В чем принципиальное отличие дизельного двигателя от бензинового типов

Выбор между дизельным и бензиновым двигателем становится все более актуальным. Каждый тип имеет уникальные характеристики, влияющие на экономичность, мощность и эксплуатационные качества транспортных средств. В статье рассмотрим отличия между дизельными и бензиновыми двигателями, акцентируя внимание на подходах к воспламенению топлива и их влиянии на производительность и расход. Понимание этих различий поможет читателям сделать осознанный выбор при покупке автомобиля и оценить преимущества и недостатки каждого типа двигателя в зависимости от потребностей.

Отличия в работе двигателей

С механической точки зрения двигатели имеют схожие элементы: цилиндр, поршень, шатун и коленчатый вал. Главное различие — в типе топлива и методе его воспламенения, что определяет дальнейшие технологии.

Характеристики топлива влияют на следующие параметры:

  1. Мощность двигателя. При равном объеме цилиндров дизельный двигатель имеет меньшую мощность в лошадиных силах, что не сильно сказывается на впечатлении от вождения.
  2. Крутящий момент. Бензиновый двигатель, несмотря на высокую мощность, не обеспечивает такую же тягу, как дизельный, работающий на тяжелом топливе, что компенсирует недостаток мощности дизеля.
  3. Экономичность. Дизельный двигатель расходует до 30% меньше топлива, что может быть решающим фактором при выборе автомобиля.
  4. Экологичность. Современные стандарты Евро 5 и 6 почти уравнивают разные типы двигателей по воздействию на окружающую среду. Однако при сгорании дизельного топлива выделяется меньше токсичных веществ, что делает его выхлоп более «природным».

С точки зрения потребительских качеств, дизель более экономичен и обладает лучшей тягой, в то время как бензиновый двигатель предлагает хорошую динамику разгона и высокую максимальную скорость.

Эксперты отмечают, что принципиальное отличие дизельного двигателя от бензинового заключается в способе воспламенения топливной смеси. В бензиновых двигателях используется искровое зажигание, что позволяет создавать более легкую и однородную смесь. В дизельных же двигателях топливо впрыскивается в сжатый воздух, где оно воспламеняется под воздействием высокой температуры, что обеспечивает более эффективное сгорание. Это приводит к тому, что дизельные двигатели, как правило, имеют более высокий крутящий момент и большую топливную экономичность. Кроме того, дизельные двигатели часто отличаются большей долговечностью, но при этом могут быть более шумными и требовать более сложного обслуживания. Таким образом, выбор между этими типами двигателей зависит от конкретных потребностей и предпочтений водителя.

БЕНЗИН ИЛИ ДИЗЕЛЬ? НАГЛЯДНО СРАВНИВАЕМ ДВА ТИПА ДВИГАТЕЛЕЙ.БЕНЗИН ИЛИ ДИЗЕЛЬ? НАГЛЯДНО СРАВНИВАЕМ ДВА ТИПА ДВИГАТЕЛЕЙ.

Рабочий цикл дизельного двигателя

Для примера возьмем четырехтактный мотор (двухтактные системы в современном автомобилестроении не применяются). Турбину не рассматриваем, в качестве системы впрыска солярки возьмем топливный насос высокого давления.

  1. Впуск – поршень движется вниз. открывается впускной клапан (из может быть два), в камеру сгорания поступает свежий холодный воздух, насыщенный кислородом. После достижения поршнем нижней мертвой точки (НМТ), закрываются все клапана.
  2. Сжатие – поршень движется вверх, сжимая воздух в герметичной камере сгорания. При сжатии. воздух сильно нагревается, в некоторых случаях до температуры 600°С — 700°С. Когда поршень займет верхнюю мертвую точку (ВМТ), с помощью форсунки происходит дозированное впрыскивание дизельного топлива. Принципиальный вопрос – создание высокого давления.
  3. Рабочий ход — Солярка вспыхивает от температуры воздуха, и начинается интенсивное горение, практически взрыв. Поршень интенсивно двигается к НМТ. Этим циклом характеризуются показатели работы моторов: коленвал вращается с высоким крутящим моментом, что характерно именно для дизеля.
  4. Выпуск — разница дизельного и бензинового двигателя на этом цикле работы невелика. Открываются выпускные клапана и происходит очищение камеры сгорания от отработанных газов.

В чем принципиальная разница? Отличаются способы образования топливно-воздушной смеси. У дизеля топливо впрыскивается в цилиндр, уже заполненный воздухом. Бензиновая смесь формируется во впускном коллекторе, после чего подается в камеру сгорания.

