ШРУС (шарнир равных угловых скоростей) — ключевой элемент трансмиссии автомобилей с передним приводом, передающий крутящий момент от двигателя к колесам при различных углах поворота. В статье рассмотрим конструкцию ШРУСа, его функции и важность, а также предоставим пошаговую инструкцию по замене. Знание о ШРУСе и его замене поможет автолюбителям поддерживать автомобиль в исправном состоянии, избежать поломок и продлить срок службы транспортного средства.
Особенности привода
Автомобили с передним приводом используют шарниры равных угловых скоростей (ШРУС), которые являются важным элементом конструкции привода. Основная особенность этих шарниров заключается в их способности передавать крутящий момент без потерь, даже когда одна часть привода поворачивается относительно другой на угол до 70 градусов.
Приводной вал автомобиля с передним приводом выполняет несколько задач одновременно. Он передает крутящий момент от коробки передач к ступице колеса, обеспечивает возможность движения колеса относительно кузова при движении по неровным поверхностям, а также позволяет изменять угол наклона колеса, что необходимо для поворотов. Все эти функции обеспечиваются благодаря шарнирам равных угловых скоростей.
В общем, конструкция приводного вала переднеприводного автомобиля состоит из трех основных компонентов:
- вал (с шлицами на концах для соединения с шарнирами);
- внутренний ШРУС (соединяющий привод с коробкой передач);
- внешний ШРУС (для соединения со ступицей колеса).
В переднеприводном автомобиле имеется два таких приводных вала, по одному на каждое ведущее колесо.
Эксперты в области автомобильной техники подчеркивают важность ШРУСа (шарнир равных угловых скоростей) в системе трансмиссии. Эта деталь обеспечивает передачу крутящего момента от коробки передач к колесам, позволяя автомобилю двигаться плавно и эффективно, даже при поворотах. Конструкция ШРУСа включает в себя шарнир и защитный чехол, который предотвращает попадание грязи и влаги.
При износе или повреждении ШРУСа возникают характерные шумы и вибрации, что сигнализирует о необходимости замены. Специалисты рекомендуют проводить регулярные проверки состояния этой детали, особенно если автомобиль эксплуатируется в сложных условиях. Замена ШРУСа требует определенных навыков и инструментов, поэтому лучше доверить эту работу профессионалам. Правильная установка новой детали обеспечит надежность и безопасность автомобиля на дороге.
Типы ШРУСов, их конструкция и принцип работы
Существует несколько типов ШРУСов, но на легковых автомобилях распространение получил только два:
- Шариковые.
- Трипоидные.
Конструкция шарикового ШРУСа включает в себя две обоймы – внутренняя, в виде сферического кулака (насаживается на вал), и внешняя (выполненная заодно с концевиком вала, который вставляется в ступицу или КПП). Между ними помещены в специальных канавках шарики, которые от выпадения из шарнира удерживает сепаратор. Именно шарики и канавки, по которым они перемещаются, являются основными рабочими элементами ШРУСа, поскольку они передают вращение и позволяют изменять угол положения одной обоймы относительно другой.
Чтобы внутренняя обойма не слезала с вала, она фиксируется стопорным пружинным кольцом, расположенным в специальной канавке на валу. Фиксирующее кольцо используется также ни на концевиках валов внешней обоймы внутреннего шарнира.
У трипоидного шарнира внутренней обоймы нет, вместо нее используется трехшипная вилка, посаженная на вал. На каждом шипе этой вилки установлены сферические ролики на игольчатых подшипниках. Благодаря этим роликам передается вращение, вал с вилкой может менять угол относительно обоймы, а также перемещаться продольно относительно внешней обоймы (входить в нее), что дает возможность изменять длину привода.
Соединение вилки с валом – шлицевое, но при этом она садиться на вал достаточно плотно. Дополнительно вилка от соскакивания фиксируется стопорным кольцом.
Примечательно, что трипоидные ШРУСы используются только со стороны КПП, а вот со стороны ступицы его не используют.
