Как выбрать дистанцию между машинами и есть ли штрафы за ее несоблюдение
Как научиться выбирать правильную дистанцию в дождь, снегопад, гололед и в других сложных условиях: разбираемся вместе с экспертами.
Дистанция между автомобилями: ПДД
В ПДД термин «Дистанция / Боковой интервал» встречается трижды:
- Пункт 9.10: Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства (ТС), которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
- Пункт 9.11: Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель ТС, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель ТС (состава ТС) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди ТС такую дистанцию, чтобы обгоняющие его ТС могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу.
Как видим, за исключением случая с установкой знака 3.16, никаких выраженных в метрах значений безопасной дистанции / бокового интервала ПДД не содержат. И это объяснимо. Данная величина определяется множеством факторов. Вот основные:
- Состояние дорожного покрытия.
- Погода.
- Видимость.
- Состояние покрышек.
- Состояние тормозной системы.
- Загрузка автомобиля.
- Скорость движения.
- Быстрота реакции. Зависит от пола, возраста, степени усталости, воздействия лекарств.
Учесть все эти переменные и выдать железобетонные параметры для ПДД просто невозможно. Но есть опыт поколений водителей-профи, который можно и должно использовать.
Какая должна быть дистанция между автомобилями
Эксперт Егор Зубец — в недавнем прошлом руководитель и ведущий инструктор Центра водительского мастерства Jaguar Land Rover — рассказал, как правильно определять безопасную дистанцию.
«Общее правило №1. Безопасная дистанция в метрах должна соответствовать половине скорости. Если ваш автомобиль движется на 80 км/ч, между ним и идущим впереди ТС надо выдерживать минимум 40 м. Но такой расчет верен, только когда под колесами сухой асфальт, а машина не загружена под завязку.
Общее правило №2. Альтернативой правилу №1 является «алгоритм двух секунд». Начните отсчет, когда впереди идущее ТС поравняется с какой-либо преградой. Вы подъехали к ней быстрее, чем за две секунды? Тогда следует увеличить дистанцию. И вновь речь идет о сухой асфальтовой дороге.
Общее правило №3. На мокром асфальте, укатанном снеге, в гололед безопасная дистанция — с поправкой на характеристики покрышек — увеличивается примерно в 2, 3,5 и 7 раз соответственно, а в «алгоритм двух секунд» также вносится поправочный коэффициент 1,5, 3,0 и 6.
Общее правило №4. Если автомобиль серьезно загружен, дистанция увеличивается в 1,5 раза. Тогда на тех же 80 км/ч она составит уже 60 м.
Общее правило №5. Чтобы ваш автомобиль не ударили в корму, не тормозите резко без крайней необходимости. Собственно, этого требует и пункт 10.5 ПДД».
При движении в городе
«Соблюдать общие правила № 1 и 2 в условиях оживленного трафика нереально, но и скорости в городской черте, как правило, невысоки. Поэтому здесь достаточно держать дистанцию в ⅔ длины автомобиля, или 3–4 м, чтобы в случае необходимости безопасно затормозить.
Что такое безопасная дистанция между автомобилями по ПДД и как она определяется в разных ситуациях?
Безопасная дистанция при движении автомобилей играет важную роль. Водители, которые игнорируют соблюдение безопасной дистанции, не только подвергают опасности себя и свой автомобиль, но здоровье других участников дорожного движения. Кроме этого, при расследовании обстоятельств ДТП, факт нарушения безопасной дистанции грозит тем, что водитель будет определен виновным в случившемся с наложением крупного штрафа. Чтобы не попасть в подобную ситуацию, необходимо знать ряд нюансов, относящихся к безопасной дистанции и боковому интервалу.
Разберемся с определением
В ПДД есть пункт 9.10, в котором дано четкое определение «безопасной дистанции» и «боковому интервалу». Что примечательно, это что данный пункт сохраняет неизменную формулировку уже на протяжении 25 лет. При этом написан он достаточно расплывчато. Этот факт свидетельствует не о том, что пункт несовершенен, а о том, что нельзя собрать все нюансы в рамках короткой формулировки правил.
В итоге в правилах дорожного движения написано просто – водитель обязан соблюдать такую дистанцию и боковой интервал, которые позволят избежать столкновения. Никаких цифр и конкретных расстояний не указано, но какая дистанция должна быть между автомобилями в метрах для безопасного движения и как ее соблюдать?
Тормозной путь
Кроме определения безопасной дистанции, необходимо еще знать, что такое тормозной путь (определение этого отсутствует в ПДД). Тормозной путь – это пройденное транспортным средством расстояние, с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки. На величину этого показателя может влиять несколько десятков факторов, начиная с погодных условий, заканчивая наличием электронных ассистентов в автомобиле.
Каким образом рассчитывается безопасный интервал
Поскольку конкретики в ПДД нет, то водитель должен самостоятельно определить значение безопасной дистанции. Это сложная задача, поскольку расстояние будет динамически изменяться под влиянием нескольких факторов – скорости ТС, погодных условий, установленных покрышек.
Есть несколько распространенных способов определения этого значения на глаз. Их можно применять для примерной оценки.
