компрессор удовлетворяет этим требованиям лишь частично.
Нижняя часть устройства (шатун и задняя часть поршневой группы) находится в картере. Конструкция воздушного компрессора напоминает двигатель внутреннего сгорания, но с обратной логикой: коленчатый вал получает крутящий момент извне, а поршневая группа потребляет энергию и выполняет работу.
Верхняя часть поршня и цилиндра взаимодействует с атмосферой, и все, что попадает в эту область, выбрасывается наружу. Это означает, что масло, используемое в поршневых компрессорах и попадающее в поршневую камеру, окажется в сжатом воздухе.
На выходе установлены фильтры-сепараторы, а поршневые кольца минимизируют количество масла на стенках цилиндров.
Здесь возникает проблема для производителей:
- Необходимо уменьшить содержание масла для обеспечения чистоты воздуха.
- Недостаток смазки может привести к быстрому выходу механизма из строя.
Создать механическое разделение между зоной смазки и производством сжатого воздуха невозможно. Поэтому масло для поршневого воздушного компрессора должно обладать особыми характеристиками:
- высокая адгезия: жидкость должна оставаться в зоне смазки и не попадать в рабочую область цилиндров;
- высокая несущая способность;
- стабильные характеристики при изменении температуры: компрессор может сильно нагреваться;
- хорошая теплопроводность;
- высокая температура вспышки: риск возгорания в компрессоре представляет опасность;
- термоокислительная стабильность;
- антиокислительные свойства: в процессе работы компрессора образуется конденсат;
- высокая способность к водоотделению;
- масло не должно быть гигроскопичным;
- вязкость – компромисс: слишком густое масло неэффективно, а слишком жидкое будет проникать в рабочую зону цилиндра;
- минимальное коксовое число (углеродные отложения образуются при высоких температурах);
- компрессорное масло не должно содержать токсичных и экологически опасных добавок.
Автомобильные масла для двигателей внутреннего сгорания не обладают всеми этими свойствами в нужном объеме. Поэтому их можно использовать только для привода компрессора, но не заливать в рабочий блок, где создается воздушное давление.
Эксперты в области компрессорного оборудования подчеркивают, что использование автомобильных смазок в воздушных поршневых компрессорах может привести к серьезным проблемам. Во-первых, автомобильные масла не обладают необходимыми свойствами для работы в условиях высоких температур и давления, характерных для компрессоров. Это может привести к быстрому разрушению деталей и снижению эффективности работы устройства.
Во-вторых, автомобильные масла часто содержат добавки, которые могут негативно влиять на уплотнительные элементы компрессора, вызывая их преждевременный износ. Кроме того, такие масла могут образовывать отложения и шламы, что также ухудшает работу системы.
Специалисты рекомендуют использовать только те масла, которые специально разработаны для воздушных поршневых компрессоров, так как они обеспечивают оптимальную защиту и продлевают срок службы оборудования.
Какое масло заливать именно в ваш воздушный поршневой компрессор?
Универсальных рецептов не существует. Смазочные материалы как минимум сгруппированы по типам механизмов, расположению поршней (вертикальное, горизонтальное) и условиям работы.
Чтобы понять, какое масло лить в воздушный компрессор, достаточно взглянуть в техническую документацию. Если не обращать внимание на чисто маркетинговую уловку в виде наименования бренда, можно найти исчерпывающие характеристики расходных материалов.
Важно! Если производитель компрессорной установки четко указывает на торговую марку смазки, рекомендаций надо придерживаться, по крайней мере до окончания гарантийного срока. Иначе можно лишиться бесплатного ремонта.
Самый простой вариант – запомнить (записать, сфотографировать) упаковку масла, которая идет в комплекте с компрессором. Но это можно сделать лишь при покупке нового устройства.
Если вы не можете выяснить этот вопрос (сервисная книжка утеряна, куплен б/у экземпляр), информацию можно получить одним из перечисленных способов:
- найти официальный сайт производителя;
- зайти в магазин официального дилера компрессоров, и получить данные у продавца;
- связаться с представительством или сервисным центром;
- не забыть поинтересоваться у продавца б/у техники, как он ее обслуживал.
Если получить данные не удалось, просто подберите масло по аналогии с другими компрессорами, у которых схожие параметры и принцип работы. Особенно важно соблюсти ограничения по температурному режиму. Данные о вашем агрегате есть в технической документации.
