Хруст в ШРУСе (шарнире равных угловых скоростей) при поворотах или на неровностях дороги — распространенная проблема среди автомобилистов. Понимание причин этого звука и различие между внутренним и наружным ШРУСом помогут избежать серьезных поломок и затрат на ремонт. В статье рассмотрим виды ШРУСов, методы их проверки, признаки неисправности и последствия игнорирования хруста.
Зачем нужен ШРУС
В большинстве современных автомобилей крутящий момент от трансмиссии передается на передние колеса, которые управляют направлением движения, поворачивая в нужную сторону, а также обеспечивают вертикальное движение на неровностях дороги. Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС) необходим для того, чтобы при поворотах колес сохранялась постоянная угловая скорость, не терялась мощность и не возникали рывки, что способствует снижению нагрузки на трансмиссию.
Эксперты в области автомобильной техники отмечают, что хруст ШРУСа при поворотах или на неровностях может свидетельствовать о различных проблемах. Основной причиной такого звука является износ или повреждение шарниров, которые отвечают за передачу крутящего момента от трансмиссии к колесам. При этом, если ШРУС не смазан должным образом или его защитный чехол поврежден, в него может попасть грязь и влага, что ускоряет процесс износа. Также хруст может возникать из-за неправильной установки или несоответствия деталей. Важно своевременно диагностировать и устранять эти проблемы, так как игнорирование симптомов может привести к более серьезным повреждениям и дорогостоящему ремонту. Регулярное техническое обслуживание и внимательное отношение к состоянию автомобиля помогут избежать неприятных ситуаций на дороге.

Виды ШРУСов
Как отмечалось, на переднеприводный автомобиль устанавливается четыре ШРУСа, по 2 на каждую полуось. На одном колесе находятся один внутренний и один внешний ШРУС, которые конструктивно отличаются друг от друга:
- Внутренний ШРУС располагается возле коробки передач. Через него крутящий момент передается от дифференциала на полуось колеса. Его рабочий угол находится в пределах 20 градусов, чего вполне достаточно для нормальной передачи крутящего момента без его потери. Главной особенностью внутреннего шарнира является возможность смещения вдоль оси, тем самым при необходимости несколько изменяя ее длину. Это нужно для компенсации хода подвески во время вертикальных перемещений колеса, когда оно отрабатывает на выбоинах плохой дороги.
- Внешний или наружный ШРУС находится возле колеса и имеет больший рабочий угол — около 40 градусов. Это позволяет колесам без лишних усилий вращаться, одновременно поворачиваясь в нужную сторону. На него приходится большая нагрузка, чем на внутренний узел, поэтому он выходит из строя гораздо чаще.
Наиболее распространены две конструкции ШРУС – трипод и шариковый шарнир. Трипод имеет сравнительно небольшой рабочий угол, поэтому это более дешевая конструкция. Здесь ролики располагаются на трехлучевой вилке и вращаются на игольчатых подшипниках.
Шариковый шарнир имеет больший рабочий угол, поэтому его устанавливаются на внешний ШРУС. Конструктивно он представляет собой шарики, заключенные в специальную обойму, которая называется сепаратор. Шарики передвигаются по канавкам сепаратора, что позволяет изменять углы вращения в больших диапазонах.
| Причина хруста ШРУСа | Характер хруста | Дополнительные признаки |
|---|---|---|
| Износ сепаратора или шариков ШРУСа | Металлический хруст, щелчки, особенно при повороте руля | Вибрация при движении, люфт в колесе |
| Недостаток или загрязнение смазки в ШРУСе | Сухой, скрипучий хруст, усиливающийся при нагрузке | Повышенный нагрев ШРУСа, трещины на пыльнике |
| Повреждение пыльника ШРУСа | Хруст может быть непостоянным, усиливаться после проезда по лужам | Визуально заметные трещины, разрывы пыльника, вытекание смазки |
| Попадание инородных тел в ШРУС | Резкий, громкий хруст, может сопровождаться заеданием | Повреждение пыльника, следы ударов на корпусе ШРУСа |
| Износ подшипника ступицы | Гул, вой, усиливающийся при повороте, может сопровождаться хрустом | Люфт колеса, нагрев ступицы, неравномерный износ шин |
| Неисправность подвески (например, шаровая опора) | Хруст, стук, особенно на неровностях дороги | Люфт в элементах подвески, ухудшение управляемости |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о том, почему хрустит ШРУС (шарнир равных угловых скоростей) при повороте или на кочках:
-
Износ и недостаток смазки: Хруст в ШРУСе часто возникает из-за износа его внутренних компонентов или недостатка смазки. Со временем защитные пыльники могут повреждаться, что приводит к попаданию грязи и влаги внутрь шарнира, что ухудшает его работу и вызывает характерный звук.