Шаровые же шарниры могут располагаться с обеих сторон. То есть, можно встретить на авто приводные валы с двумя шаровыми, внутренними трипоидным и внешними шаровыми шарнирами, но никогда – с двумя трипоидными ШРУСами. Обусловлено это особенностями работы каждого из указанных видов шарниров.
Интересно, что на некоторых авто (к примеру, Volkswagen Golf 2) используется внутренний шаровой шарнир интересной конструкции – внешняя обойма с концевиком вала выполнена не заодно, а соединены они между собой болтами. В дальнейшем мы немного коснемся их.


| Аспект | Описание | Важные моменты |
|---|---|---|
| Назначение ШРУСа | Передача крутящего момента от коробки передач к колесам под изменяющимся углом, обеспечивая плавное движение и поворот колес. | Позволяет колесам вращаться и поворачиваться одновременно, без потери мощности. |
| Типы ШРУСов | Внешний (наружный): Устанавливается со стороны колеса, подвержен большим нагрузкам и углам поворота. Внутренний: Устанавливается со стороны коробки передач, обеспечивает осевое перемещение вала. | Внешний ШРУС чаще выходит из строя из-за больших нагрузок и воздействия окружающей среды. |
| Конструкция ШРУСа | Состоит из корпуса, обоймы, сепаратора и шариков (для шариковых ШРУСов) или трипода (для трипоидных ШРУСов). Защищен пыльником. | Пыльник – ключевой элемент защиты. Его повреждение приводит к быстрому выходу ШРУСа из строя. |
| Признаки неисправности | Хруст или щелчки при повороте руля (особенно при разгоне), вибрация при движении, люфт в колесе. | Чем раньше обнаружена неисправность, тем дешевле и проще ремонт. |
| Причины выхода из строя | Разрыв пыльника (попадание грязи и воды, вымывание смазки), износ рабочих поверхностей из-за длительной эксплуатации, агрессивный стиль вождения. | Регулярный осмотр пыльников – лучшая профилактика. |
| Процесс замены | Подъем автомобиля, снятие колеса, откручивание ступичной гайки, отсоединение шаровой опоры/рулевого наконечника, извлечение старого ШРУСа, установка нового, сборка в обратном порядке. | Требует специальных инструментов и определенных навыков. Рекомендуется обращаться к специалистам. |
| Инструменты для замены | Набор ключей и головок, съемник ступичной гайки, съемник шаровых опор, молоток, монтировка, динамометрический ключ, плоскогубцы, отвертки. | Использование правильных инструментов предотвращает повреждение деталей. |
| Смазка для ШРУСа | Специальная высокотемпературная смазка на основе дисульфида молибдена (MoS2). | Не используйте обычную литиевую смазку, она не подходит для ШРУСов. |
| Выбор нового ШРУСа | Оригинальный или качественный аналог от проверенных производителей. Учитывайте тип ШРУСа (внешний/внутренний) и модель автомобиля. | Дешевые аналоги могут быстро выйти из строя. |
| Профилактика | Регулярный осмотр пыльников на предмет повреждений, своевременная замена пыльников при обнаружении трещин, избегание агрессивного вождения. | Профилактика значительно продлевает срок службы ШРУСа. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о ШРУСах (шарнирно-упругих соединениях) и их замене в автомобилях:
-
Конструкция и принцип работы: ШРУСы бывают двух типов — внутренние и наружные. Внутренние ШРУСы обычно имеют конструкцию с тремя или четырьмя шариками, которые обеспечивают передачу крутящего момента и позволяют колесам двигаться в разных направлениях. Наружные ШРУСы, как правило, имеют более простую конструкцию и обеспечивают большую угловую свободу, что особенно важно для переднеприводных автомобилей.
-
Срок службы и признаки износа: ШРУСы могут служить от 100 000 до 200 000 километров, но их срок службы зависит от условий эксплуатации и качества материалов. Признаки износа включают характерный стук при поворотах, вибрации на высоких скоростях и утечку смазки из защитных чехлов. Регулярная проверка состояния ШРУСов может предотвратить более серьезные поломки.
