Антифриз — ключевой элемент системы охлаждения автомобиля, обеспечивающий его работу в различных климатических условиях. На рынке представлены антифризы разных цветов: красный, зеленый и синий, каждый из которых имеет свои свойства и состав. Понимание различий между ними поможет автовладельцам сделать правильный выбор при обслуживании автомобиля, что способствует увеличению срока службы двигателя и предотвращению поломок. В статье рассмотрим отличия этих трех типов антифриза, чтобы вы могли выбрать наиболее подходящий для вашего транспортного средства.
Синий
Синий антифриз, известный также как тосол, производится на российских заводах. Его ключевым компонентом является этиленгликоль, который относится к двухатомным спиртам. В состав также входят специальные химические добавки и дистиллированная вода. При выборе антифриза важно помнить, что синий тосол не замерзает при температуре до -40 °С, что имеет значение, так как на рынке также представлен тосол отечественного производства красного цвета с температурой замерзания -60 °С.
Химические добавки в тосол необходимы для смягчения воздействия этиленгликоля и дистиллированной воды. Если использовать только эту смесь, то уже через полгода могут возникнуть проблемы с коррозией трубок радиатора и резинок. В синий антифриз добавлены химические компоненты, такие как бораты, силикаты, фосфаты и другие соединения.
При циркуляции антифриза по трубкам и деталям помпы образуется защитный слой, который также выполняет функцию смазки для движущихся частей.
Однако у этого слоя есть и недостатки: он может немного ухудшать теплообмен и склонен к образованию осадка. Поэтому синий антифриз рекомендуется менять не реже одного раза в три года. Следует также учитывать, что синий тосол не подходит для двигателей, температура работы которых достигает 115 °С.
Эксперты в области автомобильной химии отмечают, что различия между красным, зеленым и

Зеленый
Антифриз зеленого цвета G11, G11+ и G11++ выпускается за рубежом. Набор основных компонентов у него такой же как и у тосола. Туда входит этиленгликоль, дистиллированная вода и химические добавки. Единственное отличие – в качестве присадки добавляется органическая карбоновая кислота.
Данный тип охлаждающей жидкости работает в диапазоне температур от -40 до 130 °С, поэтому может использоваться в двигателях с высокой рабочей температурой. Важной особенностью зеленого антифриза являются его антикоррозионные свойства. Как только в трубках и узлах появляются очаги коррозии, их обволакивает карбоновая кислота, прекращая этот процесс. Благодаря сочетанию органических и неорганических компонентов, он обеспечивает высокий уровень защиты и его рекомендуют заливать в систему с алюминиевым радиатором.
| Параметр | Красный антифриз (G12/G12+) | Зеленый антифриз (G11) | Синий антифриз (G11) |
|---|---|---|---|
| Состав | Карбоксилатная технология (OAT) | Гибридная технология (HOAT) | Гибридная технология (HOAT) |
| Срок службы | До 5 лет или 250 000 км | До 3 лет или 100 000 км | До 3 лет или 100 000 км |
| Защита | От коррозии, кавитации, перегрева | От коррозии, кавитации, перегрева | От коррозии, кавитации, перегрева |
| Присадки | Органические кислоты | Силикаты, фосфаты, нитриты | Силикаты, фосфаты, нитриты |
| Применение | Современные двигатели (алюминиевые) | Старые двигатели (чугунные, медные) | Старые двигатели (чугунные, медные) |
| Смешивание | Не рекомендуется смешивать с другими типами | Не рекомендуется смешивать с красным | Не рекомендуется смешивать с красным |
| Цвет | Красный, розовый, фиолетовый | Зеленый, желтый | Синий, голубой |
| Стандарт | VW TL 774 D/F | VW TL 774 C | VW TL 774 C |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о различиях между красным, зеленым и синим антифризом:
-
Состав и добавки: Красный антифриз обычно содержит органические кислоты (OAT – Organic Acid Technology), которые обеспечивают длительный срок службы и защиту от коррозии. Зеленый антифриз, как правило, основан на традиционных ингибиторах коррозии (IAT – Inorganic Additive Technology) и требует более частой замены. Синий антифриз может содержать как органические, так и неорганические добавки, в зависимости от производителя.
-
Срок службы: Красный антифриз, благодаря своей формуле, может служить до 5 лет или 150 000 миль (240 000 км), в то время как зеленый антифриз обычно требует замены каждые 2-3 года или 30 000 миль (48 000 км). Это делает красный антифриз более удобным вариантом для владельцев автомобилей, которые не хотят часто менять охлаждающую жидкость.