-
Угол поворота: ШРУСы предназначены для передачи крутящего момента при изменении угла. При резких поворотах или на неровной поверхности угол наклона увеличивается, что может привести к дополнительному трению и, как следствие, к хрусту. Это особенно заметно на переднеприводных автомобилях, где нагрузка на ШРУСы значительно выше.
-
Типы ШРУСов: Существуют разные типы ШРУСов, такие как шариковые и кулачковые. Каждый из них имеет свои особенности конструкции и эксплуатации. Например, шариковые ШРУСы более чувствительны к углам поворота и могут издавать хруст при больших нагрузках, в то время как кулачковые более устойчивы к износу, но могут также хрустеть при повреждении или недостатке смазки.
Эти факты подчеркивают важность регулярного обслуживания и проверки состояния ШРУСов для предотвращения их повреждения и обеспечения безопасной эксплуатации автомобиля.

Почему ШРУС начинает издавать треск и хруст?
Современные автомобили оснащены ШРУСами, которые благодаря использованию передовых материалов и технологий отличаются высокой прочностью и надежностью. При условии правильной эксплуатации и движении по хорошим дорогам, они могут прослужить более 100 тысяч километров. Однако реальная ситуация часто отличается от идеальных условий, поэтому важно регулярно проверять состояние шарниров.
Основной причиной, по которой ШРУС начинает издавать хруст, является попадание влаги и абразивных частиц из грязи и пыли, что приводит к вымыванию смазки из механизма. Это происходит из-за повреждения резинового пыльника.
Еще одной распространенной причиной хруста «гранаты» является слишком агрессивный стиль вождения, который не предусмотрен для данного автомобиля. Резкие старты с пробуксовкой создают высокую нагрузку на трансмиссию, что может привести к поломке. Особенно это опасно, когда колеса находятся в вывернутом положении, и ШРУС испытывает дополнительное механическое напряжение. Кроме того, движение на высокой скорости по неровным участкам дороги также может привести к неисправности ШРУСа.
В результате вышеописанных причин или естественного износа происходит разрушение обойм «гранат», что приводит к деформации шариков, и ШРУС начинает издавать характерные звуки, свидетельствующие о его неисправности.
Существуют и другие косвенные факторы, способствующие преждевременному выходу шарниров равных угловых скоростей из строя:
- Подъем подвески для увеличения клиренса. Это изменяет рабочие углы ШРУСа, что может привести к его преждевременному износу.
- Установка колес нестандартного радиуса. Это значительно увеличивает нагрузку на ходовую часть, что может вызвать хруст шарниров равных угловых скоростей.
- Движение по бездорожью не только увеличивает нагрузку на подвеску, но и ускоряет износ пыльников ШРУСа. Поэтому рекомендуется проверять состояние пыльников не реже одного раза на 10 тысяч километров пробега, что можно совмещать с заменой масла. Обязательно осматривайте пыльники после поездок по сложным маршрутам или сильных ударов по подвеске.
Важно помнить, что даже небольшая трещина на пыльнике может привести к попаданию воды и абразивных частиц в механизм, поэтому при его повреждении необходимо незамедлительно произвести замену.
Можно ли игнорировать неисправность ШРУС
Поскольку шарнир угловых скоростей рассчитан на высокие нагрузки, он практически никогда не ломается сразу. До этого он длительное время подает сигналы владельцу автомобиля треском и хрустом.
Несмотря на это, оставлять хрустящий ШРУС как есть, ожидая его полного разрешения, категорически не рекомендуется. Просто у владельца есть определенный временной лаг, позволяющий выбрать надежную деталь и установить её.
Если же довести до разрушения ШРУС, дальнейшее движение станет попросту невозможным. Обязательно пострадают другие элементы подвески и трансмиссии, что выльется в дорогостоящий ремонт. Кроме того, с высокой долей вероятности это приведет к возникновению аварийной ситуации из-за потери управления.
Поэтому, при появлении первых признаков проблемы, лучше принять меры. Тем более, что при своевременном ремонте замены ШРУС можно избежать. Если обойма не износилась, шарики или игольчатые подшипники находятся в нормальном состоянии, достаточно просто промыть узел и заложить в него новую смазку, а заменить нужно будет только пыльники, которые стоят недорого.
Поиск неисправного ШРУС
В переднеприводном автомобиле установлено четыре шарнира равных угловых скоростей (ШРУС), и важно правильно определить, какой из них неисправен. Для этого следует следовать пошаговой инструкции:
- Визуальный анализ. Если пыльник «гранаты» поврежден, это может указывать на неисправность именно этого шарнира. Необходимо снять его, провести осмотр, и если повреждений не обнаружено, промыть и смазать, а также заменить пыльник. В случае значительного износа узел подлежит замене.