-
Процесс замены: Замена ШРУСа может быть довольно сложной задачей, требующей специальных инструментов и навыков. В большинстве случаев необходимо снять колесо, тормозной диск и, возможно, подвеску. Важно также правильно установить новый ШРУС и убедиться, что защитный чехол надежно закреплен, чтобы предотвратить попадание грязи и влаги, что может привести к быстрому износу нового компонента.
Основные неисправности шарнира и их признаки
Сравнительная простота конструкции и небольшое количество деталей делают этот узел достаточно надежным и способным функционировать длительное время без необходимости в обслуживании. Однако у этого шарнира есть и недостаток — он очень восприимчив к загрязнениям.
Основные элементы узла — это шарики, ролики, канавки, по которым они движутся, и игольчатые подшипники, которые имеют высокую степень обработки. Песок и пыль обладают значительным абразивным эффектом, и, попадая внутрь, они вызывают интенсивный износ поверхностей, что в конечном итоге может привести к разрушению узла.
Чтобы предотвратить попадание загрязнений, используются резиновые пыльники. Однако именно они являются «слабым местом» шарнира угловых скоростей. В процессе эксплуатации автомобиля резина, постоянно взаимодействуя с окружающей средой, постепенно изнашивается, и на пыльнике могут появляться трещины, через которые внутрь шарнира проникает песок.
В целом, это единственная причина, по которой указанные узлы могут выйти из строя. Поскольку они не подлежат ремонту, требуется их замена.
Признак неисправности ШРУСа также один — отчетливый хруст при выполнении поворотов. На начальном этапе этот хруст слышен только при полном вывороте колес, но по мере износа узла он становится заметен и при небольших поворотах.
Важно отметить, что появление хруста свидетельствует о том, что шарнир уже получил повреждения, которые невозможно устранить. На ранних стадиях можно предпринять некоторые меры. В первую очередь стоит промыть шарнир, добавить новую смазку и заменить пыльник. Также можно поменять местами стороны установки (например, левый внутренний шарнир с правым). Еще один вариант — добавить в смазку мелкую стружку из мягкой пластмассы.
Тем не менее, поскольку составные части уже повреждены, все перечисленные меры лишь немного продлевают срок службы, и в конечном итоге узел придется заменить, причем лучше сделать это до полного разрушения, что обычно происходит в пути.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что единственный способ сохранить шарнир — это периодически проверять состояние пыльника и при обнаружении даже малейших повреждений немедленно проводить его замену. Ведь замена резинотехнического элемента обойдется значительно дешевле, чем замена ШРУСа.
Замена ШРУСа — это относительно простая операция, но существуют определенные нюансы при выполнении работы с внешним и внутренним узлом. Также особенности проведения работ зависят от конструкции шарнира.
Далее мы рассмотрим, как осуществляется замена внешних и внутренних ШРУСов на примере нескольких автомобилей, использующих различные виды приводных валов.
Замена внешнего ШРУС
Поскольку на всех авто внешний ШРУС – шариковый, то дальнейшая последовательность работ практически одинакова для любой модели, за исключением некоторых незначительных нюансов. Рассматривать же демонтаж узла и его замену будем на модели ВАЗ-2110.
Примечательно, что ШРУСы — одни из немногочисленных узлов в конструкции авто, которые не требуют парной замены. То есть, если начал хрустеть какой-то один шарнир, то только его и заменяем, остальные трогать не обязательно.
Из инструментов для проведения работ потребуется:
- комплект ключей и набор головок с воротком и штангами (обязательно потребуется головка на 30);
- домкрат;
- киянка или обычный молоток с деревянной наставкой;
- ветоши;
- съемник рулевых наконечников.