Демонстрация работы дизельного двигателя — видео

Система на тяжелом топливе работает просто, точек возникновения неисправности гораздо меньше. Однако стоимость дизельного насоса высокого давления нивелирует преимущества.
рис 2

схема четырех рабочих циклов двигателя

Принцип работы дизельного двигателяПринцип работы дизельного двигателя
Характеристика Бензиновый двигатель Дизельный двигатель
Принцип работы Смесь топлива и воздуха воспламеняется искрой от свечи зажигания. Самовоспламенение сжатой смеси топлива и воздуха.
Тип топлива Бензин Дизельное топливо
Степень сжатия Низкая (8-12:1) Высокая (14-25:1)
КПД Относительно низкий Относительно высокий
Крутящий момент Меньший при низких оборотах Больший при низких оборотах
Мощность Обычно развивает большую мощность на высоких оборотах Обычно развивает меньшую мощность на высоких оборотах
Выбросы Больше выбросов углеводородов и оксидов азота Меньше выбросов углеводородов, но больше выбросов сажи и оксидов азота
Звук работы Более тихий Более шумный
Стоимость топлива Обычно дешевле Обычно дороже
Стоимость обслуживания Обычно дешевле Обычно дороже

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о принципиальных отличиях дизельного и бензинового двигателей:

  1. Принцип сжатия: В дизельных двигателях топливо впрыскивается в сжатый воздух, что приводит к его самовоспламенению из-за высокой температуры, создаваемой при сжатии. В бензиновых двигателях, наоборот, топливо смешивается с воздухом и сжимается, а затем воспламеняется искрой от свечи зажигания. Это различие в способе воспламенения приводит к различным характеристикам работы двигателей.

  2. Коэффициент сжатия: Дизельные двигатели имеют значительно более высокий коэффициент сжатия (обычно от 14:1 до 25:1), чем бензиновые (от 8:1 до 12:1). Это позволяет дизельным двигателям быть более эффективными и экономичными, но также требует более прочных материалов для конструкции.

  3. Эффективность и крутящий момент: Дизельные двигатели, как правило, обладают большим крутящим моментом на низких оборотах, что делает их идеальными для тяжелых транспортных средств и грузовиков. Бензиновые двигатели, в свою очередь, обеспечивают более высокие обороты и мощность, что делает их предпочтительными для легковых автомобилей и спортивных машин.

Общее устройство бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгоранияОбщее устройство бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгорания

Принцип работы бензинового мотора

Четырехтактный атмосферный двигатель с традиционной системой впрыска топлива иллюстрирует принцип работы.

  1. Впуск – смесь топлива и воздуха через открытый клапан попадает в камеру сгорания. Поршень движется к верхней мертвой точке (ЕМТ), создавая разрежение. После заполнения камеры впускной клапан закрывается, и она становится герметичной.
  2. Сжатие – поршень поднимается, сжимая смесь. При достижении верхней мертвой точки (ВМТ) срабатывает свеча зажигания, и смесь воспламеняется.
  3. Работа – под давлением сгорающих газов поршень движется к нижней мертвой точке (НМТ), передавая крутящий момент на коленчатый вал. Клапаны остаются закрытыми.
  4. Выпуск – поршень поднимается, открывается выпускной клапан, и отработанные газы выбрасываются, освобождая пространство для новой смеси.

Основной принцип работы – воспламенение топливной смеси в замкнутом объеме. Однако различия между дизельным топливом и бензином приводят к различной термодинамике.

Температура сгорания бензина выше, что приводит к большему выделению энергии, но она распределяется более равномерно. Это снижает крутящий момент, но увеличивает мощность в лошадиных силах.

схема работы бензинового двигателя

Эксплуатационные отличия

Обслуживание дизельного и бензинового двигателей отличается как по стоимости, так и по времени проведения ТО. Бензиновые моторы ремонтировать дешевле, хотя ломаются они не реже, чем дизельные.

Для моторов, работающих на солярке, требуются более качественные комплектующие и расходные материалы. Система питания более капризна, и чувствительна к качеству топлива. Чаще производится и замена масла, это также удорожает регламентные работы.

Однако экономия топлива в процессе эксплуатации нивелирует затраты. Основной недостаток дизеля – шумность и резковатый звук. Это не всем нравится.

Бензиновые моторы более понятны и просты в обслуживании, хотя современные экологические системы делают ремонт и обслуживание все более дорогим. Ресурс ДВС на легком топливе ниже.

Это связано не с нагрузками (они на бензиновом моторе не такие высокие), а с запасом прочности деталей. Для дизельного мотора аппаратная часть более прочная, поскольку вибрации и нагрузки выше. В результате владелец получает так называемую избыточную прочность, и мотор «ходит» без поломок дольше.