-
Совместимость: Не все антифризы совместимы друг с другом. Смешивание различных типов антифризов может привести к образованию осадка и снижению эффективности защиты от коррозии. Поэтому важно использовать антифриз, рекомендованный производителем автомобиля, и избегать смешивания различных цветов и типов.

Красный
При создании антифриза красного цвета G12, G12+, G12++ были учтены недостатки, присущие синей и зеленой охлаждающей жидкости. Основной состав, состоящий из этиленгликоля и дистиллированной воды, дополняется лишь одной органической добавкой – карбоновой кислотой.
В процессе работы двигателя эта добавка снижает агрессивность компонентов, при этом не образуя налета. Тонкий антикоррозионный слой формируется только в местах коррозии, защищая трубопроводы и детали от дальнейшего разрушения. Это обуславливает его преимущества:
- Теплообмен не ухудшается.
- Присадки не создают осадка в радиаторе.
- Эффективен в широком температурном диапазоне от -40 до 150 °С.
- Требует замены только через 5 лет эксплуатации.
Следует отметить, что в состав G12+ и G12++ входит небольшое количество химических добавок. Это связано с тем, что карбоновая кислота начинает действовать только после появления коррозии, не предотвращая ее. Для профилактики возникновения коррозии в этот тип антифриза добавляется небольшое количество силикатов, не превышающее 15%. Такие составы на сегодняшний день считаются наиболее оптимальными.
В настоящее время на рынке начали появляться красные антифризы G13. Их основным компонентом является пропиленгликоль. Они не имеют значительных отличий от предыдущих поколений, за исключением того, что данная охлаждающая жидкость гораздо менее токсична. Необходимо помнить, что этиленгликоль в чистом виде является сильным ядом.
Куда и какой антифриз заливать
Автомобили комплектуются алюминиевыми, латунными и медными радиаторами. Опыт показывает, что для медных и латунных радиаторов лучше всего подходит красный антифриз. Он хорошо защищает эти металлы от коррозии, позволяя служить им гораздо дольше.
Алюминиевым радиаторам больше подходит антифриз зеленого цвета. Именно он защитит их за счет образования пленки и наличия карбоновой кислоты. Это не значит, что красная жидкость не будет работать, но защищать от коррозии она будет хуже. Синий антифриз тоже неплохой вариант, но он имеет недостатки в виде образования осадка и сниженного теплообмена.
Опыт показывает, что тосол нельзя смешивать ни с одним другим типом антифриза, поскольку они имеют разные пакеты химических присадок. Зеленые и красные антифризы допускается смешивать, согласно представленной схеме:

Что в итоге?
Цвет антифриза отражает его специфические характеристики, что важно учитывать при замене охлаждающей жидкости в двигателе. При добавлении нового антифриза рекомендуется использовать продукт того же цвета и маркировки. Если это невозможно, стоит обратиться к предложенной схеме. Это поможет обеспечить долговечность радиатора, насоса, шлангов и других компонентов системы охлаждения, минимизируя риск неожиданных проблем.
Сравнение сроков службы и защиты от коррозии
Срок службы антифриза и его способность защищать систему охлаждения от коррозии зависят от его химического состава и технологии производства. Красный, зеленый и синий антифриз имеют разные базовые компоненты, что напрямую влияет на их эксплуатационные характеристики.
Красный антифриз, как правило, содержит органические кислоты (OAT – Organic Acid Technology), которые обеспечивают длительный срок службы, достигающий до 5 лет или 150 000 километров пробега. Он обеспечивает отличную защиту от коррозии благодаря своей способности образовывать защитные пленки на металлических поверхностях, что предотвращает взаимодействие с агрессивной средой. Красный антифриз также менее подвержен образованию отложений и шлама, что способствует более эффективному теплообмену.
Зеленый антифриз, в свою очередь, основан на традиционных ингибиторах коррозии (IAT – Inorganic Additive Technology). Его срок службы обычно составляет около 2-3 лет или 40 000-60 000 километров. Хотя зеленый антифриз также защищает от коррозии, его эффективность со временем снижается, так как ингибиторы постепенно истощаются. Это может привести к образованию ржавчины и отложений в системе охлаждения, если антифриз не будет заменен вовремя.
