Затрудненный запуск двигателя на холодную — распространенная проблема, особенно зимой. Причины варьируются от низкого качества топлива до неисправностей в системе зажигания или топливной системе. В этой статье рассмотрим основные факторы, влияющие на пуск двигателя в холодное время года, и предложим методы диагностики и устранения неисправностей. Эти знания помогут избежать неприятностей и продлить срок службы автомобиля.
Проблемы с запуском после простоя
Предположим, что стартер автомобиля работает исправно и нет проблем с падением напряжения, но холодный двигатель долго запускается после небольшого простоя. Рассмотрим возможные причины:
- неисправность обратного клапана топливной системы. Этот элемент предотвращает полное слива топлива из системы. Если давление топлива резко падает после остановки двигателя и полностью исчезает к следующему запуску, значит, клапан не функционирует должным образом. В результате, после простоя бензонасос не успевает быстро заполнить рампу и магистраль бензином, что затрудняет запуск инжекторного мотора на холодную;
- забитый фильтр тонкой и/или грубой очистки, а также изношенный бензонасос. Эти проблемы могут привести не только к трудностям с запуском, но и к сбоям в работе двигателя на высоких оборотах, а также к провалам при резком нажатии на педаль газа;
- неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости. При холодном запуске часть топлива может оставаться на охлажденных стенках впускного коллектора. Чтобы компенсировать эти потери, ЭБУ (блок управления двигателем) обогащает топливную смесь, увеличивая время открытия форсунок. Поэтому для правильной подготовки смеси важно, чтобы ЭБУ знал реальную температуру двигателя. Если датчик температуры охлаждающей жидкости неисправен, двигатель будет долго запускаться;
- негерметичность топливных форсунок. Если инжектор заедает и не закрывается полностью, в цилиндре будет накапливаться бензин во время простоя автомобиля. В результате, при попытке запуска переобогащенная смесь не сможет воспламениться.
Проблема с негерметичностью форсунок и ее последствия часто беспокоят владельцев автомобилей с газобаллонным оборудованием. Смесь бензина и газа, поступающая в коллектор через заедающий газовый инжектор, также приводит к чрезмерному обогащению и отсутствию нормального сгорания топливной смеси.
Эксперты в области автомобильной техники отмечают, что проблемы с запуском двигателя на холодную могут быть вызваны несколькими факторами. Во-первых, это может быть связано с низкой температурой окружающей среды, которая влияет на вязкость моторного масла и затрудняет его циркуляцию. Во-вторых, аккумулятор, особенно если он старый или недостаточно заряжен, может не обеспечивать необходимое напряжение для запуска двигателя. Также стоит обратить внимание на систему зажигания: свечи могут быть загрязнены или изношены, что приводит к плохому искрообразованию. Наконец, проблемы с топливной системой, такие как засоренные фильтры или неисправные форсунки, могут препятствовать нормальному поступлению топлива в цилиндры. Таким образом, для успешного запуска двигателя в холодное время года важно регулярно проводить техническое обслуживание автомобиля и следить за состоянием его основных систем.

Просадка напряжения
С приходом холодов повышается степень саморазряда аккумуляторной батареи. Снижение плотности электролита, сульфитация пластин и короткое замыкание между банками приводят к снижению напряжения в бортовой сети. Прогрессирование необоротных процессов – следствие выработки ресурса АКБ или несоблюдение рекомендаций по эксплуатации и обслуживанию.
Стартер – один из самых мощных потребителей в легковом автомобиле. В момент запуска потребляемый ток может доходить до 400-450 А.
При снижении количества стартовых оборотов ухудшается сгорание топлива, из-за чего холодный двигатель плохо заводится. Также просадка ведет к ухудшению качества искрового разряда на свечах зажигания.