- Проверка соединения шарниров. Для этого нужно вращать освобожденный ШРУС вокруг своей оси. Исправный элемент не должен иметь люфта и расшатываться. Наличие любого люфта при проверке является признаком того, что деталь требует замены.
Определение неисправности внешнего шарнира
Поскольку наибольшая нагрузка на внешний шарнир приходится при максимальном угле поворота, то и тестировать узел нужно при максимально повернутых колесах. Особенно ярко проблема проявляется, если при повернутых колесах резко тронуться с места.
Если при этих условиях послышится треск или хруст, то его причина – внешний ШРУС. Чтобы определить какой из внешних шарниров вышел из строя, нужно запомнить простое правило. Когда треск слышен при повороте колес вправо, то и проблема с правым шарниром, влево – значит с левым.
Диагностика неисправности внутреннего ШРУС
Определение неисправности внутреннего шарнира требует определенного опыта. Один из основных признаков – это треск и вибрация, возникающие при ускорении на ровной дороге. Особенно ощутима вибрация в салоне, что может напоминать ситуацию с грыжей на шине или деформацией колесного диска.
Проблемы с внутренним ШРУСом становятся особенно заметными при проезде неровностей. Для проверки дефекта необходимо найти яму подходящего размера и проехать по ней сначала одним колесом, затем другим. Неисправный элемент издает характерный металлический хруст, который можно услышать, опустив передние стекла. При проведении такого теста важно поддерживать невысокую скорость и выбирать неровности, которые не повредят другие компоненты подвески.
Универсальный метод проверки всех типов
Если появились обоснованные подозрения в неисправности одного из шарниров, нужно сделать несколько поэтапных действий:
- при помощи домкрата вывесить правое колесо;
- руль установить в среднее положение;
- включить нейтральную передачу и затянуть ручной тормоз;
- запустить двигатель;
- включить первую передачу и плавно отпустить сцепление;
- вывешенное колесо начинает вращаться, после этого плавно нажать на тормоз, тем самым давая нагрузку на ШРУС;
- неисправный внутренний шарнир обязательно издаст характерный хруст. Если же внутренние шарниры целы, то никаких звуков слышно не будет, а двигатель заглохнет;
- повернуть руль вправо на максимальный угол. Неисправный правый внутренний ШРУС будет шуметь;
- при этом неисправный правый внешний ШРУС тоже начнет трещать или хрустеть.
При необходимости проделать те же манипуляции при вывешенном левом колесе, поворачивая его влево. Такой метод наиболее точно поможет провести диагностику без демонтажа и разборки внутреннего и внешнего шарнира угловых скоростей.
Решение проблемы
При обнаружении неисправности необходимо снять проблемный шарнир и провести более тщательную диагностику. Раннее выявление проблемы позволит просто промыть и смазать узел, после чего он вновь будет функционировать нормально, не издавая посторонних звуков. Пыльник лучше заменить, чтобы обеспечить герметичность шарнира.
Любые визуальные дефекты или люфт недопустимы. В таком случае требуется замена ШРУСа, которую следует осуществить, заказав деталь по артикулу у надежного производителя. Хотя допускается замена одного шарнира, предпочтительнее выполнять парную замену: если необходимо заменить правый внутренний ШРУС, то лучше заменить и левый внутренний.
Шарниры равных угловых скоростей играют ключевую роль в трансмиссии автомобилей с передним приводом. Поэтому важно регулярно контролировать их состояние. Для этого следует периодически проверять пыльники и прислушиваться к работе деталей. Если возникают треск или хруст, необходимо незамедлительно провести углубленную диагностику, чтобы принять решение о ремонте или замене детали.
Видео: Трещит, хрустит. ШРУС — что это, почему ломается и как его проверить?

Профилактика и уход за ШРУСами
Первым шагом в профилактике является регулярная проверка состояния пыльников ШРУСов. Пыльники защищают шарниры от загрязнений и потери смазки. Если пыльник поврежден или треснут, это может привести к попаданию грязи и влаги внутрь шарнира, что, в свою очередь, приведет к его быстрому износу. Рекомендуется проверять пыльники при каждом техническом обслуживании автомобиля и заменять их при первых признаках повреждения.
Также важно следить за уровнем и состоянием смазки в ШРУСах. В большинстве случаев шарниры смазываются специальной консистентной смазкой, которая должна оставаться в хорошем состоянии на протяжении всего срока службы. Если смазка высыхает или загрязняется, это может привести к увеличению трения и, как следствие, к хрусту при движении. При необходимости следует проводить повторную смазку, особенно если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях, таких как частые поездки по плохим дорогам или в условиях повышенной влажности.