Из деталей и расходных материалов понадобиться:
- новый шарнир;
- новая гайка крепления концевика вала;
- пыльник;
- хомуты (лучше приобретать не ленточные, а с винтовой затяжкой);
- смазка «ШРУС-4» или ее аналог (предназначенный для использования в шарнирах равных угловых скоростей);
Далее рассмотрим последовательность разборки, а также укажем некоторые хитрости, которые помогут более оперативно провести работы. Итак:
- Автомобиль устанавливаем на смотровую яму, обездвиживаем.
- Пока еще все колеса на месте, берем головку на 30, срываем с места и ослабляем гайку крепления вала на ступице. Эта гайка накернена, поэтому открутить ее будет не просто, поскольку потребуется значительное усилие, для чего можно нарастить ключ отрезком трубы. На поддомкраченом же авто со снятым колесом ослабить гайку будет очень сложно.
- После ослабления гайки поддомкрачиваем необходимое колесо и снимаем его.
- Чтобы стянуть ступицу с концевика вала нужно обеспечить стойке свободное перемещение. Для этого откручиваем крепление шаровой опоры рычага подвески к ступице.
- При помощи съемника отсоединяем рулевой наконечник от стойки.
- Выкручиваем гайку полностью.
- Беремся за тормозной диск и тянем ступицу на себя, чтобы стянуть ее с концевика вала.
- После того, как вал выйдет, отводим его в сторону;
- При замене внешнего ШРУСа не обязательно полностью снимать приводной вал, то есть вытаскивать внутренний шарнир не надо.
- Далее демонтируем сам внешний узел с вала. Для этого ослабляем или перерезаем (перекусываем) хомуты, а затем стягиваем пыльник со ШРУСа (можно его просто перерезать, поскольку он больше не нужен).
- Забираемся под авто и при помощи молотка с наставкой сбиваем шарнир с вала. Наносимые удары должны быть небольшой силы, здесь главное – сбить узел со стопорного кольца, а с самих шлицов вала он сойдет и от усилия руки.
После этого производится сборка. Сначала на вал надевается новый пыльник, а затем на его шлицы насаживается новый шарнир. Остается его только посадить, чтобы стопорное кольцо стало в канавку, сделанную во внутренней обойме. Для этого снова используем молоток с наставкой и несильными ударами садим шарнир на место.
Закладываем смазку (не жалеем), натягиваем на кромку внешней обоймы пыльник, после чего резинотехнический элемент нужно немного сжать рукой, чтобы удалить воздух. Остается зафиксировать пыльник на обойме и валу при помощи хомутов.
Собранный вал с новым шарниром устанавливаем в ступицу, наживляем и закручиваем до упора гайку. Далее все собираем обратно – устанавливаем рулевой наконечник, шаровую опору подвески, колесо.
После снятия авто с домкрата затягиваем крепежную гайку ключом с наращенным плечом. Остается только накернить ее, чтобы предотвратить самопроизвольное откручивание.
https://youtube.com/watch?v=Y5s4cpiwYmw

Замена внутреннего шарнира
Теперь рассмотрим процесс замены внутреннего ШРУСа (шарового) на автомобиле ВАЗ-2110. Для выполнения этой работы вам понадобится монтировка.
Некоторые этапы совпадают с ранее описанными, поэтому мы кратко упомянем их. Замена осуществляется следующим образом:
- Устанавливаем автомобиль на домкрат, снимаем колесо (гайку ослаблять не требуется).
- Отсоединяем шаровую опору и рулевой наконечник.
- Поднимаемся под автомобиль. Берем монтировку и помещаем ее между внутренним шарниром и коробкой передач. Используя монтировку как рычаг, выталкиваем концевик из коробки, при этом просим помощника потянуть на себя ступицу.
После того как концевик выйдет из коробки, продолжаем замену аналогично описанному ранее: срезаем пыльник, сбиваем шарнир. Затем устанавливаем новый пыльник на вал, аккуратно забиваем новый ШРУС с помощью молотка и наставки, добавляем смазку, надеваем пыльник и фиксируем его хомутами. Далее вставляем концевик вала в коробку и, толкая ступицу, загоняем его до упора (не рекомендуется использовать молоток для ударов по шарниру, чтобы не повредить новый пыльник).