Кроме того, на этикетке или в сопроводительной документации к продукту часто указывается перечень компрессоров (либо их типов), с которыми этот состав совместим. Маркировка масла для поршневого воздушного компрессора может быть российской:
- К19 (КС19): для компрессоров со средним и высоким показателями давления, низкосернистый состав;
- К2−24, К3−20, К4−20, К2−220: предназначены для агрегатов с общими точками смазки как для приводного механизма, так и для поршневой группы. Такой состав может работать в компрессорах с высоким давлением;
- К3−10 (10н): рабочий диапазон температуры, при котором сохраняются параметры – до +200°C, используются технологичные присадки.
или международной (буква «l» в маркировке свидетельствует о наличии присадок): - VB (VB-l), DAG: работает на любых типах компрессоров при граничной температуре не выше +140°C;
- VC (VC-l), DAA: компрессоры, установленные стационарно – до +160°C, мобильные агрегаты, работающие на открытом воздухе – до +220°C;
- VD (VD-l), DAB: мощные агрегаты с температурой воздуха в цилиндрах до +220°C вне зависимости от места установки компрессора.
Свойство | Масло для воздушных компрессоров | Автомобильное масло |
---|---|---|
Температура вспышки | Высокая (минимум 200°C) | Низкая |
Вязкость при высоких температурах | Стабильная, низкая | Может сильно снижаться, увеличивая износ |
Содержание присадок | Специальные присадки для предотвращения образования лаков и нагара, хорошая защита от коррозии | Присадки, оптимизированные для работы в двигателе внутреннего сгорания, могут образовывать отложения в компрессоре |
Образование нагара | Минимальное | Значительное |
Совместимость с уплотнительными материалами | Оптимизировано для совместимости с материалами компрессора | Может повреждать уплотнения |
Стоимость | Относительно высокая | Относительно низкая |
Удаление влаги | Эффективное | Неэффективное |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о том, почему нельзя использовать автомобильные смазки в воздушных поршневых компрессорах:
-
Температурные характеристики: Автомобильные масла часто разрабатываются для работы в условиях, где температура не превышает определённого предела. В компрессорах, особенно при интенсивной эксплуатации, температура может значительно повышаться, что приводит к разложению автомобильного масла и образованию отложений, которые могут повредить компрессор.
-
Состав и добавки: Автомобильные масла содержат различные добавки, такие как детергенты и дисперсанты, которые могут негативно влиять на работу компрессора. Эти добавки могут привести к образованию пены, что ухудшает смазку и может вызвать перегрев и повреждение деталей компрессора.
-
Влияние на качество сжатого воздуха: Использование автомобильных масел может привести к загрязнению сжатого воздуха, так как они могут содержать примеси, которые не допускаются в системах, где требуется чистота воздуха (например, в медицинских или пищевых приложениях). Это может повлечь за собой серьезные последствия для здоровья и безопасности.
Типовые характеристики на примере масла Mobil Rarus 427
Данный состав подходит для большинства агрегатов, и список совместимых компрессоров обширен. Масло этого класса не приведет к утрате гарантии.
Mobil Rarus 427 — высококачественный продукт с интервалом замены до 500 моточасов. Если компрессор работает не более 2 часов в день, замена масла потребуется раз в 2 года (при 5-дневной рабочей неделе).
При плановом обслуживании необходимо удалить остатки старого масла по двум причинам:
- несовместимость составов может вызвать желирование присадок и расслоение основы;
- отработанное масло теряет свойства, и при смешивании с новой жидкостью ухудшаются характеристики.
Часто разбирается блок высокого давления компрессора, что позволяет промыть его керосином или ацетоном. В противном случае рекомендуется использовать специальные промывочные масла.
Если уровень масла в компрессоре упал, а до следующей замены еще далеко, допускается долив того же масла, что не ухудшит характеристики. Если вы не уверены в используемом масле, потребуется внеплановая замена всего объема.
При замене смазки обязательно меняется и масляный фильтр, особенно при смене производителя масла, чтобы избежать смешивания составов.
Цена: 306 рублей за литр.
FUBAG VDL 100
Разработано специально для компрессоров фирмы Фубаг. Предназначено для работы в поршневых воздушных компрессорах с конечной температурой сжатия до 220°С.
Основа состоит из минеральных масел высокой степени очистки с антиокислительными присадками что предотвращает образование шлама на поршнях и клапанах.
- Класс вязкости по ISO 100;
- Кинематическая вязкость при 40 Со 98 мм2/с;
- Кинематическая вязкость при 100 Со 11,2 мм2/с ;
- Индекс вязкости 100;
- Плотность при 15 Со 882 г/см3;
- Температура вспышки в открытом тигле 250 Со;
- Температура застывания -24 Со.
