Причины разрядки, способы проверки и зарядки аккумулятора

Аккумулятор в автомобиле можно сравнить с сердцем человека. Заряженный аккумулятор необходим для поездок. Многие автовладельцы сталкиваются с проблемой быстрого разряда, что может привести к неприятным ситуациям. В этой статье рассмотрим основные причины разрядки аккумулятора и предложим методы проверки его состояния и зарядки, чтобы избежать неожиданных проблем и обеспечить надежную работу автомобиля.

Анализ причин разрядки аккумуляторной батареи

Загрязнение контактов автомобильного аккумулятора может происходить как снаружи, так и изнутри. Внешние загрязнения возникают из-за попадания пыли, сажи или моторного масла, в то время как внутренние могут быть вызваны утечкой электролита. Это случается, если аккумулятор не установлен надежно, и во время движения он вибрирует, что приводит к вытеканию электролита из заливочных пробок. В результате могут образовываться трещины в герметизирующих материалах, крышках и стенках корпуса. Загрязненные контакты начинают окисляться, и вольтметр фиксирует их напряжение.

Частичное замыкание свинцовых пластин, которые находятся в каждой батарее с электролитом и активной массой в виде пасты двуокиси свинца, может происходить из-за изменения плотности электролита. Повышенная плотность возникает при перегреве аккумулятора, а пониженная — при его переохлаждении. Именно поэтому в зимний период аккумуляторы часто разряжаются.

Сульфатация электродов происходит, когда аккумулятор долгое время хранится без подзарядки. Из электролита выделяются кристаллы серноокислого свинца, которые забивают поры активного вещества. Внутри пластин скапливаются примеси других металлов, образуя налет серого или бело-серого цвета. Это приводит к гальванической коррозии пластин и образованию паразитного тока, который разряжает аккумулятор.

Эксперты отмечают, что разрядка аккумулятора может происходить по нескольким причинам, включая длительное хранение без использования, высокие температуры и частые глубокие разряды. Эти факторы негативно влияют на срок службы батареи и её производительность. Для проверки состояния аккумулятора специалисты рекомендуют использовать мультиметры или специальные тестеры, которые позволяют измерить напряжение и ёмкость. Также важно следить за температурой во время зарядки, так как перегрев может привести к повреждению. Для зарядки аккумулятора лучше использовать оригинальные зарядные устройства, которые обеспечивают оптимальный ток и напряжение, что способствует продлению его срока службы. Регулярная проверка и правильная эксплуатация помогут избежать преждевременной разрядки и сохранить аккумулятор в хорошем состоянии.

Признаки разряда аккумулятора

  1. На панели приборов в салоне автомобиля  при включенном зажигании не светит контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи. Нужно её заменить, возможно, она просто перегорела, однако если и вторая не светится, тогда это говорит о разрядке АКБ;
  2. Встроенный в АКБ индикатор заряда не функционирует при запуске двигателя, то есть из генератора приходит недостаточно напряжения на аккумулятор. Лампочка индикатора показывает три цвета: зелёный – батарея заряжена, чёрный – нужно зарядить, белый – непригодна к эксплуатации, так как уровень электролита опустился ниже предельно допустимого уровня;
  3.  Изменение цвета электролита для аккумулятора и появление налета на пластинах. Нормальным цветом считается светло – коричневый оттенок. Если электролит стал темно-коричневым, это говорит о присутствии в нем органических веществ, вырождающихся в уксусно – кислые соединения, а фиолетовый цвет указывает на присутствия марганца. Кроме того, в электролите могут присутствовать медь, железо, мышьяк, сурьма, висмут. Главной причиной этого является доливка электролита недистиллированной водой, содержащей различные вещества. Светло – серый налет на пластинах указывает на наличие образовавшихся хлоридов;
  4. Замедленная работа стартера с характерными щелчками;
  5. Если после остановки автомобиля свет от фар очень быстро затухает;
  6.  Если при перестановке аккумулятора на другой автомобиль не запускается двигатель.

