Замена масла в вариаторе – отличие от АКПП и важные советы

Замена масла в вариаторе – ключевая процедура, влияющая на долговечность и эффективность трансмиссии. Вариаторы отличаются от автоматических коробок передач (АКПП) и требуют особого подхода к обслуживанию. В этой статье рассмотрим основные принципы замены масла в вариаторных коробках передач и дадим рекомендации для предотвращения поломок и обеспечения надежной работы автомобиля.

CVT – особенности конструкции

Вариатор состоит из пары шкивов с изменяемым передаточным отношением, что делает его компактным и эффективным.

Крутящий момент от двигателя передается к приводному валу через клиновидный ремень, который некоторые специалисты называют цепной передачей из-за его металлических звеньев.

Передаточное отношение, влияющее на скорость вращения трансмиссионного вала, изменяется синхронным изменением диаметров шкивов. Сдвигая и раздвигая «щеки» шкивов, можно точно регулировать обороты колес.

Для сжатия половинок шкивов используется трансмиссионное масло, специально разработанное для вариаторов. Жидкость подается в цилиндры на одной оси со шкивами, сжимая половинки с большой силой, в то время как в другом цилиндре объем масла уменьшается для обеспечения нужной силы сжатия.

Система также требует постоянной смазки в местах контакта ремня и шкива, а также охлаждения, так как трение металла о металл нагревает механизм вариатора.

В конструкции присутствует пара шестерен для включения заднего хода, которая не требует отдельной смазки, так как находится в общей трансмиссионной жидкости.

Схема работы вариатора

Эксперты в области автомобильной техники подчеркивают, что замена масла в вариаторе имеет свои особенности по сравнению с автоматической коробкой передач (АКПП). Вариаторы, использующие бесступенчатую передачу, требуют специального масла, которое обеспечивает необходимую вязкость и защиту от износа. В отличие от АКПП, где замена масла может проводиться реже, вариаторы нуждаются в более частом обслуживании, так как их работа зависит от состояния масла. Кроме того, в вариаторах масло выполняет не только смазочную, но и охлаждающую функцию, что делает его качество критически важным. Неправильный выбор масла или игнорирование сроков замены может привести к серьезным поломкам и дорогостоящему ремонту. Поэтому специалисты рекомендуют строго следовать рекомендациям производителя и регулярно проверять уровень и состояние масла в вариаторе.

Масло в АКПП и CVT – самый большой секрет маркетологовМасло в АКПП и CVT – самый большой секрет маркетологов

Периодичность замены масла в вариаторе

В связи с повышенными нагрузками (особенно температурными), техническое обслуживание в этой коробке передач проводится чаще. Проблема в том, что по мере эксплуатации, физические характеристики вариаторного масла стремительно меняются.

В программе управления механической частью CVT, присутствует линейная поправка «на старение» жидкости. Внутренний счетчик постепенно увеличивает давление в цилиндрах сжатия, чтобы компенсировать потерянные гидравлические свойства.

Подробно о счетчике старения масла в радиаторе в этом видео

Конкретный срок замены масла в вариаторе определяется производителем автомобиля (или коробки передач, если она устанавливается по контрактному договору). Обычно это цифра колеблется в пределах 50000 км – 90000 км пробега, и не зависит от срока использования.

Для информацииМоторное масло меняется либо при определенном пробеге, либо по достижении предельного срока (6-12 месяцев), что наступит раньше.

Для вариатора продолжительность по времени не настолько важна: трансмиссионка, в отличие от моторной смазки, практически не взаимодействует с воздухом. В герметичном корпусе «старение» жидкостей происходит лишь по причине механического и температурного износа.

Разумеется, межсервисный километраж – довольно условная цифра. Если ваш основной маршрут, это загородная трасса – можно придерживаться заводских рекомендаций.

А если большую часть пути вы с автомобилем проводите в толчее городских заторов – надо смело делить пробег пополам. Замена трансмиссионки каждые 30000 км – обычное дело для городского автомобиля.

Как и в случае с традиционным «автоматом» или «роботом» — смазку вариатора можно обновлять частично, или со 100% обновлением. Причем оба способа можно применить как в условиях специализированного автосервиса, так и дома (в гараже).