Кроме того, стоит обратить внимание на стиль вождения. Резкие повороты и агрессивное вождение могут негативно сказаться на состоянии ШРУСов. Постепенное ускорение и плавные маневры помогут снизить нагрузку на шарниры и продлить их срок службы. Также рекомендуется избегать частых и резких маневров на неровных участках дороги, так как это может привести к дополнительному износу.
Наконец, регулярное техническое обслуживание автомобиля, включая проверку подвески и трансмиссии, поможет выявить потенциальные проблемы с ШРУСами на ранних стадиях. Если вы заметили какие-либо необычные звуки, такие как хруст или щелчки при поворотах, рекомендуется немедленно обратиться к специалисту для диагностики и устранения проблемы. Это поможет избежать более серьезных повреждений и дорогостоящего ремонта в будущем.
Вопрос-ответ
Можно ли ездить, если хрустит ШРУС при повороте?
Можно ли ездить? Ездить, если хрустит один из ШРУСов, можно, но нужно понимать, что эксплуатация неисправного узла может привести к дорогостоящему ремонту, так как грозит разрушением поворотного узла и повреждениями валов. Чем ранее вы произведете диагностику и замену, тем дешевле обойдется ремонт.
Как устранить хруст ШРУСа?
Если хруст появился относительно недавно и сам ШРУС не успел пострадать, то следует разобрать узел, очистить его от старой смазки. Для промывки рекомендуется использовать специальный препарат «Verylube – Универсальный очиститель». После чего заложить смазку «XADO Смазка для ШРУС» на весь срок службы.
Как определить, что хрустит внутренняя граната ШРУСа?
Выяснить, какая “граната” хрустит, довольно просто. В первую очередь стоит понимать, что характерный хруст или поскрипывание на поворотах издает наружная “граната”. Внутренний шарнир может издавать постукивание на прямой дороге.
Советы
СОВЕТ №1
Проверьте уровень смазки в ШРУСе. Нехватка смазки может привести к износу и хрусту при поворотах. Регулярно проверяйте и при необходимости добавляйте смазку, чтобы обеспечить нормальную работу узла.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на состояние пыльников. Поврежденные или изношенные пыльники могут допускать попадание грязи и влаги, что негативно сказывается на работе ШРУСа. Если вы заметили трещины или разрывы, замените пыльники как можно скорее.
СОВЕТ №3
Регулярно проводите диагностику подвески и рулевого управления. Проблемы в этих системах могут также вызывать хруст при поворотах. Обращение к специалисту поможет выявить и устранить возможные неисправности до того, как они приведут к серьезным повреждениям.
СОВЕТ №4
Не игнорируйте звуки, исходящие от ШРУСа. Если вы заметили хруст или другие необычные звуки, не откладывайте диагностику. Чем раньше вы обратитесь к механику, тем меньше вероятность серьезных поломок и затрат на ремонт.
Первым шагом в профилактике является регулярная проверка состояния пыльников ШРУСов. Пыльники защищают шарниры от загрязнений и потери смазки. Если пыльник поврежден или треснут, это может привести к попаданию грязи и влаги внутрь шарнира, что, в свою очередь, приведет к его быстрому износу. Рекомендуется проверять пыльники при каждом техническом обслуживании автомобиля и заменять их при первых признаках повреждения.
Также важно следить за уровнем и состоянием смазки в ШРУСах. В большинстве случаев шарниры смазываются специальной консистентной смазкой, которая должна оставаться в хорошем состоянии на протяжении всего срока службы. Если смазка высыхает или загрязняется, это может привести к увеличению трения и, как следствие, к хрусту при движении. При необходимости следует проводить повторную смазку, особенно если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях, таких как частые поездки по плохим дорогам или в условиях повышенной влажности.
Кроме того, стоит обратить внимание на стиль вождения. Резкие повороты и агрессивное вождение могут негативно сказаться на состоянии ШРУСов. Постепенное ускорение и плавные маневры помогут снизить нагрузку на шарниры и продлить их срок службы. Также рекомендуется избегать частых и резких маневров на неровных участках дороги, так как это может привести к дополнительному износу.
Наконец, регулярное техническое обслуживание автомобиля, включая проверку подвески и трансмиссии, поможет выявить потенциальные проблемы с ШРУСами на ранних стадиях. Если вы заметили какие-либо необычные звуки, такие как хруст или щелчки при поворотах, рекомендуется немедленно обратиться к специалисту для диагностики и устранения проблемы. Это поможет избежать более серьезных повреждений и дорогостоящего ремонта в будущем.