Скорость надвое
Первый способ использовали еще наши деды, когда не существовало точной электроники, которая помогала бы держать расстояние до впереди идущего транспортного средства. Методика обычно фигурировала в старых советских учебников для шоферов и называется «Скорость надвое».
Расчет очень простой – берется текущая скорость на спидометре и делится на 2. Получившаяся цифра – это безопасная дистанция до идущего впереди автомобиля. Например, водитель едет со скоростью 90 км/ч, соответственно, 90 / 2 = 45 метров – это безопасное расстояние до автомобиля впереди.
Важно учитывать! Такой расчет правильно работает только в условиях сухого дорожного полотна. Как только асфальт намок из-за дождя или выпал рыхлый снег – методика перестает работать.
Правило двух секунд
Почему неудобно определять безопасную дистанцию в метрах? Потому что без электроники достаточно сложно «на глаз» трезво оценить действительное расстояние, возрастает шанс ошибиться. Часто разные водители принимают на глаз за 50 метров — 30 и даже 20 метров в реальности.
Можно отталкиваться от времени, поскольку сосчитать правильно секунды проще, чем метры. Выбираем на дороге заметный ориентир и следим за моментом, когда автомобиль впереди его проедет. Параллельно отсчитываем в уме 2 секунды. Если после отсчета ориентир оказался позади нас, то необходимо увеличить дистанцию, если не оказался, то сократить.
Почему именно 2 секунды? Это средние значения времени, которое требуется водителю в экстренной ситуации:
- Для осознания того, что ситуация экстренная и срочно требует действий – 0,8 секунд;
- Для того чтобы выполнить какое-либо срочное действие (поворот руля или удар по тормозам) – 0,2 секунды.
- Дополнительная секунда заложена для тех водителей, которые заторможено реагируют на окружающую обстановку.
Применять такую методику можно тоже только на сухом дорожном покрытии. Если пошел дождь, то правило превращается в «3 секунды», а если выпал снег, то в «6 секунд». На ночной дороге безопасный интервал – это вообще граница светового пятна от фары.
Что влияет на время реакции водителя?
Поскольку все люди разные, то и время реакции у всех отличается. Повлиять на время реакции может:
- Гендерная принадлежность – в среднем мужчины реагируют на критическую ситуацию на 0,05 секунд быстрее, чем женщины;
- Возраст – у молодых водителей требуется меньше времени на реакцию;
- Регулярные тренировки помогают развить реакцию, соответственно в критической ситуации вести себя быстрее;
- Неблагоприятные погодные условия замедляют реакцию в 1,5-2 раза;
- Прием медицинских препаратов, алкоголя, наркотиков – значительно увеличивают время реакции, вплоть до полного отсутствия реакции на критическую ситуацию;
- Переутомление понижает время реакции на 0,1-0,4 секунды.
Боковой интервал
При определении расстояния для бокового интервала вообще не потребуется никаких расчетов. Чем он больше, тем безопаснее движение. Водитель должен находиться посередине выбранной полосы (при отсутствии препятствий или преград). На современных автомобилях предусмотрена система датчиков контроля мертвых зон – не пренебрегайте ей.
Если все же требуется точный расчет, то учебники по вождению рекомендуют придерживаться бокового расстояния от другой машины примерно на половину ширины своей. В городском потоке можно соблюдать дистанцию поменьше, но помните о мотоциклистах. Среди любителей езды в плотном потоке между машинами, обязательно найдется такой, который поцарапает Ваше авто и заявит о несоблюдении бокового интервала. Чтобы этого не возникало, нужно двигаться строго по центру полосы.
Значения безопасной дистанции
Для того, чтобы определить точные цифры безопасной дистанции применяются практически тесты на полигонах. При этом учитывается целый ряд условий, среди которых тип шин, скорость движение, состояние дорожного полотна, время реакции водителя и т.д. Вот пример расчета средней безопасной дистанции.
В исходных условиях легковой автомобиль (105 л.с.) с летней резиной 14 дюймов. Скорость составляет 95 км/ч. В серии тестов показаны значения тормозного пути – от 32 до 38 метров. Берется среднее значение в 35 метров. Дополнительно проводятся тесты на дорогах с гладким асфальтом, где тормозной путь в среднем увеличился на 5 метров (итого 40 метров). Добавляем также те 2 секунды, за которые водитель должен понять, что надвигается экстренная ситуация и надо тормозить. При скорости 95 км/ч – это 49 метров. Финальная цифра для заданных условий – это 89 метров (безопасная дистанция).
