Воздушные пробки в системе охлаждения мотора могут вызвать серьезные проблемы, влияющие на работу двигателя и его долговечность. В статье рассмотрим основные причины завоздушивания и признаки, указывающие на наличие воздуха в системе охлаждения. Знание этих аспектов поможет автовладельцам своевременно выявлять и устранять неполадки, обеспечивая надежную работу двигателя и предотвращая дорогостоящий ремонт.
Симптомы неисправности
Ненормальный тепловой режим работы двигателя может возникнуть из-за наличия воздушной пробки. Давайте рассмотрим это подробнее.
Причины завоздушивания системы:
-
Наиболее распространенной причиной является элементарная небрежность. В инструкциях по эксплуатации обычно указана процедура замены антифриза, но не все водители уделяют этому внимание, хотя в разных автомобилях она может отличаться. Это связано с конструктивными особенностями. Иногда предусмотрена специальная пробка для стравливания воздуха из системы охлаждения, что можно сделать, отсоединив патрубок печки. В некоторых руководствах рекомендуется держать двигатель на холостом ходу. Из практического опыта известно, что на классических моделях ВАЗ при заправке следует надавить на верхний патрубок радиатора. Некоторые специалисты советуют создавать давление в расширительном бачке с помощью компрессора.
-
Вторая причина — попадание воздуха извне. Когда двигатель остывает, в системе охлаждения создается разряжение, и воздух может проникнуть в контур. Это может произойти через клапан на пробке радиатора или расширительного бачка, что считается нормальным. Однако воздух также может попасть через неплотности, которые не должны присутствовать.
-
Неисправность клапана. Двухходовой клапан предназначен для поддержания давления в системе. При нагреве он сбрасывает избыточное давление, а при остывании забирает воздух из атмосферы. Излишки воздуха затем выталкиваются через тот же клапан. Если клапан не открывается для выпуска, система охлаждения постепенно заполняется воздухом. Если же клапан постоянно закрыт для впуска, при остывании создается значительное разряжение, и атмосферное давление стремится преодолеть любые неплотности.
-
Неплотности в системе.
Утечка может возникнуть в любом месте, но есть определенные участки, на которые стоит обратить внимание:
- неплотно затянутые хомуты;
- трещины в патрубках, которые могут появляться со временем. Часто такие неисправности становятся заметными после зимнего хранения автомобиля;
- радиаторы (основной и отопительный). Коррозия, медленно поражающая соты, может привести к образованию небольших щелей. Хотя жидкость через них не вытекает, воздух может проходить при остывании под действием разряжения;
- кран печки;
- помпа создает давление жидкости, но в зоне за крыльчаткой неизбежно возникает разряжение, что может привести к затягиванию воздуха через образовавшуюся щель;
- прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ). Через неплотность в ГБЦ воздух может попадать в систему охлаждения. Однако этот дефект обычно сопровождается и более серьезными симптомами, такими как попадание выхлопных газов в рубашку охлаждения, что проявляется в виде пузырьков в расширительном бачке.
Эксперты в области автомобильной техники подчеркивают важность контроля за воздушными пробками в системе охлаждения мотора. Они отмечают, что наличие воздуха в системе может привести к перегреву двигателя, что, в свою очередь, вызывает серьезные повреждения. По словам специалистов, воздушные пробки могут образовываться из-за неправильной установки термостата, утечек охлаждающей жидкости или недостаточной прокачки системы после замены жидкости. Для предотвращения этих проблем рекомендуется регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости и проводить диагностику системы. Также эксперты советуют обращать внимание на признаки перегрева, такие как повышенная температура двигателя и шумы в системе охлаждения. Профилактика и своевременное обслуживание помогут избежать дорогостоящего ремонта и продлить срок службы автомобиля.

Что мешает удалению воздуха
При попадании воздуха в контур жидкости, поток тосола (антифриза) выносит его в расширительный бачок. Оттуда он удаляется в атмосферу.
Выгнать воздушную пробку из охлаждающей системы призвана помпа, которая не всегда справляется с этой обязанностью.
Причины две:
- Низкая эффективность работы насоса. Это износ, поломка лопастей, обрастание последних слоем накипи, слабая натяжка приводного ремня. Механизм не развивает достаточного давления и производительности, чтобы протолкнуть воздушную пробку.