Датчик (счетчик) старения масла в вариаторе - ВОПРОС ЗАКРЫТ!Датчик (счетчик) старения масла в вариаторе – ВОПРОС ЗАКРЫТ!
Характеристика Вариатор (CVT) Автоматическая коробка передач (АКПП)
Тип масла Специальное масло для вариаторов (часто с низкой вязкостью) Трансмиссионное масло для АКПП (вязкость зависит от модели)
Частота замены Чаще, чем в АКПП (рекомендации производителя могут варьироваться от 40 000 до 80 000 км пробега, в зависимости от условий эксплуатации) Реже, чем в вариаторе (рекомендации производителя могут варьироваться от 60 000 до 100 000 км пробега, в зависимости от условий эксплуатации)
Процедура замены Может быть частичной или полной (полная замена сложнее и дороже) Может быть частичной или полной (полная замена сложнее и дороже)
Объем масла Обычно меньше, чем в АКПП Обычно больше, чем в вариаторе
Стоимость замены Может быть дороже из-за специфики масла и процедуры замены Может быть дешевле, чем замена масла в вариаторе
Проверка уровня масла Обычно требует специального оборудования Проверка уровня масла может быть выполнена с помощью щупа
Возможные последствия несвоевременной замены Быстрый износ ремня/цепи вариатора, поломка вариатора Износ фрикционов, поломка гидроблока

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о замене масла в вариаторе (CVT) и автоматической коробке передач (АКПП):

  1. Разные типы масла: Вариаторы требуют специального масла, которое отличается по составу и характеристикам от масла, используемого в АКПП. Масло для вариаторов (CVT fluid) обычно имеет более низкую вязкость и специальные добавки, которые обеспечивают необходимую работу ремней и шкивов, в то время как масло для АКПП (ATF) предназначено для работы с гидравлическими системами и фрикционными дисками.

  2. Частота замены: Замена масла в вариаторе может требовать более частого обслуживания по сравнению с АКПП. Вариаторы подвержены большему износу из-за постоянного изменения передаточного отношения, что может привести к более быстрому старению масла. Рекомендуется следить за состоянием масла и менять его каждые 30 000 – 50 000 км, в то время как для АКПП замена может быть рекомендована каждые 60 000 – 100 000 км.

  3. Риск повреждения: Неправильная замена масла в вариаторе может привести к серьезным повреждениям трансмиссии. Использование неподходящего масла или игнорирование рекомендаций производителя может вызвать проскальзывание ремней и перегрев, что в свою очередь может привести к дорогостоящему ремонту. В отличие от этого, АКПП более устойчивы к использованию неправильного масла, хотя это также может негативно сказаться на их работе.

Частичная замена масла в вариаторе

Первый вариант — упрощенный

  1. Это «частичная» замена, основанная на принципе: «сколько выльется». После прогрева жидкости (обычная поездка с изменениями режима работы вариатора) ставим автомобиль на ровную поверхность над ямой или на подъемник.
  2. Откручиваем сливную пробку, предварительно открыв заливную для обеспечения доступа воздуха.
  3. Сливаем отработанное масло в подготовленную емкость. Избегаем проливания жидкости на пол, чтобы сохранить объем. Сливаем старое масло в мерную посуду и запоминаем количество.
  4. Рекомендуется выделить достаточно времени для слива: чем больше жидкости выйдет, тем лучше.
  5. Закручиваем сливную пробку и заливаем трансмиссионное масло в измеренном объеме.

Таким образом, вы замените 30% — 40% масла. Это скорее «освежение» состава. Важно подбирать ту жидкость, которая была ранее залита.

Второй вариант – правильный (относительно)

  1. Предполагается полная замена жидкости в несколько этапов. После стандартной подготовки (прогрев, ровная поверхность, емкость для отработки) сливаем масло «сколько выльется».
  2. Доводим объем новой жидкости до отметки на щупе.
  3. Проезжаем на автомобиле 50-100 км.
  4. Меняем фильтр.
  5. Повторяем процедуру.

После каждого «долива» процент свежего масла увеличивается. Можно повторять эту процедуру столько раз, сколько необходимо, основываясь на здравом смысле. Постепенно количество свежего масла приблизится к 100%.

Финансовая сторона делает этот метод менее рациональным, но многие автовладельцы действуют именно так.

Слив масла из вариатора Ниссан

Полная замена масла в вариаторе

Сразу разделим «фирменный» и «любительский» способы. На сервисной станции используется специальная станция откачки и нагнетания жидкости. Процедура чистая и достаточно быстрая. Разумеется, не бесплатная для владельца машины.

При этом надо понимать: как бы презентабельно не выглядела «супер-мега» установка для вакуумной (турбированной и пр.) замены трансмиссионки – это не более чем насос и две канистры.

Иногда, для наглядности устанавливается банальный водомер (простите, прибор учета количества протекающего масла для вариатора). Никаких технических изысков: надо просто знать, куда вставить приемную трубку со шлангом.

Так или иначе, сначала оператор откачивает практически 100% отработки, затем заливает свежее масло. После осушения вариатора, не помешает снять поддон, произвести осмотр внутренних полостей, и заменить фильтр (он внутри поддона).

Разумеется, все эти процедуры можно выполнить в гаражных условиях.

  • откачать жидкость можно насосом/шприцем/пластиковой бутылкой;
  • для откручивания поддона и осмотра тоже не требуется оканчивать автомобильный техникум;
  • замена масляного фильтра не сложнее, чем аналогичная процедура для моторного масла.