Цена: 649 рублей за литр
ЗУБР ЗМК-ПС
Масло для поршневых компрессоров продлевает срок службы поршневой группы. Высококачественное минеральное масло с отличной очисткой снижает затраты на электроэнергию и предотвращает нагар, увеличивая интервалы обслуживания.
- Вязкость: SAE 20W
- Температура эксплуатации: до -10°C
- Класс: ISO VG 68
Стоимость: 180 рублей за литр
Вывод
Воздушные поршневые компрессоры относятся к сложным агрегатам с высокими требованиями к условиям эксплуатации. Экономить на приобретении дешевых либо несоответствующих расходных материалов не рекомендуется.
Затраты на ремонт дорогостоящего оборудования все равно превысят мнимую экономию. И напротив, правильно подобранное масло продлевает срок службы поршневого воздушного компрессора.
Последствия использования автомобильных смазок в компрессорах
Использование автомобильных смазок в воздушных поршневых компрессорах может привести к серьезным последствиям, которые негативно скажутся на работе оборудования и его долговечности. Во-первых, автомобильные масла разработаны с учетом специфических условий работы двигателей внутреннего сгорания, где температура и давление значительно отличаются от тех, что наблюдаются в компрессорах. Это означает, что такие масла могут не обеспечивать необходимую защиту и смазку в условиях высоких температур и давления, характерных для компрессоров.
Во-вторых, автомобильные смазки часто содержат добавки, которые могут быть несовместимы с материалами, используемыми в компрессорах. Например, некоторые присадки могут вызывать коррозию или разрушение уплотнительных материалов, что приведет к утечкам и снижению эффективности работы устройства. Это может потребовать дорогостоящего ремонта или даже полной замены компрессора.
Кроме того, автомобильные масла могут иметь недостаточную стойкость к окислению, что приводит к образованию шлама и отложений внутри компрессора. Эти отложения могут забивать фильтры и каналы, ухудшая циркуляцию масла и, как следствие, смазку движущихся частей. В результате это может привести к перегреву и преждевременному износу компонентов компрессора.
Также стоит отметить, что автомобильные масла могут иметь различную вязкость, что не всегда соответствует требованиям компрессора. Неправильная вязкость может привести к недостаточной смазке или, наоборот, к избыточному трению, что также негативно скажется на сроке службы оборудования.
В заключение, использование автомобильных смазок в воздушных поршневых компрессорах не только нецелесообразно, но и может привести к серьезным повреждениям и поломкам. Для обеспечения надежной и эффективной работы компрессора необходимо использовать специализированные масла, которые разработаны с учетом всех особенностей и требований данного типа оборудования.
Вопрос-ответ
Почему нельзя использовать автомобильные масла в воздушных компрессорах?
Автомобильные масла не предназначены для работы в условиях высоких температур и давления, которые характерны для воздушных компрессоров. Они могут не обеспечивать необходимую защиту от износа и коррозии, что может привести к быстрому выходу компрессора из строя.
Какие характеристики должны иметь масла для воздушных компрессоров?
Масла для воздушных компрессоров должны обладать высокой термостойкостью, хорошими антикоррозийными свойствами и способностью к снижению трения. Также важно, чтобы они имели низкую летучесть и хорошую стабильность при высоких температурах.
Как выбрать подходящее масло для компрессора?
При выборе масла для компрессора следует учитывать рекомендации производителя оборудования, а также тип компрессора и условия его эксплуатации. Лучше всего использовать специализированные масла, которые соответствуют требованиям и стандартам, установленным для конкретной модели компрессора.
Советы
СОВЕТ №1
Используйте только специализированные масла для воздушных поршневых компрессоров. Эти масла разработаны с учетом высоких температур и давления, которые возникают в процессе работы компрессора, что обеспечивает надежную защиту и долговечность устройства.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на вязкость масла. Для компрессоров важно выбирать масло с правильной вязкостью, так как это влияет на эффективность работы и защиту от износа. Ознакомьтесь с рекомендациями производителя вашего компрессора.
СОВЕТ №3
Регулярно проверяйте уровень масла и его состояние. Загрязненное или старое масло может привести к повреждению компрессора. Заменяйте масло в соответствии с графиком обслуживания, указанным в инструкции к вашему оборудованию.
СОВЕТ №4
Не смешивайте разные типы масел. Использование автомобильных смазок вместе со специализированными маслами может привести к образованию осадка и ухудшению смазочных свойств, что негативно скажется на работе компрессора.