| Причина незапуска на холодную | Возможные симптомы | Решение проблемы |
|---|---|---|
| Проблемы с системой зажигания | Двигатель крутит, но не схватывает; запах несгоревшего топлива из выхлопной трубы; пропуски зажигания при попытке завестись. | Проверить свечи зажигания (состояние, зазор), катушки зажигания, высоковольтные провода. Заменить неисправные элементы. |
| Проблемы с подачей топлива | Двигатель крутит, но не схватывает; отсутствие запаха топлива; двигатель заводится и сразу глохнет. | Проверить топливный насос (давление, производительность), топливный фильтр (засорение), форсунки (засорение, утечки), регулятор давления топлива. |
| Проблемы с системой впуска воздуха | Двигатель крутит, но не схватывает; черный дым из выхлопной трубы; двигатель заводится с трудом и работает нестабильно. | Проверить воздушный фильтр (засорение), датчик массового расхода воздуха (ДМРВ), датчик температуры воздуха на впуске, дроссельную заслонку (загрязнение). |
| Низкая компрессия в цилиндрах | Двигатель крутит медленно или с трудом; отсутствие характерного звука “схватывания”; сизый дым из выхлопной трубы. | Измерить компрессию в цилиндрах. При низких показателях возможен износ поршневых колец, клапанов или прокладки ГБЦ. Требуется капитальный ремонт двигателя. |
| Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) | Двигатель крутит, но не схватывает; повышенный расход топлива; нестабильные обороты холостого хода. | Проверить показания ДТОЖ с помощью диагностического сканера. Заменить датчик при неисправности. |
| Разряженный аккумулятор | Стартер крутит медленно или не крутит совсем; тусклый свет фар; щелчки при попытке завестись. | Зарядить или заменить аккумулятор. Проверить клеммы аккумулятора на окисление. |
| Неисправность стартера | Стартер не крутит или крутит с трудом; слышны щелчки, но двигатель не проворачивается. | Проверить стартер, втягивающее реле, проводку к стартеру. Отремонтировать или заменить стартер. |
| Замерзание топлива или воды в топливной системе | Двигатель крутит, но не схватывает; отсутствие запаха топлива; особенно актуально в сильные морозы. | Использовать антигель для дизельного топлива; добавить спирт в бензин (в небольших количествах); отогреть автомобиль в теплом помещении. |
| Проблемы с иммобилайзером | Двигатель крутит, но не схватывает; на приборной панели горит индикатор иммобилайзера. | Проверить ключ зажигания, антенну иммобилайзера, блок управления иммобилайзером. Обратиться к специалистам. |
| Неисправность ЭБУ (электронного блока управления) | Различные непредсказуемые симптомы; двигатель может не заводиться, работать нестабильно, выдавать ошибки. | Провести компьютерную диагностику. При подтверждении неисправности ЭБУ потребуется его ремонт или замена. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о том, почему мотор может не заводиться на холодную:
-
Вязкость масла: При низких температурах моторное масло становится более вязким, что затрудняет его циркуляцию. Это может привести к недостаточной смазке деталей двигателя при запуске, что увеличивает нагрузку на стартер и может вызвать его перегрев или выход из строя.
-
Аккумулятор: Холодная погода снижает эффективность аккумулятора. При низких температурах его ёмкость может уменьшаться на 30-50%, что затрудняет запуск двигателя. Слабый аккумулятор может не обеспечивать достаточный ток для запуска, особенно если он уже старый или имеет повреждения.
-
Система впрыска топлива: На холоде топливо может не испаряться должным образом, особенно если используется некачественное или неподходящее топливо. Это может привести к образованию “ледяных пробок” в системе впрыска, что затрудняет подачу топлива в цилиндры и, как следствие, запуск двигателя.

Способы определения неисправной АКБ
-
Измерение просадки напряжения при запуске. Подключите щупы мультиметра к клеммам аккумулятора. Напряжение полностью заряженной и исправной батареи должно составлять не менее 12,6-12,7 В. Для оценки просадки необходимо повернуть ключ в положение «старт». Показания вольтметра не должны опускаться ниже 9,5-10 В.
-
Тестирование аккумулятора с помощью нагрузочной вилки. Этот прибор создает нагрузку на аккумулятор, имитируя работу стартера, и фиксирует просадку напряжения.
-
Проверка аккумулятора с использованием специального тестера. Данный прибор не только отображает текущее напряжение, но и измеряет внутреннее сопротивление батареи, а также оставшуюся величину тока холодной прокрутки.
Первым признаком снижения напряжения на клеммах аккумулятора является задержка в запуске стартера, сопровождающаяся характерным «мукающим» звуком. Однако не стоит сразу же заменять аккумулятор, так как причиной падения напряжения в сети после простоя может быть утечка тока. Для выяснения, почему холодный автомобиль не запускается, необходима комплексная диагностика.
Особенности запуска дизельного двигателя
В отличие от бензинового ДВС, где смесь поджигается искрой, топливо в дизельном двигателе воспламеняется от контакта с разогретым воздухом. Для поднятия температуры в камере сгорания воздух необходимо многократно сжать. Именно поэтому фактическая компрессия среднестатистического бензинового двигателя – 10-12 Атм, тогда как в дизельном ДВС этот показатель может достигать 20-25 Атм. Высокие требования к подготовке топливовоздушной смеси оборачиваются большой нагрузкой на стартер.
Поэтому в дизельном двигателе требования к состоянию АКБ, исправности стартера и питающему напряжению в цепи значительно выше, нежели у бензиновых собратьев.
Блок управления системой впрыска Common Rail блокирует управляющий импульс открытия топливных форсунок, если в момент прокрутки стартера в топливной рампе не развивается достаточное давление.