В таблице представлены результаты тестов для других условий дорожного покрытия:
Скорость движения автомобиля, км/ч | ||||
Условия на дороге | 35 км/ч | 65 км/ч | 85 км/ч | 105 км/ч |
Авто на летних шинах едет по сухой дороге | 30,7 | 57,0 | 74,5 | 92,0 |
Авто едет на летних шинах по мокрой дороге | 29,3 | 54,4 | 71,2 | 88,0 |
Авто едет на «липучке» по сухой дороге | 31,5 | 58,4 | 76,4 | 94,4 |
Авто едет на «липучке» по мокрой дороге | 28,7 | 53,4 | 69,8 | 86,2 |
Авто едет на «липучке» по снегу или льду | 24,6 | 45,7 | 59,8 | 73,9 |
Авто с шипованной резиной едет по сухой дороге | 31,1 | 57,7 | 75,5 | 93,3 |
Авто на шипованной резине едет по мокрой дороге | 27,5 | 51,1 | 66,8 | 82,5 |
Авто на шипованной резине едет в снег или лед | 31,8 | 59,0 | 77,2 | 95,4 |
Учтите, что это теоретические расчеты, которые могут не учитывать, например, степень износа тормозной системы вашего автомобиля. Да и соблюдать дистанции по 95 метров в реальности будет проблематично – некий спешащий человек, обязательно попробует вклиниться в образовавшееся место.
Безопасная дистанция в разных условиях
Для того, чтобы упростить жизнь водителям и избавить их от излишних расчетов, приводим ориентировочные значения безопасной дистанции (в метрах) для разных условий:
- По мокрой дороге при 60 км/ч (для легкового авто) – 35 метров;
- В городе при 60 км/ч – не менее 40 метров;
- На загородной трассе – не менее 50 метров;
- В пробке – не менее 10 метров;
- При остановке – не мене 30 метров;
- На парковке – не мене 5 метров;
- Для грузовика – в среднем в 2 раза больше, чем для легкового ТС, но не менее 60 метров;
- На светофоре — достаточно оставить возможность объехать машины без использования заднего хода, если автомобиль впереди вдруг остановиться или заглохнет.
Эффективная скорость на трассе при разных обстоятельствах
Кроме значения тормозного пути в различных условиях, будет не лишним знать и об эффективной скорости на трассе при различных обстоятельствах. Обычно установкой лимитов на трассах и определением эффективной скорости занимаются уполномоченные органы. Вот ряд факторов, которые влияют на это:
- Скорость индивидуальной реакции на критическую ситуацию;
- Стаж и уровень информированности о дорожной ситуации;
- Наличие скоростных ограничений на участке;
- Осознание риска ДТП;
- Технологичность транспортного средства;
- Состояние дороги;
- Условия движения.
Эффективной скоростью на трассе считается 90 км/ч, в отсутствие любых мешающих факторов.
Знак «Ограничение минимальной дистанции»
Случаи, когда водителю необходимо определить безопасное расстояние до впереди идущего транспортного средства более-менее понятны. Но на некоторых участках дороги можно встретить знак, который строго регламентирует расстояние между автомобилями. Это необходимо, например, чтобы обеспечить эффективную пропускную способность дороги на сложных участках (пост ДПС или контрольно-пропускной пункт). Также знак можно встретить на участках дороги с повышенной опасностью – горные тоннели, ледовые переправы и мосты.
На знаке указывается цифра в метрах, которую следует строго соблюдать водителям движущимся в колонну. В данном случае это также применимо к ТС, которые едут в одной полосе. Знак действует:
- До первого на пути перекрестка;
- До окончания населенного пункта;
- До знака снимающего все ограничения.
Ответственность за несоблюдение дистанции
За несоблюдение дистанции грозит штраф. Важный момент, что большинство таких штрафов выписывается уже постфактум, когда водитель допустил столкновение из-за несоблюдения. Для привлечения к ответственности инспекторы ГИБДД применяют статью 12.12 КОАП (нарушение правил расположения автомобиля на дороге), согласно которому максимальное наказание – это 1500 рублей.
Нельзя получить штраф за несоблюдение дистанции при отсутствии инцидента. Инспектор оформит наказание, только в случае, если это привело к аварии. Если обстоятельства сложились так, что вам пытаются выписать штраф за несоблюдение дистанции без факта аварии – это повод обжаловать решение инспектора в суде.
В ряде случаев штраф может быть выписан и автомобилисту, который двигался впереди. Это может быть преднамеренное экстренное торможение, которое не имело смысла. То есть водитель экстренно тормозил не чтобы предупредить столкновение. Чтобы доказать этот факт, необходимы записи с видеорегистратора или показания свидетелей.
Отдельно стоит обговорить штрафы за несоблюдение бокового интервала. Часто складывается ситуация, когда водитель, двигающийся в соседней полосе резко и без включенного поворотника перестраивается. Инспектор может в этом случае выписать штраф по статье 12.15 тому, кто ехал в своей полосе, а не тому, кто перестраивался. Это решение обязательно нужно обжаловать, поскольку явно имеет место быть нарушение правил маневрирования (п. 8.1 ПДД). Приложите в качестве доказательств запись видеорегистратора или показания свидетелей.
Есть несколько случаев, в которых не применяется наказание за несоблюдение дистанции:
- Один из участников движения не двигался (например, стоял на парковке);
- Автомобили нарушили дистанцию, но это не привело к столкновению;
- Один из водителей сдавал назад.
Безопасность на дороге напрямую зависит от действий водителя. Соблюдение безопасной дистанции и бокового интервала позволит избежать лишних неприятностей и обезопасит всех участников дорожного движения.