Теперь немного о замене внутреннего ШРУСа на Volkswagen Golf 2, где шарнир крепится к концевику с помощью болтов. Такая конструкция упрощает разборку, так как не требует отсоединения рычагов подвески от ступицы.
Для снятия шарнира достаточно выкрутить 6 болтов, после чего вал вместе с шарниром можно опустить вниз для его снятия (сбивания) – концевик извлекать не нужно. Затем устанавливаем новый пыльник, помещаем узел на вал, смазываем и фиксируем хомутами. Вал с новым шарниром подводим к концевику и соединяем их болтами.

Особенности замены трипоидного ШРУС
Напоследок рассмотрим, как меняется внутренний трипоидный шарнир угловых скоростей на примере Ford Focus 2. Инструменты потребуются те же, что и указаны выше, а также универсальный трехлапый съемник и щипцы для снятия стопорных колец.
Сложность замены заключается в том, что придется полностью снимать приводной вал. Делается все так:
- Вытаскиваем из ступицы внешний шарнир (идентично ВАЗ-2110).
- Забираемся под авто, срезаем большой хомут внутреннего ШРУС, и стягиваем пыльник.
- Извлекаем вал (на нем остается внешний шарнир в собранном виде с одной стороны и трехшипная вилка – с другой, внешняя же обойма остается в КПП).
- Извлекаем внешнюю обойму (выталкиваем концевик при помощи монтировки, загнанной между обоймой и КПП);
- Снимаем щипцами стопорное кольцо, удерживающее вилку.
- Саму вилку стягиваем с вала съемником.
- Пыльник и новый элемент садим на вал и устанавливаем обратно стопорное кольцо.
- Ставим на место внешнюю обойму (можно аккуратно забить молотком с наставкой).
- Устанавливаем приводной вал.
- Закладываем смазку, натягиваем пыльник на внешнюю обойму и фиксируем его хомутами.
- Собираем все снятое в обратной последовательности.
Указанные инструкции подойдут практически для любого авто, но нужно обязательно учитывать особенности конструкции и касается это в первую очередь отсоединения нижних рычагов от ступицы.
Как видно, особой сложности в проведении замены ШРУСов нет, и все работы можно выполнить самостоятельно в гаражных условиях.
Советы по обслуживанию и профилактике ШРУСов
Обслуживание и профилактика ШРУСов (шарниров равных угловых скоростей) играют ключевую роль в обеспечении надежной работы трансмиссии автомобиля. Правильный уход за этими компонентами может значительно продлить их срок службы и предотвратить дорогостоящие ремонты. Вот несколько советов, которые помогут вам поддерживать ШРУСы в хорошем состоянии.
Регулярная проверка состояния пыльников: Пыльники ШРУСов защищают шарниры от загрязнений и потери смазки. Регулярно осматривайте пыльники на наличие трещин, разрывов или износа. Если вы заметили повреждение, замените пыльник как можно скорее, чтобы избежать попадания грязи и влаги внутрь шарнира.
Своевременная замена смазки: ШРУСы обычно смазываются специальной консистентной смазкой, которая со временем может терять свои свойства. Рекомендуется периодически проверять уровень и состояние смазки, особенно если вы заметили шумы или вибрации при движении. Если смазка загрязнена или истощена, необходимо заменить ее.
Избегайте резких маневров: Резкие повороты и маневры могут привести к избыточному износу ШРУСов. Старайтесь избегать резких ускорений и торможений, особенно на поворотах. Это поможет снизить нагрузку на шарниры и продлить их срок службы.
Проверка на наличие люфта: Регулярно проверяйте ШРУСы на наличие люфта. Для этого поднимите автомобиль на подъемнике и покачайте колесо в разных направлениях. Если вы заметили люфт, это может свидетельствовать о необходимости замены шарнира.