Необходимо упомянуть, что существует новый тип аккумуляторов — гелевые аккумуляторы. К числу их достоинств относится также и то, что они реже разряжаются. Кроме того они обладают и другими достоинствами. Недостатки, естественно, также присутствуют. 

Причина разрядки Способ проверки Способ зарядки
Естественный саморазряд (химические процессы внутри аккумулятора) Измерение напряжения без нагрузки (мультиметром). Если напряжение ниже номинального, аккумулятор разряжен. Использование зарядного устройства, соответствующего типу аккумулятора.
Повышенная нагрузка (слишком много подключенных устройств, мощные потребители) Мониторинг потребляемого тока (амперметром). Если ток превышает допустимый для аккумулятора, он быстро разряжается. Отключение лишних потребителей. Использование зарядного устройства с достаточной мощностью.
Низкая температура окружающей среды (снижает эффективность химических реакций) Измерение напряжения и емкости при низкой температуре. Аккумулятор может показывать нормальное напряжение, но иметь сниженную емкость. Зарядка аккумулятора при комнатной температуре. Использование зарядных устройств с функцией температурной компенсации.
Деградация электродов/электролита (старение аккумулятора, сульфатация, дендриты) Измерение внутреннего сопротивления (специальными приборами). Высокое внутреннее сопротивление указывает на деградацию. Замена аккумулятора. В некоторых случаях, десульфатация (для свинцово-кислотных) может временно улучшить состояние.
Короткое замыкание (повреждение изоляции, неисправность устройства) Визуальный осмотр на предмет повреждений. Измерение сопротивления между клеммами (должно быть высоким). Устранение короткого замыкания. Замена поврежденных компонентов.
Неправильный режим хранения (хранение в разряженном состоянии, при высоких температурах) Измерение напряжения и емкости после хранения. Хранение аккумулятора в частично заряженном состоянии (обычно 50-80%) при умеренной температуре.
Неисправность зарядного устройства (недостаточный ток, неправильное напряжение) Измерение выходного напряжения и тока зарядного устройства. Замена или ремонт зарядного устройства.
Паразитные токи утечки (неисправность электроники, грязные контакты) Измерение тока утечки при выключенном устройстве. Поиск и устранение источника утечки (чистка контактов, ремонт электроники).

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о разрядке, проверке и зарядке аккумуляторов:

  1. Эффект памяти: Некоторые никель-кадмиевые (NiCd) аккумуляторы могут страдать от эффекта памяти, когда они “запоминают” уровень разрядки и теряют свою емкость, если их регулярно разряжать не до конца. Это означает, что для поддержания их производительности важно полностью разряжать и заряжать аккумулятор время от времени.

  2. Оптимальная температура: Аккумуляторы лучше всего работают при температуре от 20 до 25 градусов Цельсия. При слишком низких или высоких температурах их емкость может значительно снижаться. Например, при температуре -20°C литий-ионные аккумуляторы могут терять до 50% своей емкости.

  3. Методы проверки состояния: Существуют различные способы проверки состояния аккумулятора. Один из самых простых — это измерение напряжения с помощью мультиметра. Например, для полностью заряженного литий-ионного аккумулятора напряжение должно быть около 4.2 В. Если напряжение значительно ниже, это может указывать на необходимость зарядки или на проблемы с аккумулятором.

Проверка автомобильного аккумулятора

Если автомобиль не запускается, в первую очередь стоит удостовериться, что аккумулятор не разряжен. Для этого можно воспользоваться двумя методами: проверить плотность электролита и измерить напряжение, которое он выдает.

Проверка ареометром

Ареометр – это прибор, определяющий плотность электролита в аккумуляторе, напоминающий по виду пипетку с наконечником и поплавком внутри. Данная проверка проводится только в том случае, если последний заряд аккумулятора был не ранее 6 часов назад. Чтобы измерения были максимально точными, температура окружающего воздуха должна быть примерно +20°C. Если же данный тепловой режим соблюсти не возможно, то данную проверку нужно сделать дома или в теплом гараже.