Коварство такого алгоритма управления в том, что определить на слух недостающие 50-70 об./мин и связанный с этим недостаток давления в рампе бывает затруднительно. Может показаться, что стартер вращает двигатель довольно бодро, а поэтому к АКБ и пускачу претензий нет. Чтобы понять, почему дизельный автомобиль плохо заводится на холодную, рекомендуем с помощью диагностического оборудования в момент запуска контролировать следующие параметры:
- фактическое напряжение бортовой сети;
- давление топлива в рампе, подкачивающей секции;
- количество оборотов двигателя в момент прокрутки стартером;
- температуру охлаждающей жидкости, наружного воздуха. Параметр температуры необходим для увеличения порции топлива (обогащения смеси) при холодном запуске.
Свечи накаливания
Для упрощения запуска дизельных двигателей в холодное время года они оснащаются свечами накаливания. Эти устройства не только подогревают воздух в камере сгорания перед запуском, но и способствуют полному сгоранию топлива в первые минуты работы двигателя. Когда температура опускается ниже +5°С, свечи накаливания становятся особенно важными для успешного запуска. Старые форкамерные дизельные двигатели особенно чувствительны к состоянию этих нагревателей. Даже неисправность одной или двух свечей может привести к затруднениям при запуске после длительного простоя.
Способы проверки свечей накаливания:
- Измерение сопротивления между контактами питания свечи и массой. Нормальное сопротивление обычно колеблется в пределах 0,7-1,8 Ом. Если показания стремятся к бесконечности, это указывает на обрыв нагревателя, и свечу следует заменить.
- Измерение силы тока, которую потребляет каждая свеча по отдельности или все вместе. По каталожному номеру детали можно узнать характеристики нормального потребления тока исправных свечей (обычно это 5-18 А). Для этих измерений лучше всего использовать токовые клещи.
Недостатком вышеописанных методов проверки свечей накаливания является то, что невозможно оценить, как именно нагревается нагреватель. Исправная свеча должна накаляться равномерно от кончика до основания. Часто нагреватель проверяется с помощью мультиметра, но при подаче напряжения он может нагреваться только в области основания. Поэтому наиболее надежный способ проверки свечей накаливания – это тестирование от источника питания в снятом состоянии. Это позволит точно установить, является ли причиной проблем с запуском в мороз неисправность свечей накаливания.
После проверки исправности нагревателей убедитесь, что от блока управления свечами накаливания и реле поступает необходимое напряжение.
Видео: Плохой запуск холодного двигателя

Насколько важна компрессия и исправный стартер?
При сильных морозах даже исправная система предварительного подогрева и хорошие обороты при запуске могут оказаться недостаточными, если компрессия в нескольких цилиндрах снизилась. Значительные потери при сжатии смеси мешают нагреву воздуха до температуры, необходимой для воспламенения дизельного топлива. Именно поэтому автомобиль плохо запускается, когда он остывает. Длительная работа стартера помогает компенсировать тепловые потери.
Если с компрессией в автомобиле все в порядке, аналогичные проблемы с запуском могут возникать из-за изношенного стартера. Износ ламелей коллектора и щеточного узла – это наиболее частые причины снижения мощности стартера и, соответственно, уменьшения количества оборотов при запуске.
Карбюратор
Если ваше авто (карбюратор) плохо заводится на холодную, обратите внимание на следующие пункты:
- установка УОЗ (слишком раннее зажигание – одна из главных причин плохого запуска карбюраторного двигателя);
- исправность топливного насоса;
- состояние трамблера, бегунка.
Успешный запуск карбюраторного мотора в сильный мороз во многом зависит и от действий владельца. Перед запуском необходимо 3-4 раза нажать педаль акселератора и только потом вытаскивать подсос. В момент прокрутки стартером на автомобиле с исправной системой питания нажимать педаль газа не нужно.
Проверка системы впуска и фильтров
Одной из первых причин, по которой мотор может не заводиться на холодную, является неисправность системы впуска воздуха. Эта система отвечает за подачу необходимого объема воздуха в двигатель, что критически важно для его нормальной работы. Если в системе впуска имеются засоры или повреждения, это может привести к недостатку воздуха, что, в свою очередь, затрудняет запуск двигателя.
Первым шагом в проверке системы впуска является осмотр воздушного фильтра. Если фильтр загрязнен или забит, он не сможет пропускать достаточное количество воздуха, необходимого для запуска двигателя. Рекомендуется регулярно проверять и при необходимости заменять воздушный фильтр, особенно перед холодным сезоном, когда температура значительно понижается.
Следующим важным элементом является впускной коллектор. Он может иметь трещины или повреждения, которые также могут привести к утечкам воздуха. Утечки в системе впуска могут вызвать неправильное соотношение воздух-топливо, что затрудняет запуск двигателя. Для проверки коллектора необходимо визуально осмотреть его на наличие видимых повреждений и, при необходимости, провести тест на герметичность.