Пункт 9.10 ПДД – несоблюдение дистанции и бокового интервала
Соблюдение дистанции – это один из самых важных составляющих безопасности дорожного движения. Регулирует этот вопрос пункт 9.10 Правил дорожного движения. Но делает он это не в конкретных цифрах, а только по ситуации: если водителю удалось избежать ДТП, значит, она была безопасная, если нет, то налицо несоблюдение дистанции и нарушение 9.10 ПДД.
Официальная трактовка на 2023 год
9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
Последнее изменение
Пункт 9.10 не менялся ни разу со дня официального опубликования Правил в далёком 1993 году. Значит ли это, что этот пункт идеален? Нельзя ответить однозначно, но определённо он универсален. И ДТП из-за нарушения данного предписания подзаконного акта происходят сравнительно часто.
Комментарии и разъяснения к пункту 9.10 ПДД
В целом, этот 9.10 достаточно простой для понимания пункт, но всё же ряд моментов требует уточнения тонкостей.
Так, можно выделить наиболее важные тезисы:
- дистанция, согласно пункту 9.10 ПДД – понятие условное, нет чёткого размера этой дистанции,
- то же самое касается бокового интервала – пока нет ДТП, то боковой интервал обеспечивает безопасность движения, и Правила по этой части не нарушены,
- если Вы едете задним ходом, речи о нарушении этого пункта не может идти, так как важное условие – движущееся впереди ТС,
- также 9.10 не применима в случае, если автомобиль впереди стоит, так как ещё одно условие – «движущееся впереди ТС».
Про несоблюдение дистанции
Итак, конкретной информации по дистанции в метрах пункт 9.10 Правил не содержит. Есть только оговорённость о том, что она должна позволить избежать ДТП. Более никаких оговорок нет. То есть нарушение данного пункта прецедентно – несоблюдение дистанции возможно только в случае ДТП. Не было аварии – дистанция соблюдена, есть – не соблюдена! Всё, казалось бы, довольно просто!
Значит ли это, что если произошло столкновение в зад впереди едущему автомобилю, то всегда виноват сзади едущий и всегда есть нарушение пункта 9.10 ПДД? Почти всегда это так. Исключения Вы можете увидеть по ситуациям немного ниже.
Одна из таких ситуаций плотно коррелирует с пунктом 10.1 Правил – когда водитель должен вести автомобиль с такой скоростью, чтобы успеть остановиться при внезапно появившейся опасностью на дороге.
Так, согласно судебной практике 2023 года и ранее, если, к примеру, впереди едущий автомобиль столкнулся со встречным, который, в свою очередь, вылетел на встречку. В результате впереди едущий автомобиль останавливается резко или вовсе его откидывает назад, и это едущий сзади водитель не мог никак ожидать такого поворота событий при прочих равных условиях, когда не видел ситуацию далеко впереди.
Таким образом, на практике 2023 года речь о несоблюдении дистанции идёт именно о случаях, когда впереди движущаяся машина экстренно тормозит, а не тормозит о другое препятствие.
К слову, о движущемся впереди автомобиле…
Если автомобиль впереди стоит
В этом случае пункт 9.10 ПДД никак не может быть нарушен по той простой причине, что пункт 9.10 ПДД говорит прямо о движущемся впереди транспортном средстве.
Если же машина впереди стоит, то здесь нарушение другой нормы Правил – чаще всего, если Вы не успели затормозить перед стоящим авто или не заметили его вовремя, чтобы успеть среагировать, то при аварии Вам вменят нарушение пункта 10.1 ПДД с мотивировкой, что Вы вели автомобиль со скоростью, не позволяющий вовремя избежать столкновения.
Про боковой интервал
Если Вы прочитаете или услышите где-либо про конкретные цифры такого интервала, то это неправда. В действующих на 2023 год Правилах точное значение бокового интервала не установлены. Чаще можно услышать такие числа:
- 1,5 метра от велосипедиста,
- 2-2,5 метра от соседнего автомобиля,
- 1-1,5 метра от пешехода.
Но пункт 9.10 прямо и неоднозначно предписывает: боковой интервал должен просто обеспечить безопасность движения. И здесь данный этот вопрос напрямую пересекается с пунктом 9.1 ПДД, который говорит о том, что число полос на дороге при отсутствии полос определяется самими автомобилями с учётом их габаритов.
Таким образом, 9.10 нарушается в том случае, если Вы притёрли боковой стороной другое авто и не нарушается в таких случаях, когда:
- в соседней машине водитель или пассажир открыл дверь, и Вы её задели,
- соседний автомобиль маневрировал сам (тогда именно его водитель нарушил пункт 9.10).
Формула расчёта бокового интервала
Но конкретика в этом вопросе всё же есть. Ответ нам даёт справочник по автотехнической экспертизе – той, что применяется после ДТП. В частности, там говорится о боковом интервале в целях исключения столкновения автомобилей бортами.
Здесь же приводится такой термин как «возмущающее воздействие» – это то, что может привести к уводу автомобиля в сторону:
- внезапный порыв ветра,
- курсовая неустойчивость вследствие допустимого люфта рулевой рейки,
- увод в сторону из-за неровности дороги,
- увод при торможении (речь идёт о допустимом уводе, а не при заносе машины).
Так, безопасный интервал расчитывается с учётом таких возущающих действий.