С помощью грушевидного баллона засасывается проба аккумулятора для электролита через заливочное отверстие, причем такая проба делается из каждой батареи аккумулятора. Поплавок при этом должен свободно плавать. Чем выше плотность электролита, тем выше будет «всплывать» поплавок. По данному показателю проверяем емкость аккумулятора: 1.24 г/мл летом – 1.28 г/мл – полностью заряжен, 1.2 – заряжен наполовину и 1.12 – разряжен полностью.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Какой срок службы должен иметь автомобильный аккумулятор и как его продлить?
  • Какие будут последствия, если перепутать клеммы аккумулятора?
  • Плотность электролита в аккумуляторе: измерение и корректировка

Видео: Как определить неисправность аккумулятора (короткое замыкание в банке)

Как определить неисправность аккумулятора (короткое замыкание в банке)Как определить неисправность аккумулятора (короткое замыкание в банке)

Устранение ненужных примесей в электролите

Загрязнение марганцем устраняется путем полного разряда аккумулятора и заменой затем свежего электролита. Наличие в электролите хлоридов устраняется тремя – четырьмя циклами заряда – разряда батареи. Чтобы удалить железо, электролит из АКБ удаляется, пластины промываются дистиллированной водой. После промывания в АКБ заливается новый раствор электролита плотностью 1.04 – 1.06 г/мл, а затем аккумулятор заряжается до достижения плотности примерно 1.21 г/мл. Этот электролит удаляется, заливается свежий раствор плотностью 1.20 г/мл. Далее нужно разрядить АКБ, а потом зарядить снова. Для устранения меди батарею наоборот, заряжают, а затем заменяют пластины.

Проверка тестером и мультиметром

Если получить информацию о плотности электролита невозможно, можно воспользоваться тестером для проверки аккумулятора. Наиболее точные результаты можно получить, если автомобиль постоял в покое несколько часов. Поэтому проверка аккумулятора утром после ночной стоянки даст наиболее достоверные данные. Стандартная ёмкость аккумуляторной батареи составляет 55 А/Ч, однако разные производители могут указывать значения от 46 до 61 А/Ч. Напряжение полностью заряженного аккумулятора составляет 12.66 В. Значение 12.4 В соответствует 75% заряда, 12.2 В – 50%, 12.0 В – 25%, а 11.8 В указывает на полную разрядку. Если напряжение опускается ниже 11 В, аккумулятор считается непригодным для дальнейшего использования и требует замены.

Проверка аккумулятора с помощью мультиметра осуществляется по аналогичному принципу и с теми же показателями.

Типы и виды аккумуляторов

После того как вы разобрались с причинами и методами проверки разряда аккумулятора, важно определить его тип – обслуживаемый, малообслуживаемый или необслуживаемый. Это напрямую влияет на способ его зарядки.

Как правильно заряжать аккумуляторКак правильно заряжать аккумулятор

Принцип заряда аккумулятора

Теперь же рассмотрим принцип заряда АКБ. Исходя из выше изложенного, разница между обслуживаемым, малообслуживаемым и необслуживаемым аккумулятором состоит в наличии заливочных отверстий для электролита и воды. И если первые два вида можно зарядить путем долива электролита и воды на основании данных о его плотности, то необслуживаемый можно зарядить только через зарядное устройство для автомобильного аккумулятора. АКБ заряжается при двух условиях: при наличии постоянного тока и постоянного напряжения, и двумя способами:

1) Аккумулятор находится непосредственно в автомобиле, сама машина «готова к движению», заряд идет непосредственно от генератора либо от прикуривателя другого автомобиля.

2) С помощью зарядного устройства, когда батарея вынимается из гнезда, контакты подключаются с соблюдением одинаковой полярности, с установкой определенного зарядного тока или напряжения.

Основные принципы заряда:

Долив электролита и дистиллированной воды до нужного уровня (в обслуживаемых это требуется каждые 5-7 тыс. км. пробега, в малообслуживаемых аккумуляторах – 20 — 30 тыс. км.) до уровня 20 мм над защитным щитком. Защитный щиток – это перфорированная пластмассовая пластина, не вступающая в химическую реакцию с раствором электролита, отделяющая его от внешнего корпуса АКБ. Зарядное устройство для таких аккумуляторов должно автоматически поддерживать постоянную силу тока. Нужно определить зарядный ток, равняющийся 1/10 его ёмкости, то есть если ваш аккумулятор 55 А/Ч, то зарядный ток не должен быть более 5.5 А. Как сделать зарядное устройство своими руками читайте в этой статье.