- Увеличение сопротивления контура. Внутренняя поверхность рубашки блока покрывается накипью, механическими загрязнениями, перекрываются узкие соты радиатора. Сопротивление увеличивает частично закрытый, заклинивший термостат, и охлаждающая жидкость циркулирует недостаточно интенсивно.
| Причина возникновения воздушной пробки | Симптомы | Решение |
|---|---|---|
| Недостаточный уровень охлаждающей жидкости | Перегрев двигателя, нестабильная работа печки, булькающие звуки из-под капота | Долить охлаждающую жидкость до необходимого уровня, проверить систему на утечки |
| Неправильная замена охлаждающей жидкости | Перегрев двигателя, нестабильная работа печки, булькающие звуки из-под капота | Повторно залить охлаждающую жидкость, соблюдая процедуру удаления воздуха |
| Негерметичность системы охлаждения (трещины в шлангах, радиаторе, прокладке ГБЦ) | Перегрев двигателя, утечка охлаждающей жидкости, запах антифриза, булькающие звуки | Диагностировать и устранить утечку, заменить поврежденные компоненты |
| Неисправность термостата | Перегрев двигателя, медленный прогрев двигателя, нестабильная работа печки | Заменить термостат |
| Неисправность помпы (водяного насоса) | Перегрев двигателя, утечка охлаждающей жидкости, шум из-под капота | Заменить помпу |
| Засорение системы охлаждения (накипь, ржавчина) | Перегрев двигателя, снижение эффективности печки | Промыть систему охлаждения специальными средствами |
| Неправильная конструкция системы охлаждения (редко) | Постоянные воздушные пробки, перегрев двигателя | Обратиться к специалистам для диагностики и возможной модификации системы |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о воздушных пробках в системе охлаждения мотора:
-
Причины образования: Воздушные пробки в системе охлаждения могут образовываться по нескольким причинам, включая неправильную установку термостата, утечки охлаждающей жидкости или недостаточное количество жидкости в системе. Даже небольшие пузырьки воздуха могут нарушить циркуляцию охлаждающей жидкости, что приводит к перегреву двигателя.
-
Эффект на производительность: Воздушные пробки могут значительно снизить эффективность системы охлаждения. Они могут препятствовать нормальному потоку жидкости, что приводит к неравномерному распределению температуры в двигателе. Это может вызвать перегрев отдельных компонентов, что в свою очередь может привести к серьезным повреждениям двигателя.
-
Методы устранения: Для удаления воздушных пробок из системы охлаждения существуют специальные методы, такие как прокачка системы или использование вакуумных насосов. Эти методы помогают обеспечить полное заполнение системы охлаждающей жидкостью и предотвращают образование воздушных карманов, что способствует более эффективному охлаждению двигателя.

Конструктивные особенности
Система охлаждения может быть разработана таким образом, что функционирует безупречно, даже если в ней отсутствуют малейшие недостатки. Однако, как только возникает даже небольшая щель, начинают образовываться воздушные пробки. Насос может изначально не обладать достаточной производительностью. Кроме того, отопитель салона располагается выше расширительного бачка, а подвод жидкости к нему выполнен не сверху, а снизу.
Автовладельцы применяют различные методы для устранения этих недостатков. Чтобы повысить надежность системы, они поддерживают более высокий уровень жидкости в бачке или организуют нижний подвод антифриза.
Тем не менее, иногда сами владельцы вносят негативные изменения в конструкцию. Например, нерациональное подключение газобаллонной установки к охладительному контуру может привести к проблемам. При этом, как и в случае с установкой печки, важно учитывать взаимное расположение расширительного бачка редуктора. При добавлении новых ответвлений к стандартной конструкции необходимо помнить, что это может увеличить сопротивление потоку жидкости.
Как проявляется неисправность
Признаки завоздушивания полостей охлаждения следующие:
- Не греет салонная печка. При этом температура двигателя в норме, либо выше нормы.
- Сплющивание патрубков при остывании двигателя. Чрезмерное давление в системе на прогретом моторе — при этом расширительный бачок раздувается. Эти симптомы говорят о неисправности клапана в крышке заливной горловины.