Формула расчёта бокового интервала при встречном разъезде транспортных средств:
Формула при обгоне или опережении:
Формула при объезде:
Dобъезд = 0,35 + 0,005 V1
Где V1 – это скорость машины перед обгоном в км/ч, V2 – скорость обгоняемого автомобиля, также в км/ч, а V3 – скорость встречного авто в км/ч.
Важное замечание!
Какой штраф за нарушение 9.10?
Отдельного частного штрафа за дистанцию или боковой интервал в актуальном на 2023 год Административном кодексе нет. Пункт 9.10 относится к разделу расположения транспортных средств на дороге, и в КоАП есть штраф за любые нарушения такого расположения – часть 1 статьи 12.15, наказывающая водителей штрафом 1 500 рублей.
Штраф за нарушение 9.10 – 1 500 рублей по ч.1 ст. 12.5 КоАП.
Эта финансовая санкция не может быть выписана инспектором ДПС при простой остановке водителя на дороге. Как мы уже описали выше, нарушение пункта 9.10 прецедентное – только при ДТП пункт считается нарушенным. Это касается как несоблюдения дистанции, так и бокового интервала.
Но при случившейся аварии также вместе со штрафом за нарушением пункта 9.10 могут быть выписаны наказания по другим статьям. Нередко несоблюдение дистанции приводит к ДТП с причинением вреда здоровью или даже жизни потерпевших (потерпевшими в этом случае также могут считаться и пассажиры в машине виновника). Тогда будет выписана ещё и одна из санкций в рамках статьи 12.24 Кодекса, влекущая вплоть до лишения прав, а в ряде случаев виновник может быть привлечён к уголовной ответственности.
Дистанция и боковой интервал
Согласно статье 2 закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» эта безопасность обеспечивается в результате деятельности, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий. Ключевое слово здесь — предупреждение.
Рассмотрим, как решается эта задача на примере дорожно-транспортных происшествий (ДТП), возникающих вследствие несоблюдения водителями дистанции и бокового интервала, что, согласно статистике, является одной из наиболее частых причин ДТП.
Соблюдения дистанции в законодательстве России
Наверняка каждый водитель знаком с ситуацией, когда при движении с большой скоростью сзади повисает автомобиль на расстоянии нескольких метров, при этом водитель ещё и моргает фарами, требуя уступить дорогу. Любая нештатная ситуация в этом случае приводит к ДТП, поскольку у «висящего на хвосте» отсутствует необходимое для снижения скорости пространство, а если таких водителей несколько, то происходит массовое ДТП, ласково именуемое «паровозиком» (рисунок 1):
9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
Никаких цифр в этом пункте, как видим, не приводится. Водитель сам должен определить эти значения и, к тому же, реализовать это на практике. Цифры есть в экзаменационных билетах. Так, вопрос 20 в билете 26 (категории А, В, М) звучит следующим образом:
Минимальной величиной необходимой дистанции при движении по сухой дороге на легковом автомобиле принято считать расстояние, которое автомобиль проедет не менее чем за:
И приводятся варианты ответа — 1, 2 или 3 секунды. Правильным считается ответ две секунды, и в комментариях даётся пояснение:
Безопасной дистанцией считается расстояние, которое может проехать автомобиль за время реакции водителя и время срабатывания тормозной системы. Время реакции водителя может колебаться от 0,4 до 1,6 секунд, время срабатывания тормозной системы с гидравлическим приводом может составлять от 0,1 до 0,4 секунд. То есть комфортной дистанцией для легковых автомобилей можно считать расстояние, которое проедет автомобиль за время не менее 2 секунд (1.6 + 0.4 = 2).
Казалось бы, ответ дан. Ну, а ежели дорога не сухая или, паче чаяния, гололёд? И как определить это «расстояние за две секунды» в процессе движения?
Что касается бокового интервала, то в билетах тоже есть вопросы, ответ на которые звучит так: интервал необходимо увеличить. Увеличить по отношению к чему? Где цифры?
Примечание. О знаке 3.16 «Ограничение минимальной дистанции» речь не идёт, поскольку этот запрещающий знак устанавливается только в особых случаях — на ледовых переправах, при производстве дорожных работ, на участках дорог с ограниченной видимостью и т. п.
Однако главное даже не в этом. Полагаю, ни для кого не секрет, что основная масса российских водителей в процессе вождения ориентируется не на ПДД и уж тем более не на экзаменационные билеты. Они ориентируются на наказания. Нет наказания — следовательно, нет и запрета. И тому есть причины.
Если заглянуть в основное руководство для инспекторов ДПС — Административный регламент, утверждённый приказом МВД от 23 августа 2017 г. N 664, то там речь идёт исключительно об административных правонарушениях и уголовных преступлениях.
Если сказать проще, то объектом государственного надзора в области дорожного движения являются вовсе не любые нарушения ПДД, а только те, которые образуют состав административного правонарушения или преступления, и за которые предусмотрена, соответственно, административная или уголовная ответственность.
Естественно, этим же руководствуются и суды. Если нормами административного или уголовного права, изложенными в КоАП и УК РФ, за то или иное нарушение ПДД ответственность не предусмотрена, то состав отсутствует, и государство, что называется, «умывает руки», оставляя поведение водителя на его усмотрение.