Также существует метод уравнительного заряда, суть которого заключается в том, что в процессе выравнивается плотность электролита в каждой банке АКБ. Величина уравнительного тока – 3-5% от номинальной ёмкости батареи. Если мы рассмотрим аккумулятор вышеуказанной ёмкости, то сила тока составит 1.65 — 2.75А.

Как заряжать необслуживаемый АКБ

Если аккумулятор необслуживаемый, то для его зарядки следует использовать не постоянный ток, а постоянное напряжение. Рекомендуемое значение напряжения для таких аккумуляторов составляет 14.4 В, однако важно следить за тем, чтобы оно не превышало 15.5 В. В противном случае в электролите начнется ускоренный процесс гидролиза воды, и поскольку в таких батареях отсутствуют заливочные отверстия, уровень электролита будет необратимо снижаться.

Подключите зарядное устройство, находящееся в выключенном состоянии, к аккумулятору. Установите минимальное напряжение, а затем, после включения, установите его на 14.4 В. В дальнейшем сила тока снизится до 0.2 А, что соответствует паразитному току в аккумуляторе, и это будет свидетельствовать о том, что аккумулятор полностью заряжен. Обратите внимание, что безопасная сила тока для аккумулятора составляет 1/20 его ёмкости, что для указанного аккумулятора равняется 2.75 А, в то время как опасная сила тока — 1/5 ёмкости, то есть 11 А. Это можно контролировать, если на клеммах зарядного устройства будет поддерживаться напряжение 14.4 В в определенных режимах. Если же не следить за процессом, существует риск не только повредить аккумулятор, но и получить электрический удар.

Сколько нужно заряжать аккумулятор

Если при постоянной силе тока, то учитываем следующее: не до конца разряженный аккумулятор заряжается в течение часа при силе тока 20% от его ёмкости, далее 10% до загорания зеленой лампочки индикатора зарядки. Но это можно делать только в новом, полностью исправном аккумуляторе. Если сила тока изначально будет 10%, то время заряда займет от 12 до 16 часов.

Если при постоянном напряжении 14.4В, то время заряда примерно 20-24 часа.

Как правильно заряжать аккумулятор

Как завести двигатель, если у вас сел аккумулятор (АКБ)Как завести двигатель, если у вас сел аккумулятор (АКБ)

Способ запуска двигателя от другого автомобиля с помощью проводов «крокодилов»

В заключение, давайте рассмотрим ситуацию, когда аккумулятор неожиданно разрядился во время поездки и его необходимо срочно зарядить. Это можно сделать, подключив свой аккумулятор к аккумулятору другого автомобиля с помощью специальных проводов, которые в народе называют «крокодилами». Обратите внимание, что полностью зарядить аккумулятор не получится, это невозможно по законам физики, но для того, чтобы доехать до дома или ближайшего автосервиса, этого будет достаточно. Процесс выполняется в следующем порядке:

  1. Оба автомобиля должны находиться на таком расстоянии, чтобы пусковые провода могли достать от одного аккумулятора до другого, но при этом не соприкасались. Затем необходимо затянуть ручные тормоза на обоих автомобилях. Напряжение аккумулятора – донора должно быть не менее 12 В. Чтобы избежать сбоев в работе электрооборудования, убедитесь, что минусовая клемма разряженного аккумулятора подключена к корпусу автомобиля (для машин с карбюраторным двигателем – наоборот, отсоедините её).
  2. Заглушите двигатель автомобиля – донора. В обеих машинах отключите все электрические приборы. Выньте ключи из замка зажигания автомобиля – приемника и закройте двери, чтобы сигнализация или иммобилайзер не восприняли подачу напряжения как попытку угона.
  3. Соедините красным пусковым проводом плюсовые клеммы на аккумуляторах, а черным – один конец подключите к отрицательной клемме автомобиля – донора, а второй конец к металлической части машины – приемника, на таком расстоянии, чтобы искры напряжения не могли попасть на него.
  4. Запустите двигатель автомобиля – донора и поддерживайте его работу в течение нескольких минут на уровне 2000 оборотов в минуту, затем заглушите его.
  5. Попробуйте завести машину – приемник. Выжмите педаль сцепления до упора. Если попытка не удалась, сделайте паузу около 1 минуты и повторите попытку. Если после 2-3 попыток завести машину не удалось, возможно, причина неисправности не в аккумуляторе.
  6. Если запуск двигателя автомобиля – приемника прошел успешно, дайте ему поработать несколько минут, прежде чем увеличивать обороты. После этого отсоедините пусковые провода в обратном порядке, как указано в пункте 3.
  7. Удачной дороги, но старайтесь максимально сохранить заряд: избегайте использования электрооборудования, которое не является необходимым, и не превышайте 2000 оборотов в минуту.

Советы по уходу за аккумулятором для продления его срока службы

Правильный уход за аккумулятором является ключевым фактором для обеспечения его долговечности и надежности. Существует несколько простых, но эффективных рекомендаций, которые помогут вам продлить срок службы аккумулятора и избежать его преждевременной разрядки.

1. Поддерживайте оптимальный уровень заряда

Одним из основных аспектов ухода за аккумулятором является поддержание его уровня заряда в пределах 20-80%. Полная разрядка и зарядка могут негативно сказаться на сроке службы аккумулятора, особенно если это происходит регулярно. Рекомендуется избегать ситуации, когда аккумулятор полностью разряжен, так как это может привести к его повреждению.

2. Избегайте высоких температур

Температура окружающей среды оказывает значительное влияние на производительность аккумулятора. Высокие температуры могут привести к перегреву и ускоренному старению аккумулятора. Храните устройство в прохладном месте и старайтесь не оставлять его на солнце или в горячих помещениях, особенно во время зарядки.

3. Регулярно проверяйте состояние аккумулятора

Периодическая проверка состояния аккумулятора поможет выявить возможные проблемы на ранней стадии. Многие устройства имеют встроенные инструменты для мониторинга состояния аккумулятора, которые могут предоставить информацию о его здоровье и уровне заряда. Если вы заметили значительное снижение производительности, возможно, стоит рассмотреть замену аккумулятора.

4. Используйте оригинальные зарядные устройства

Использование оригинальных или сертифицированных зарядных устройств гарантирует, что аккумулятор будет заряжаться безопасно и эффективно. Неоригинальные зарядные устройства могут не соответствовать необходимым стандартам и привести к повреждению аккумулятора или даже к его возгоранию.

5. Избегайте чрезмерной нагрузки

Чрезмерная нагрузка на аккумулятор, например, запуск ресурсоемких приложений или использование устройства при высокой яркости экрана, может привести к его быстрому разряду. Старайтесь оптимизировать использование устройства, закрывая ненужные приложения и уменьшая яркость экрана, когда это возможно.

6. Храните аккумулятор правильно

Если вы планируете не использовать устройство в течение длительного времени, храните его с уровнем заряда около 50%. Это поможет предотвратить глубокую разрядку и сохранить здоровье аккумулятора. Также важно хранить устройство в прохладном, сухом месте, вдали от источников тепла.

7. Обновляйте программное обеспечение

Регулярные обновления программного обеспечения могут включать оптимизации для управления энергопотреблением, что может помочь продлить срок службы аккумулятора. Убедитесь, что ваше устройство всегда работает на последней версии операционной системы и приложений.

Следуя этим простым рекомендациям, вы сможете значительно продлить срок службы аккумулятора вашего устройства, обеспечивая его надежную работу на протяжении многих лет.

Вопрос-ответ

Недозаряд аккумулятора причины?