Синий антифриз, который часто используется в автомобилях японского производства, также имеет свои особенности. Он может содержать как органические, так и неорганические ингибиторы, что делает его промежуточным вариантом между красным и зеленым антифризом. Срок службы синего антифриза обычно составляет около 3-5 лет, в зависимости от конкретного состава. Он обеспечивает хорошую защиту от коррозии, но может быть менее эффективным в условиях высоких температур по сравнению с красным антифризом.
Таким образом, выбор между красным, зеленым и синим антифризом должен основываться на рекомендациях производителя автомобиля, а также на условиях эксплуатации. Красный антифриз предлагает наилучшие показатели по сроку службы и защите от коррозии, в то время как зеленый антифриз требует более частой замены и может быть менее эффективным в долгосрочной перспективе. Синий антифриз, будучи компромиссным вариантом, может подойти для определенных моделей автомобилей, но также требует внимательного подхода к замене и обслуживанию.
Вопрос-ответ
Какой антифриз лучше, красный, зеленый или синий?
Красный, зеленый или синий? Антифризы разных типов, технологии изготовления отличаются по цвету. Вопреки расхожему мнению, зелёная или синяя перед вами жидкость не имеет значения. Краситель не влияет на физические и химические свойства антифриза, поэтому при выборе ориентироваться на этот показатель нельзя.
Для чего нужен синий антифриз?
Синий антифриз SIBIRIA-40 BLUE G11. Основой также служит этиленгликоль или пропиленгликоль. Применение и рекомендации: рекомендуется для использования в системах охлаждения, требующих дополнительной защиты от коррозии.
Советы
СОВЕТ №1
Перед выбором антифриза обязательно ознакомьтесь с рекомендациями производителя вашего автомобиля. Разные марки и модели могут требовать определенные типы антифризов, и использование неподходящего может привести к повреждению системы охлаждения.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на цвет антифриза. Красный, зеленый и синий антифриз имеют разные химические составы и свойства. Например, красный антифриз обычно содержит органические кислоты и подходит для современных автомобилей, в то время как зеленый может быть основан на традиционных ингибиторах коррозии.
СОВЕТ №3
Регулярно проверяйте уровень и состояние антифриза в вашем автомобиле. Если вы заметили изменение цвета или появление осадка, это может быть признаком загрязнения или разложения антифриза, и его следует заменить.
СОВЕТ №4
Не смешивайте разные типы антифризов. Смешивание может привести к образованию осадка и снижению эффективности охлаждения. Если необходимо сменить антифриз, полностью слейте старый и промойте систему перед заливкой нового.
Срок службы антифриза и его способность защищать систему охлаждения от коррозии зависят от его химического состава и технологии производства. Красный, зеленый и синий антифриз имеют разные базовые компоненты, что напрямую влияет на их эксплуатационные характеристики.
Красный антифриз, как правило, содержит органические кислоты (OAT – Organic Acid Technology), которые обеспечивают длительный срок службы, достигающий до 5 лет или 150 000 километров пробега. Он обеспечивает отличную защиту от коррозии благодаря своей способности образовывать защитные пленки на металлических поверхностях, что предотвращает взаимодействие с агрессивной средой. Красный антифриз также менее подвержен образованию отложений и шлама, что способствует более эффективному теплообмену.
Зеленый антифриз, в свою очередь, основан на традиционных ингибиторах коррозии (IAT – Inorganic Additive Technology). Его срок службы обычно составляет около 2-3 лет или 40 000-60 000 километров. Хотя зеленый антифриз также защищает от коррозии, его эффективность со временем снижается, так как ингибиторы постепенно истощаются. Это может привести к образованию ржавчины и отложений в системе охлаждения, если антифриз не будет заменен вовремя.
Синий антифриз, который часто используется в автомобилях японского производства, также имеет свои особенности. Он может содержать как органические, так и неорганические ингибиторы, что делает его промежуточным вариантом между красным и зеленым антифризом. Срок службы синего антифриза обычно составляет около 3-5 лет, в зависимости от конкретного состава. Он обеспечивает хорошую защиту от коррозии, но может быть менее эффективным в условиях высоких температур по сравнению с красным антифризом.
Таким образом, выбор между красным, зеленым и синим антифризом должен основываться на рекомендациях производителя автомобиля, а также на условиях эксплуатации. Красный антифриз предлагает наилучшие показатели по сроку службы и защите от коррозии, в то время как зеленый антифриз требует более частой замены и может быть менее эффективным в долгосрочной перспективе. Синий антифриз, будучи компромиссным вариантом, может подойти для определенных моделей автомобилей, но также требует внимательного подхода к замене и обслуживанию.