Самый простой и очевидный пример нарушения ПДД, не образующего состава правонарушения, — это превышение установленной скорости движения до 20 км/ч, за которое никакого наказания не предусмотрено.
Следовательно, делает вывод водитель, это разрешено, что мы и наблюдаем на дорогах России повсеместно. Вопрос, зачем в таком случае нужно писать об этом в ПДД (пункт 10.1), оставим за рамками данной статьи и вернёмся к теме.
Так какое же наказание предусмотрено для водителей, нарушающих дистанцию или боковой интервал? Ни в главе 12 КоАП РФ, ни, тем более, в Уголовном кодексе эти слова даже не встречаются. Единственная статья, которая имеет отношение к вопросу, это 12.15 часть 1 КоАП РФ:
1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней —
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
Административные правонарушения с точки зрения объективной стороны подразделяются на материальные, когда наличествуют вредные последствия противоправных действий и причинно-следственная связь между ними, и формальные, когда наличие или отсутствие таких последствий значения не имеет.
Совершенно очевидно, что поскольку объективные критерии нарушения дистанции и бокового интервала в ПДД отсутствуют, то о формальных правонарушениях в данном случае речь идти не может. Следовательно, водитель, который «висит на хвосте», наказанию не подлежит.
Более того, при отсутствии наказания нет никакого смысла применять технические средства определения этого отсутствующего правонарушения, как это делается, к примеру, в случае превышения разрешённой скорости, пересечении линий разметки и т. п.
Даже скромный по нынешним меркам штраф в размере 1500 рублей может быть наложен на водителя только в случае, если несоблюдение дистанции или бокового интервала явилось причиной ДТП. Как говорят, это «прецедентная» норма — нет ДТП, нет и виновника. О каком же в таком случае предупреждении причин возникновения ДТП, предусмотренных Законом, может идти речь?
Вывод может быть только один: государство не считает этот вид правонарушений общественно опасным, однако статистика ДТП свидетельствует об обратном.
Соблюдения дистанции в законодательстве Германии
Посмотрим теперь, как решается этот вопрос в других странах, где статистические показатели в разы отличаются от наших в лучшую сторону. Начнём с ПДД Германии (StVO — Straßenverkehrs-Ordnung). В § 4 этого документа сказано (перевод с немецкого в статье выполнен автором):
(1) Дистанция до идущего впереди транспортного средства должна быть, как правило, достаточной для остановки в случае, если водитель этого транспортного средства неожиданно затормозит. В свою очередь, водитель впереди идущего транспортного средства не должен прибегать к экстренному торможению без веской на то причины.
Как видим, в этой части правила ФРГ не отличаются от ПДД РФ — всё те же расплывчатые формулировки и никаких объективных показателей. А теперь заглянем в другой документ, являющийся в некоторой степени аналогом главы 12 КоАП РФ — Bussgeldkatalog (каталог штрафов). А вот там дистанции и боковому интервалу уделяется самое серьёзное внимание:
- При скорости 50 км/ч водители должны соблюдать дистанцию до впереди идущего транспортного средства около 25 м.
- На скорости 80 км/ч водители должны соблюдать дистанцию около 40 м.
- На скорости 100 км/ч водители должны соблюдать дистанцию около 50 м.
- На скорости 130 км/ч водители должны соблюдать дистанцию около 65 м.
Скорость 100 км/ч — это 27,8 м/с, поэтому легко догадаться, что речь идёт всё о том же «правиле двух секунд» с небольшой погрешностью.
И далее в документе приведён один из возможных способов определения этого расстояния на практике. Для этого на обочине дорог за пределами населённых пунктов и на автомагистралях устанавливаются специальные хорошо заметные отметки (разделители), расстояние между которыми обычно равно 50 м. Эти разделители служат ориентиром для водителей (рисунок 2). Отметки могут быть нанесены и разметкой.
Не обойдён в документе вниманием и боковой интервал: при опережении грузовых или легковых автомобилей необходимо выдерживать интервал не менее 1 метра, мотоциклов — 1,5 м, а в случае объезда стоящих школьных или маршрутных автобусов — даже 2 метра. Чем выше скорость, тем больше должен быть и боковой интервал.
Коль скоро законом ФРГ указаны цифровые значения, совершенно естественно, что это служит необходимой базой для назначения наказаний за нарушения. Эти наказания приведены в таблице 1 «Наказания за несоблюдение минимальной дистанции в Германии»:
Нарушение | |||
При скорости до 80 км/ч | |||
. | 25 | ||
… с созданием опасной ситуации | 30 | ||
… с совершением ДТП | 35 | ||
При скорости свыше 100 км/ч | |||
Дистанция менее 0,5 половины показаний спидометра | 75 | 1 | |
Дистанция менее 0,4 половины показаний спидометра | 100 | 1 | |
Дистанция менее 0,3 половины показаний спидометра | 160 | 2 | 1 месяц |
Дистанция менее 0,2 половины показаний спидометра | 240 | 2 | 2 месяца |
Дистанция менее 0,1 половины показаний спидометра | 320 | 2 | 3 месяца |
При скорости свыше 130 км/ч | |||
Дистанция менее 0,5 половины показаний спидометра | 100 | 1 | |
Дистанция менее 0,4 половины показаний спидометра | 180 | 1 | |
Дистанция менее 0,3 половины показаний спидометра | 240 | 2 | 1 месяц |
Дистанция менее 0,2 половины показаний спидометра | 320 | 2 | 2 месяца |
Дистанция менее 0,1 половины показаний спидометра | 400 | 2 | 3 месяца |
Здесь следует отметить, что система наказаний в ФРГ отличается от таковой в РФ. В частности, помимо привычных для нас денежных штрафов и лишения права управления там предусмотрены штрафные баллы (пункты), которые учитываются для каждого водителя в специальном федеральном реестре.