Обращение к специалистам: Если вы не уверены в состоянии своих ШРУСов или заметили какие-либо проблемы, лучше обратиться к профессионалам. Квалифицированный механик сможет провести полную диагностику и предложить необходимые меры по обслуживанию или замене.
Следуя этим простым рекомендациям, вы сможете значительно продлить срок службы ШРУСов вашего автомобиля и избежать неприятных ситуаций на дороге.
Вопрос-ответ
Что такое ШРУС простыми словами?
ШРУС — это шарнир равных угловых скоростей, один из ключевых элементов трансмиссии, который встречается почти на всех современных передне- и полноприводных автомобилях. Его задача — передавать крутящий момент между подвижными валами под постоянно меняющимся углом.
Что будет, если ШРУС ломается на ходу?
Все просто: посредством шарнира происходит передача крутящего момента от двигателя на ведущие колеса. Деталь ответственна не только за приведение колес в движение, но и за управление ими. Соответственно, при поломке ШРУС ехать дальше попросту не получится – автомобиль встанет, и не поможет даже буксировка.
Советы
СОВЕТ №1
Перед заменой ШРУСа обязательно ознакомьтесь с руководством по эксплуатации вашего автомобиля. В нем могут быть указаны специфические моменты, касающиеся замены и установки, которые помогут избежать ошибок.
СОВЕТ №2
Используйте качественные запчасти при замене ШРУСа. Лучше всего выбирать оригинальные детали или проверенные аналоги, чтобы обеспечить надежность и долговечность работы узла.
СОВЕТ №3
При замене ШРУСа не забывайте проверять состояние других компонентов подвески и трансмиссии. Иногда проблемы с ШРУСом могут быть связаны с износом других деталей, и их замена поможет избежать повторных поломок.
СОВЕТ №4
Если вы не уверены в своих силах или опыте, лучше обратиться к профессионалам. Замена ШРУСа требует определенных навыков и инструментов, и неправильная установка может привести к серьезным проблемам в будущем.
Обслуживание и профилактика ШРУСов (шарниров равных угловых скоростей) играют ключевую роль в обеспечении надежной работы трансмиссии автомобиля. Правильный уход за этими компонентами может значительно продлить их срок службы и предотвратить дорогостоящие ремонты. Вот несколько советов, которые помогут вам поддерживать ШРУСы в хорошем состоянии.
Регулярная проверка состояния пыльников: Пыльники ШРУСов защищают шарниры от загрязнений и потери смазки. Регулярно осматривайте пыльники на наличие трещин, разрывов или износа. Если вы заметили повреждение, замените пыльник как можно скорее, чтобы избежать попадания грязи и влаги внутрь шарнира.
Своевременная замена смазки: ШРУСы обычно смазываются специальной консистентной смазкой, которая со временем может терять свои свойства. Рекомендуется периодически проверять уровень и состояние смазки, особенно если вы заметили шумы или вибрации при движении. Если смазка загрязнена или истощена, необходимо заменить ее.
Избегайте резких маневров: Резкие повороты и маневры могут привести к избыточному износу ШРУСов. Старайтесь избегать резких ускорений и торможений, особенно на поворотах. Это поможет снизить нагрузку на шарниры и продлить их срок службы.
Проверка на наличие люфта: Регулярно проверяйте ШРУСы на наличие люфта. Для этого поднимите автомобиль на подъемнике и покачайте колесо в разных направлениях. Если вы заметили люфт, это может свидетельствовать о необходимости замены шарнира.
Обращение к специалистам: Если вы не уверены в состоянии своих ШРУСов или заметили какие-либо проблемы, лучше обратиться к профессионалам. Квалифицированный механик сможет провести полную диагностику и предложить необходимые меры по обслуживанию или замене.
Следуя этим простым рекомендациям, вы сможете значительно продлить срок службы ШРУСов вашего автомобиля и избежать неприятных ситуаций на дороге.