- Низкий уровень охлаждающей жидкости.
- Перегрев двигателя.
- Непривычно быстрый прогрев.
- Следы подтекания ОЖ.
- Признаки пробитой прокладки ГБЦ. Это может быть белый дым из выхлопной трубы, или попадание антифриза в масло. При этом проблема возникновения воздушной пробки в системе охлаждения отходит на второй план.
Указанные признаки могут являться следствием и других неисправностей.

Как обнаружить дефект
Если у вас возникла пробка при замене антифриза, стоит обратить внимание на свои действия.
В других ситуациях поиск неисправностей начинается с проверки клапана пробки. Его можно отремонтировать или заменить.
Затем следует искать возможные утечки. Внешний осмотр не всегда дает результаты. В таких случаях необходимо протестировать систему охлаждения на герметичность. Для этого используют насос с манометром, который подключается к заливной горловине через резиновый переходник (набор уплотнений обычно идет в комплекте с прибором). Создайте необходимое давление, и если оно падает, нужно выяснить, где именно. В месте утечки появится протечка или будет слышен выход воздуха с шипением.
Хвалим автолюбителей, которые дорабатывают заводские конструкции. Однако важно помнить, что если автомобиль изначально был исправен, то возникшая неисправность является приобретенной. Ее необходимо выявить и устранить, одновременно повышая надежность системы.
Чтобы избежать проблем с образованием воздушной пробки в системе охлаждения во время эксплуатации, важно следить за состоянием патрубков и соединений. Используйте качественную охлаждающую жидкость и избегайте применения воды. В противном случае внутренняя поверхность блока цилиндров может покрываться накипью и другими отложениями, что увеличивает гидравлическое сопротивление. Кроме того, вода быстро приводит к поломке помпы. При необходимости следует очищать систему с помощью специальных средств.
Также важно правильно пополнять емкость охлаждающей жидкости конкретного автомобиля и быть готовым удалить воздух из системы охлаждения, если это потребуется.
Методы устранения воздушных пробок
Воздушные пробки в системе охлаждения мотора могут стать серьезной проблемой, приводящей к перегреву двигателя и его повреждению. Для их устранения существует несколько методов, которые помогут восстановить нормальную работу системы охлаждения.
1. Проверка уровня охлаждающей жидкости
Первым шагом в устранении воздушных пробок является проверка уровня охлаждающей жидкости в радиаторе и расширительном бачке. Если уровень жидкости низкий, это может способствовать образованию воздушных пробок. Важно долить охлаждающую жидкость до необходимого уровня, используя рекомендованный производителем тип жидкости.
2. Прокачка системы охлаждения
Прокачка системы охлаждения — это один из наиболее эффективных способов удаления воздушных пробок. Для этого необходимо:
- Открыть крышку радиатора или расширительного бачка.
- Запустить двигатель и дать ему поработать на холостом ходу до достижения рабочей температуры.
- Постепенно увеличивать обороты двигателя, что позволит жидкости циркулировать по системе и вытолкнуть воздух.
- Следить за уровнем жидкости и при необходимости добавлять охлаждающую жидкость.
3. Использование вакуумного устройства
Вакуумные устройства для прокачки системы охлаждения позволяют более эффективно удалить воздух. Процесс включает в себя создание вакуума в системе, что способствует вытягиванию воздуха и заполнению системы охлаждающей жидкостью без образования пробок. Этот метод особенно полезен для сложных систем с множеством радиаторов и трубопроводов.
4. Проверка термостата и водяного насоса
Если после выполнения вышеуказанных действий воздушные пробки не исчезли, стоит проверить работоспособность термостата и водяного насоса. Неисправный термостат может блокировать поток охлаждающей жидкости, а неисправный насос — не обеспечивать необходимую циркуляцию. Замена этих компонентов может решить проблему с воздушными пробками.
5. Удаление пробок с помощью специальных добавок
На рынке существуют специальные добавки, которые помогают устранить воздушные пробки. Эти добавки работают, уменьшая поверхностное натяжение жидкости, что способствует более легкому перемещению воздуха и жидкости в системе. Однако перед использованием таких добавок рекомендуется ознакомиться с инструкцией и рекомендациями производителя.