Подобная система существовала в своё время и в СССР, и в РФ — баллы вносились в специальный талон предупреждений в виде «дырочек» (проколов), а позже — в виде записи, однако в РФ она отменена (на взгляд автора, совершенно напрасно). Чтобы читателю было понятно значение и «вес» этих пунктов для водителя в Германии, отмечу лишь, что после набора восьми пунктов водителя лишают права управления на срок от полугода.
Наказания за несоблюдение установленного бокового интервала выглядят в Германии так:
Слишком малый боковой интервал при опережении — 30 евро;
. с угрозой для ребенка, инвалида или пожилых людей — 80 евро + 1 пункт;
. с причинением телесных повреждений ребенку, инвалиду или пожилым людям (если это не подлежит уголовной ответственности) — 100 евро + 1 пункт.
Нет большого смысла сравнивать суммы штрафов в Германии с российскими, тем более что, как мы уже выяснили, и сравнивать-то их не с чем. Поэтому сравним их с германскими же наказаниями за превышение установленной скорости движения (таблица 2 «Наказания за превышение установленной скорости движения в Германии на дорогах вне населённых пунктов (в населённых пунктах наказания строже)»):
Превышение | |||
… до 10 км/ч | 20 | ||
… 11–15 км/ч | 40 | ||
… 16–20 км/ч | 60 | ||
… 21–25 км/ч | 100 | 1 | |
… 26–30 км/ч | 150 | 1 | 1 месяц |
31–40 км/ч | 200 | 1 | 1 месяц |
… 41–50 км/ч | 320 | 2 | 1 месяц |
… 51–60 км/ч | 480 | 2 | 1 месяц |
… 61–70 км/ч | 600 | 2 | 2 месяца |
… свыше 70 км/ч | 700 | 2 | 3 месяца |
Как видим, наказания за несоблюдение дистанции и превышение скорости в Германии вполне сопоставимы. Это явно свидетельствует о том, что в обоих случаях ведётся работа именно по предупреждению ДТП, вызванных этим нарушениями. Само собой разумеется, что для этого применяются соответствующие технические средства.
Совершенно иную картину мы наблюдаем в России. Наказания за превышение скорости в нашей стране едва ли не более существенны для водителя (с учётом, разумеется, наших реалий).
КоАП предусматривает за это правонарушение штраф до 5000 рублей и лишение права управления сроком до года, а с января текущего года для злостных рецидивистов предусмотрена даже уголовная ответственность по статье 264 2 . Наказание по этой статье — до трёх лет лишения свободы, штраф до пятисот тысяч рублей и лишение права управления до шести лет. Статья 104 1 УК РФ теперь предусматривает за такие преступления также конфискацию транспортного средства. Ужас-ужас.
Правда, если нарушение зафиксировано камерой, то речь идёт лишь о штрафе в размере 5000 рублей. Подобного «милосердия» в Германии нет, там штраф в любом случае оплачивает владелец транспортного средства, поэтому делить наказания в зависимости от того, кто сидел за рулём, нет смысла.
В контексте данной статьи интересно другое: при объективно равноценных с точки зрения безопасности нарушениях ПДД в одном случае водитель подлежит аж уголовной ответственности, а в другом случае вообще никакой ответственности нет. И мы при этом говорим о предупреждении нарушений?
Возможно, законодатель просто не в курсе, что дистанцию также можно контролировать техническими средствами? В таком случае это напоминает шутку про человека, который потерял кошелёк с деньгами и ищет его под фонарём просто потому, что там светлее. Тем, кто так думает, подскажу, что за несоблюдение дистанции и бокового интервала тоже можно собирать деньги в бюджет… Заодно и ДТП будет меньше.
Соблюдения дистанции в законодательстве США
На этом можно было бы и закончить, но автор не может отказать себе в удовольствии прогуляться в ещё одну страну — США. Не потому что там есть что-либо особо значимое в рамках темы, а по причинам, если можно так выразиться, эстетического свойства.
Дело в том, что система подготовки водителей в США существенно отличается от таковой в России и даже в Германии. В частности, так называемую «теорию» там учат не по ПДД, написанным явно не для обыкновенных людей, а по учебникам. Эти учебники разные в каждом штате, но их объединяет одно: они написаны простым языком, понятным любому, и содержат не бесчисленные запреты и, не побоюсь этого слова, угрозы, а советы и рекомендации. То есть написаны примерно так, как опытный и доброжелательный водитель учил бы новичка: вот так делай, а вот так — делать не надо. И не потому что за это накажут, а потому что это небезопасно.