Единственная операция, которую не всегда можно провести самостоятельно – обнуление электронного счетчика «старения» масла. Выше по тексту мы рассказывали, что электроника меняет давление в цилиндрах шкивов по мере ухудшения характеристик масла.

При проведении регламентных работ межсервисный интервал надо сбросить на «0». Для этого применяется дилерский сканер, или его китайский аналог, который есть в гараже любого водителя, самостоятельно обслуживающего свой автомобиль.

Полная замена масла в вариаторе Ниссан

Пошаговая инструкция замены масла в вариаторе Ниссан Тиана — видео

ЗАМЕНА МАСЛА И ФИЛЬТРОВ В ВАРИАТОРЕ НА Nissan Teana IIЗАМЕНА МАСЛА И ФИЛЬТРОВ В ВАРИАТОРЕ НА Nissan Teana II

Сравнение стоимости замены масла в вариаторе и АКПП

Замена масла в трансмиссии является важной частью обслуживания автомобиля, и стоимость этой процедуры может значительно варьироваться в зависимости от типа трансмиссии. Вариатор (CVT) и автоматическая коробка передач (АКПП) имеют свои особенности, которые влияют на цену замены масла.

Во-первых, стоимость масла для вариатора обычно выше, чем для АКПП. Это связано с тем, что масло для вариаторов имеет специальные добавки, которые обеспечивают его уникальные свойства, такие как высокая термостойкость и способность к работе при больших нагрузках. В то время как для АКПП используется более стандартное трансмиссионное масло, которое, как правило, дешевле.

Во-вторых, процесс замены масла в вариаторе может быть более сложным и трудоемким. Вариаторы требуют более точного контроля уровня масла и его состояния, что может потребовать дополнительных манипуляций, таких как прокачка системы или использование специального оборудования для замены. Это может увеличить стоимость работы в автосервисе.

Сравнивая стоимость услуг, можно отметить, что замена масла в АКПП, как правило, обходится дешевле. Это связано с тем, что процесс замены масла в АКПП более стандартизирован и требует меньше времени и усилий со стороны механиков. В некоторых случаях, замена масла в АКПП может быть выполнена с помощью простого слива и заливки нового масла, что также снижает затраты.

Однако стоит учитывать, что стоимость замены масла может варьироваться в зависимости от марки и модели автомобиля, а также от региона. В некоторых случаях, особенно для автомобилей премиум-класса, стоимость замены масла в вариаторе может быть сопоставима с заменой масла в АКПП.

В заключение, при планировании замены масла в трансмиссии важно учитывать не только стоимость самого масла, но и сложность процедуры. Вариаторы могут потребовать больших затрат на обслуживание, однако их преимущества в виде плавности хода и экономии топлива могут оправдать эти расходы для многих автовладельцев.

Вопрос-ответ

Как часто нужно менять масло в вариаторе?

Замена масла в вариаторе рекомендуется каждые 40 000 – 60 000 километров, однако точные интервалы могут варьироваться в зависимости от модели автомобиля и условий эксплуатации. Важно следовать рекомендациям производителя, указанным в руководстве по эксплуатации.

Какие признаки указывают на необходимость замены масла в вариаторе?

Признаки, указывающие на необходимость замены масла в вариаторе, включают ухудшение работы трансмиссии, появление посторонних шумов, задержки при переключении передач и изменение цвета масла на темный или мутный. Если вы заметили эти симптомы, стоит обратиться к специалисту для диагностики.

Можно ли использовать масло для АКПП в вариаторе?

Использовать масло для автоматической коробки передач (АКПП) в вариаторе не рекомендуется, так как они имеют разные составы и свойства. Масло для вариаторов специально разработано для обеспечения оптимальной работы и защиты компонентов трансмиссии. Использование неподходящего масла может привести к повреждениям и снижению производительности.

Советы

СОВЕТ №1

Перед заменой масла в вариаторе обязательно ознакомьтесь с рекомендациями производителя вашего автомобиля. Разные модели могут требовать специфические типы масла и интервалы замены, что поможет избежать повреждений трансмиссии.

СОВЕТ №2

При замене масла в вариаторе используйте только оригинальные или высококачественные заменители, соответствующие стандартам вашего автомобиля. Это обеспечит надежную работу трансмиссии и продлит срок ее службы.

СОВЕТ №3

Не забывайте о необходимости замены фильтра трансмиссии при замене масла в вариаторе. Загрязненный фильтр может привести к ухудшению работы системы и преждевременному износу компонентов.

СОВЕТ №4

Регулярно проверяйте уровень масла в вариаторе и следите за его состоянием. Появление посторонних запахов или изменение цвета масла могут свидетельствовать о проблемах, требующих немедленного внимания.

Ссылка на основную публикацию
Похожее