Недозаряд аккумулятора может быть вызван несколькими причинами, включая неисправность зарядного устройства, плохие контакты или коррозию на клеммах, недостаточную мощность источника питания, а также старение или повреждение самого аккумулятора. Также возможны проблемы с электросистемой автомобиля, такие как неисправности генератора или проводки, которые могут препятствовать нормальному процессу зарядки.

Каковы причины саморазряда аккумулятора?

Причины повышенного саморазряда: замыкание выводов аккумуляторов грязью, замыкание электродов разной полярности активной массой (шламом), разрушение сепаратора, образование паразитных (местных) токов в активной массе пластин примесями, попавшими в аккумулятор с электролитом водой (особенно железо и медь).

Советы

СОВЕТ №1

Регулярно проверяйте уровень заряда аккумулятора, особенно перед длительными поездками. Используйте мультиметр или специальные тестеры, чтобы убедиться, что аккумулятор находится в хорошем состоянии и способен обеспечить необходимую мощность.

СОВЕТ №2

Следите за состоянием клемм аккумулятора. Коррозия или ослабление соединений могут привести к разрядке. Чистите клеммы от окислов и убедитесь, что они надежно закреплены.

СОВЕТ №3

Заряжайте аккумулятор правильно. Используйте зарядное устройство, соответствующее типу вашего аккумулятора, и следуйте инструкциям производителя. Избегайте перезарядки, так как это может сократить срок службы аккумулятора.

СОВЕТ №4

Если аккумулятор разряжается слишком быстро, проверьте наличие утечек тока. Отключите все устройства и проверьте, не разряжается ли аккумулятор в покое. Если проблема сохраняется, возможно, стоит обратиться к специалисту для диагностики.

Правильный уход за аккумулятором является ключевым фактором для обеспечения его долговечности и надежности. Существует несколько простых, но эффективных рекомендаций, которые помогут вам продлить срок службы аккумулятора и избежать его преждевременной разрядки.

Одним из основных аспектов ухода за аккумулятором является поддержание его уровня заряда в пределах 20-80%. Полная разрядка и зарядка могут негативно сказаться на сроке службы аккумулятора, особенно если это происходит регулярно. Рекомендуется избегать ситуации, когда аккумулятор полностью разряжен, так как это может привести к его повреждению.

Температура окружающей среды оказывает значительное влияние на производительность аккумулятора. Высокие температуры могут привести к перегреву и ускоренному старению аккумулятора. Храните устройство в прохладном месте и старайтесь не оставлять его на солнце или в горячих помещениях, особенно во время зарядки.

Периодическая проверка состояния аккумулятора поможет выявить возможные проблемы на ранней стадии. Многие устройства имеют встроенные инструменты для мониторинга состояния аккумулятора, которые могут предоставить информацию о его здоровье и уровне заряда. Если вы заметили значительное снижение производительности, возможно, стоит рассмотреть замену аккумулятора.

Использование оригинальных или сертифицированных зарядных устройств гарантирует, что аккумулятор будет заряжаться безопасно и эффективно. Неоригинальные зарядные устройства могут не соответствовать необходимым стандартам и привести к повреждению аккумулятора или даже к его возгоранию.

Чрезмерная нагрузка на аккумулятор, например, запуск ресурсоемких приложений или использование устройства при высокой яркости экрана, может привести к его быстрому разряду. Старайтесь оптимизировать использование устройства, закрывая ненужные приложения и уменьшая яркость экрана, когда это возможно.

Если вы планируете не использовать устройство в течение длительного времени, храните его с уровнем заряда около 50%. Это поможет предотвратить глубокую разрядку и сохранить здоровье аккумулятора. Также важно хранить устройство в прохладном, сухом месте, вдали от источников тепла.

Регулярные обновления программного обеспечения могут включать оптимизации для управления энергопотреблением, что может помочь продлить срок службы аккумулятора. Убедитесь, что ваше устройство всегда работает на последней версии операционной системы и приложений.

Следуя этим простым рекомендациям, вы сможете значительно продлить срок службы аккумулятора вашего устройства, обеспечивая его надежную работу на протяжении многих лет.

Ссылка на основную публикацию
Похожее