Устранение воздушных пробок в системе охлаждения мотора — это важный процесс, который требует внимательности и аккуратности. Правильное выполнение всех шагов поможет избежать серьезных проблем с перегревом и продлить срок службы двигателя.
Вопрос-ответ
Что будет, если ездить с воздушной пробкой в системе охлаждения?
Наличие воздуха в системе охлаждения двигателя приводит к появлению воздушных пробок. Перекрывается ток антифриза, после чего двигатель уже не может правильно охлаждаться, что приводит к перегреву и серьезным поломкам силового агрегата.
Можно ли ездить с пузырьками воздуха в охлаждающей жидкости?
Безопасно ли ездить с воздухом в системе охлаждения? Нет, если не устранить проблему, это может привести к перегреву и серьёзному повреждению двигателя.
Советы
СОВЕТ №1
Регулярно проверяйте уровень охлаждающей жидкости в системе. Недостаток жидкости может привести к образованию воздушных пробок, поэтому следите за уровнем и при необходимости доливайте охлаждающую жидкость.
СОВЕТ №2
При замене охлаждающей жидкости или ремонте системы охлаждения обязательно прокачивайте систему. Это поможет удалить возможные воздушные пробки, которые могут образоваться в процессе работы.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на состояние радиатора и термостата. Забитый радиатор или неисправный термостат могут нарушить циркуляцию жидкости, что увеличивает риск образования воздушных пробок. Регулярно проверяйте и очищайте эти компоненты.
СОВЕТ №4
Если вы заметили перегрев двигателя или нестабильную работу системы охлаждения, немедленно проверьте на наличие воздушных пробок. В некоторых случаях может потребоваться профессиональная диагностика для их устранения.
Воздушные пробки в системе охлаждения мотора могут стать серьезной проблемой, приводящей к перегреву двигателя и его повреждению. Для их устранения существует несколько методов, которые помогут восстановить нормальную работу системы охлаждения.
1. Проверка уровня охлаждающей жидкости
Первым шагом в устранении воздушных пробок является проверка уровня охлаждающей жидкости в радиаторе и расширительном бачке. Если уровень жидкости низкий, это может способствовать образованию воздушных пробок. Важно долить охлаждающую жидкость до необходимого уровня, используя рекомендованный производителем тип жидкости.
2. Прокачка системы охлаждения
Прокачка системы охлаждения — это один из наиболее эффективных способов удаления воздушных пробок. Для этого необходимо:
- Открыть крышку радиатора или расширительного бачка.
- Запустить двигатель и дать ему поработать на холостом ходу до достижения рабочей температуры.
- Постепенно увеличивать обороты двигателя, что позволит жидкости циркулировать по системе и вытолкнуть воздух.
- Следить за уровнем жидкости и при необходимости добавлять охлаждающую жидкость.
3. Использование вакуумного устройства
Вакуумные устройства для прокачки системы охлаждения позволяют более эффективно удалить воздух. Процесс включает в себя создание вакуума в системе, что способствует вытягиванию воздуха и заполнению системы охлаждающей жидкостью без образования пробок. Этот метод особенно полезен для сложных систем с множеством радиаторов и трубопроводов.
4. Проверка термостата и водяного насоса
Если после выполнения вышеуказанных действий воздушные пробки не исчезли, стоит проверить работоспособность термостата и водяного насоса. Неисправный термостат может блокировать поток охлаждающей жидкости, а неисправный насос — не обеспечивать необходимую циркуляцию. Замена этих компонентов может решить проблему с воздушными пробками.
5. Удаление пробок с помощью специальных добавок
На рынке существуют специальные добавки, которые помогают устранить воздушные пробки. Эти добавки работают, уменьшая поверхностное натяжение жидкости, что способствует более легкому перемещению воздуха и жидкости в системе. Однако перед использованием таких добавок рекомендуется ознакомиться с инструкцией и рекомендациями производителя.
Устранение воздушных пробок в системе охлаждения мотора — это важный процесс, который требует внимательности и аккуратности. Правильное выполнение всех шагов поможет избежать серьезных проблем с перегревом и продлить срок службы двигателя.