Поэтому посмотрим, что же там сказано по теме статьи. В качестве примера возьмём руководство для водителей штата Калифорния. Оно примечательно тем, что доступно аж на девяти языках, включая русский, и поэтому не требует перевода. Итак, в главе под названием «Визуальный контроль» написано:
Не висите на хвосте! Многие водители держатся слишком близко к впереди идущему автомобилю (висят на хвосте) и поэтому не в состоянии обеспечить необходимый обзор перед собой, поскольку движущееся перед ними транспортное средство закрывает его.
Чем больше дистанция между вами и транспортным средством впереди вас, тем больше у вас времени для того, чтобы распознать возможную опасность и избежать ее.
Если транспортное средство пытается влиться в поток прямо перед вами, уберите ногу с педали газа. Это сохранит достаточную дистанцию между вами и транспортным средством впереди вас и избавит от необходимости резко тормозить или сворачивать на другую полосу движения.
Причина большинства столкновений, приходящихся на заднюю часть автомобиля, — движение впритык. Чтобы избежать этого, используйте правило 3 секунд. Когда транспортное средство впереди вас проедет определенную точку, например, дорожный знак, отсчитайте: «одна тысяча один, одна тысяча два, одна тысяча три». Проговаривание этих чисел занимает примерно 3 секунды. Если вы проедете тот же объект, не закончив отсчет, значит вы находитесь слишком близко.
Необходимо иметь запас в 4 секунды или больше в следующих случаях.
Автомобиль позади вас движется впритык к вам. Сохраняйте дополнительную дистанцию впереди, не останавливайтесь резко. Снижайте скорость постепенно или перестройтесь в другую полосу движения, чтобы избежать столкновения с транспортным средством, движущимся впритык к вам!
Вы едете по скользкой дороге.
Вы движетесь позади мотоциклистов или велосипедистов по мокрой или оледенелой дороге, по металлическим покрытиям (например, по мосту, железнодорожному полотну и т. п.) или гравию. Мотоциклисты и велосипедисты могут легко потерять контроль над своим транспортным средством именно на таких дорожных покрытиях.
Водитель транспортного средства, находящегося позади, хочет обогнать вас. Предоставьте ему место для обгона перед вашим транспортным средством.
Вы буксируете трейлер или перевозите тяжелый груз. Дополнительный вес не позволяет быстро остановиться.
Вы движетесь позади больших транспортных средств, которые закрывают обзор впереди вас. Дополнительное пространство позволит вам видеть происходящее вокруг транспортного средства.
Рядом с железнодорожным переездом вы увидели автобус, школьный автобус или транспортное средство, снабженное специальной табличкой. Эти транспортные средства обязаны остановиться у железнодорожного переезда.
Вы въезжаете на скоростную автомагистраль.
В таком же стиле даются рекомендации относительно бокового интервала, например:
Предположим, вы движетесь по двухполосной дороге, навстречу вам приближается транспортное средство, а впереди справа от вас движется велосипедист. Вместо того чтобы лавировать между транспортным средством и велосипедистом, примите меры в отношении одной опасной ситуации. Сначала снизьте скорость и дайте возможность приближающемуся транспортному средству проехать мимо вас. Затем, когда это будет безопасно, переместитесь влево, чтобы при обгоне велосипедиста между ним и автомобилем осталось достаточно места — не менее 3 футов (1 м).
Ну и в заключение, как вести себя тому водителю, которому уже «сели на хвост»:
Часто проверяйте движение транспорта позади вас, чтобы знать, не висит ли кто-то у вас на хвосте (следует за вами слишком близко). Если за вами движутся впритык, будьте осторожны! Медленно тормозите перед тем, как остановиться. Несколько раз слегка нажмите на педаль тормоза для того, чтобы предупредить водителя, висящего на хвосте, о том, что вы снижаете скорость.
Оторвитесь от него как можно быстрее. Смените полосу и дайте ему возможность обогнать вас или замедлите движение, чтобы обеспечить достаточную дистанцию между вами и движущимся впереди автомобилем. Если это не помогает, выполните съезд с дороги, когда это будет безопасно, и дайте водителю, чье транспортное средство движется впритык к вашему, возможность обогнать вас.
Личный опыт автора говорит, что нажимать на педаль тормоза, включать аварийную сигнализацию или каким-либо иным способом пытаться воздействовать на такого «истребителя» совершенно бесполезно, потому что это, как правило, только раззадоривает его и эффект может оказаться обратный: он в ответ ещё более сократит дистанцию.
Если уж государство, как мы видим, не считает это правонарушением, то с какой стати этот водитель будет слушать другого? И делает он это, очевидно, не по неосторожности, а умышленно, поэтому в данном случае, к великому сожалению, водителю не остаётся делать ничего другого, как применить пресловутое российское «правило трёх Д»: Дай Дорогу Дураку.
И ежели мы действительно хотим не просто предотвращать правонарушения, а именно обеспечивать безопасность дорожного движения, то есть над чем поработать и законодателю, и Правительству.
Автор статьи: Тимофей Черепанов, преподаватель автошколы, к. т. н.