Кроме того, стоит обратить внимание на датчики, которые отвечают за контроль подачи воздуха в двигатель. Например, датчик массового расхода воздуха (MAF) или датчик температуры воздуха на впуске (IAT) могут давать неверные показания, что также может привести к проблемам с запуском. Если эти датчики загрязнены или неисправны, их следует очистить или заменить.
Не менее важным аспектом является состояние шлангов и соединений системы впуска. Они могут со временем изнашиваться, трескаться или терять герметичность, что также приводит к утечкам воздуха. Рекомендуется регулярно проверять шланги на наличие повреждений и заменять их при необходимости.
В заключение, для успешного запуска двигателя на холодную необходимо обеспечить правильную работу системы впуска. Регулярная проверка и обслуживание воздушного фильтра, впускного коллектора, датчиков и шлангов помогут избежать проблем с запуском и продлить срок службы двигателя.
Вопрос-ответ
Почему мой двигатель не заводится на холоде?
Одна из самых частых причин, по которой автомобиль не заводится в холодную погоду, — это разряженный аккумулятор. Аккумулятор автомобиля обеспечивает электрический ток, необходимый для запуска двигателя, и если он слишком слабый, двигатель не заведется. Это особенно распространено в старых автомобилях с разряженными аккумуляторами.
Что влияет на холодный запуск двигателя?
Как влияет холодный запуск автомобиля на ресурс стартера? Загустевшее масло затрудняет вращение коленчатого вала. Аккумулятор расходует больше энергии на запуск двигателя. Бензин медленнее испаряется и плохо воспламеняется. Вязкость дизельного топлива увеличивается, и ему сложнее просочиться в камеру сгорания.
Советы
СОВЕТ №1
Проверьте аккумулятор. На холоде аккумулятор теряет свою мощность, поэтому убедитесь, что он заряжен и в хорошем состоянии. Если он старый или разряжен, возможно, стоит заменить его или подзарядить перед зимним сезоном.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на масло. Используйте масло, подходящее для низких температур, так как более густое масло может затруднить запуск двигателя. Проверьте уровень масла и замените его, если оно слишком старое или не соответствует зимним стандартам.
СОВЕТ №3
Проверьте систему зажигания. Убедитесь, что свечи зажигания и провода находятся в хорошем состоянии. Изношенные или загрязненные свечи могут затруднить запуск двигателя, особенно в холодную погоду.
СОВЕТ №4
Используйте предпусковой подогреватель. Если вы живете в районе с очень холодными зимами, рассмотрите возможность установки предпускового подогревателя, который поможет поддерживать двигатель в тепле и облегчит его запуск.
Одной из первых причин, по которой мотор может не заводиться на холодную, является неисправность системы впуска воздуха. Эта система отвечает за подачу необходимого объема воздуха в двигатель, что критически важно для его нормальной работы. Если в системе впуска имеются засоры или повреждения, это может привести к недостатку воздуха, что, в свою очередь, затрудняет запуск двигателя.
Первым шагом в проверке системы впуска является осмотр воздушного фильтра. Если фильтр загрязнен или забит, он не сможет пропускать достаточное количество воздуха, необходимого для запуска двигателя. Рекомендуется регулярно проверять и при необходимости заменять воздушный фильтр, особенно перед холодным сезоном, когда температура значительно понижается.
Следующим важным элементом является впускной коллектор. Он может иметь трещины или повреждения, которые также могут привести к утечкам воздуха. Утечки в системе впуска могут вызвать неправильное соотношение воздух-топливо, что затрудняет запуск двигателя. Для проверки коллектора необходимо визуально осмотреть его на наличие видимых повреждений и, при необходимости, провести тест на герметичность.
Кроме того, стоит обратить внимание на датчики, которые отвечают за контроль подачи воздуха в двигатель. Например, датчик массового расхода воздуха (MAF) или датчик температуры воздуха на впуске (IAT) могут давать неверные показания, что также может привести к проблемам с запуском. Если эти датчики загрязнены или неисправны, их следует очистить или заменить.
Не менее важным аспектом является состояние шлангов и соединений системы впуска. Они могут со временем изнашиваться, трескаться или терять герметичность, что также приводит к утечкам воздуха. Рекомендуется регулярно проверять шланги на наличие повреждений и заменять их при необходимости.
В заключение, для успешного запуска двигателя на холодную необходимо обеспечить правильную работу системы впуска. Регулярная проверка и обслуживание воздушного фильтра, впускного коллектора, датчиков и шлангов помогут избежать проблем с запуском и продлить срок службы двигателя.