Сравнение процесса работы дизельного двигателя и бензинового — демонстрационное видео

бензиновый и дизельный двигатели в сравнении

Заключение

Изучив данные нашего материала, вы сможете осознанно выбрать силовую установку для автомобиля. Универсального решения нет: улучшая одну технологию, производитель часто теряет в другой.

Экологические аспекты и выбросы

Дизельные двигатели работают на принципе самовоспламенения топлива, что происходит при высоком давлении и температуре в камере сгорания. Это приводит к более полному сгоранию дизельного топлива, что, в свою очередь, снижает уровень углеводородов и угарного газа в выбросах. Однако, несмотря на это, дизельные двигатели выделяют более высокие уровни оксидов азота (NOx) и частиц (PM), что является серьезной экологической проблемой.

Бензиновые двигатели, напротив, используют искровое зажигание, что может привести к менее полному сгоранию топлива. В результате бензиновые двигатели, как правило, выделяют больше углеводородов и угарного газа, но меньше оксидов азота и частиц по сравнению с дизельными. Это делает бензиновые двигатели более приемлемыми с точки зрения выбросов в условиях городского загрязнения, где высокие уровни NOx могут быть особенно вредными для здоровья.

Современные технологии, такие как каталитические нейтрализаторы и системы рециркуляции отработавших газов (EGR), помогают снизить выбросы как у бензиновых, так и у дизельных двигателей. Однако дизельные двигатели требуют более сложных систем очистки, таких как фильтры твердых частиц и системы селективной каталитической редукции (SCR), чтобы соответствовать строгим экологическим стандартам.

С точки зрения углеродного следа, дизельные двигатели, как правило, более эффективны и имеют меньший расход топлива, что может привести к меньшему количеству выбросов CO2 на километр пробега. Однако, учитывая более высокие уровни NOx и частиц, дизельные автомобили могут оказаться менее экологически чистыми в условиях городского использования.

Таким образом, выбор между дизельным и бензиновым двигателем должен учитывать не только экономические аспекты, но и экологические последствия, связанные с выбросами и их воздействием на окружающую среду и здоровье человека.

Вопрос-ответ

В чем основные отличия дизельного двигателя от бензинового?

У дизельных моторов отсутствует присущая бензиновым аналогам система зажигания, включающая прерыватели, распределители, коммутаторы, импульсные датчики и т. д. Для дизелей роль такой системы выполняет ТНВД, регулирующий угол впрыска топлива, а также система его предварительного подогрева для запуска в холодную погоду.

В чем разница между бензиновыми и дизельными двигателями Википедия?

Большинство бензиновых двигателей используют искровое зажигание, в отличие от дизельных двигателей, которые работают на дизельном топливе и обычно используют воспламенение от сжатия. Еще одно ключевое отличие от дизельных двигателей заключается в том, что бензиновые двигатели обычно имеют более низкую степень сжатия.

Чего нет в дизельном двигателе?

Принцип работы дизельного двигателя основан на свойствах солярки и в корне отличается от бензиновых ДВС. Во-первых, в моторе, работающем на дизеле, нет традиционных свечей зажигания. Во-вторых, используется топливный насос высокого давления. Как работает?

Почему у дизельного двигателя больше крутящий момент?

Дизели принципиально отличаются по конструкции от бензиновых двигателей. У них выше КПД за счёт более высоких энергоёмкости дизтоплива и степени сжатия. А значит, больше энергии от сгоревшего топлива выполняет полезную работу, то есть уходит на создание крутящего момента.

Советы

СОВЕТ №1

Изучите основные принципы работы обоих типов двигателей. Понимание того, как происходит сжатие и воспламенение топлива в дизельных и бензиновых двигателях, поможет вам лучше осознать их отличия и преимущества.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на экономические аспекты. Дизельные двигатели, как правило, более экономичны и имеют больший крутящий момент, что делает их идеальными для грузовых автомобилей и длительных поездок. Однако бензиновые двигатели могут быть более подходящими для городских условий и легковых автомобилей.

СОВЕТ №3

Не забывайте о влиянии на окружающую среду. Дизельные двигатели, хотя и более эффективны, могут выделять больше оксидов азота и частиц, что негативно сказывается на экологии. Рассмотрите экологические нормы и выбросы при выборе типа двигателя.

СОВЕТ №4

Проведите тест-драйв обоих типов автомобилей. Личный опыт вождения поможет вам понять, какой двигатель лучше соответствует вашим потребностям и стилю вождения, а также даст представление о комфорте и динамике работы каждого из них.

Ссылка на основную публикацию
Похожее