Как выхлопные газы попадают в систему охлаждения?

Выхлопные газы, попадая в систему охлаждения двигателя, могут вызвать перегрев и повреждение. Рассмотрим основные причины проникновения газов в антифриз и признаки этой неисправности. Вы узнаете, как проверить систему охлаждения на наличие выхлопных газов и какие меры предпринять для устранения проблемы. Эта информация поможет своевременно выявить и устранить неисправности, продлевая срок службы автомобиля и обеспечивая его надежную работу.

Как это устроено и что происходит

Общая головка блока цилиндров устанавливается как на полные, так и на неполные ряды цилиндров. В более крупных двигателях внутреннего сгорания каждый цилиндр оснащен отдельной головкой.

Рядные двигатели легковых автомобилей обычно комплектуются общей головкой блока цилиндров. Прокладка для нее также является общей. Это высокотехнологичный элемент, и его соединение выполняется в строгом соответствии с технологическими стандартами.

Общая прокладка включает отверстия для поршней, края которых обрамлены металлическими обечайками. При установке обечайки зажимаются между торцом гильзы и плоскостью головки. Металлические элементы защищают от воздействия высоких температур. Прокладка имеет множество вырезов для каналов системы охлаждения. В уплотнении предусмотрены отверстия для масла — крупные для слива и небольшие для подачи. Эти отверстия также обрамлены металлом, поскольку горячая смазка подается под давлением, достигающим нескольких атмосфер.

В процессе эксплуатации происходят изменения. Болты головки блока цилиндров немного растягиваются, головка со временем может выгибаться вверх в центре, а прокладка уплотняется. Если двигатель перегревался, головка может подвергаться значительным и сложным деформациям. Обечайки цилиндров могут подгорать, что создает риск попадания газов в систему охлаждения.

Эксперты в области автомобильной техники отмечают, что выхлопные газы могут попасть в систему охлаждения двигателя через несколько механизмов. Один из основных путей — это утечки в прокладках или трещины в головке блока цилиндров. При этом газы, которые должны выводиться через выхлопную систему, могут просачиваться в систему охлаждения, что приводит к образованию пузырьков и перегреву двигателя. Также специалисты указывают на возможность попадания выхлопных газов через неисправности в системе рециркуляции отработанных газов (EGR), что может негативно сказаться на работе двигателя и его долговечности. Важно регулярно проверять состояние системы охлаждения и выхлопной системы для предотвращения подобных проблем.

Первый признак попадания выхлопных газов в систему охлаждения, Opel Vivaro II B 1.6d, R9MПервый признак попадания выхлопных газов в систему охлаждения, Opel Vivaro II B 1.6d, R9M

Чем опасны продукты горения в системе охлаждения

Выхлопные газы, попавшие в систему охлаждения, ухудшают отвод тепла от ГБЦ и цилиндропоршневой группы.

  • нагревают охлаждающую жидкость (ОЖ);
  • создают пробки. Способствуют застою ОЖ;
  • препятствуют отводу тепла, т.к. теплоемкость газа в разы меньше теплоемкости жидкости.
Причина попадания выхлопных газов в систему охлаждения Механизм попадания Возможные последствия
Пробитая прокладка головки блока цилиндров Газы прорываются через поврежденную прокладку из камеры сгорания в каналы системы охлаждения Перегрев двигателя, потеря охлаждающей жидкости, образование воздушных пробок, повреждение других компонентов двигателя
Трещина в головке блока цилиндров Газы проникают через трещину в металле головки блока цилиндров в систему охлаждения Аналогично пробитой прокладке, но может быть сложнее диагностировать и устранить
Деформация головки блока цилиндров Из-за перегрева или неправильной затяжки болтов головка блока цилиндров деформируется, нарушая герметичность соединения с блоком Нарушение герметичности, прорыв газов, аналогично пробитой прокладке
Неисправность системы EGR (рециркуляции отработавших газов) В некоторых случаях, при неисправности клапана EGR или его охладителя, выхлопные газы могут попадать в систему охлаждения Перегрев, загрязнение охлаждающей жидкости, снижение эффективности системы охлаждения
Коррозия или повреждение каналов в блоке цилиндров Редкие случаи, когда коррозия или механическое повреждение создают сквозные отверстия между камерой сгорания и каналами охлаждения Серьезные повреждения двигателя, требующие капитального ремонта или замены блока

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о том, как выхлопные газы могут взаимодействовать с системой охлаждения:

  1. Рециркуляция выхлопных газов (EGR): В современных автомобилях используется система рециркуляции выхлопных газов, которая направляет часть выхлопных газов обратно в двигатель для повторного сгорания. Это помогает снизить выбросы оксидов азота (NOx) и улучшить эффективность работы двигателя. Однако, если система EGR не функционирует должным образом, это может привести к перегреву двигателя и проблемам с системой охлаждения.

  2. Теплообменники: В некоторых системах охлаждения используются теплообменники, которые могут взаимодействовать с выхлопными газами. Например, в некоторых дизельных двигателях применяется система, где тепло от выхлопных газов используется для подогрева охлаждающей жидкости, что позволяет быстрее достичь рабочей температуры и улучшить эффективность сгорания.

  3. Коррозия и отложения: Выхлопные газы содержат различные химические соединения, такие как сернистый газ и углеводороды, которые могут вызывать коррозию металлических частей системы охлаждения. Это может привести к образованию отложений и засоров, что в свою очередь ухудшает эффективность охлаждения и может привести к перегреву двигателя. Регулярное обслуживание системы охлаждения помогает предотвратить такие проблемы.

Причина попадания выхлопных газов в систему охлаждения на VW Passat 2.0d CR (CAGC)Причина попадания выхлопных газов в систему охлаждения на VW Passat 2.0d CR (CAGC)

Местное кипение

Пузырьки способны вызывать локальный перегрев в одном из цилиндров. При этом стрелка температурного прибора может оставаться в пределах нормы. Однако верхнее компрессионное кольцо не будет получать необходимое охлаждение. Вследствие постоянного воздействия высоких температур упругое и жесткое кольцо теряет свои свойства, становясь мягким и «ватным». Это приводит к тому, что оно не может удерживать компрессию и нуждается в замене, что подразумевает ремонт цилиндропоршневой группы.

Последствия проникновения выхлопа в ОЖ

Наполнение системы выхлопными газами может только увеличиваться. Со временем пробок будет становиться все больше, а циркуляция охлаждающей жидкости все хуже. Наконец антифриз закипает, и пар выдавливает его через расширительный бачок наружу. Происходит перегрев.

Даже если мотор не вышел из строя, он уже точно требует диагностики.

До такого момента желательно не доводить и вовремя приостановить эксплуатацию.

выдавило антифриз из расширительного бачка

Симптомы неисправности

Существует множество признаков, указывающих на возможные проблемы с системой охлаждения, которые могут свидетельствовать о том, что рабочие газы проникают в рубашку блока.

  1. Снижение температуры в салоне.
  2. Увеличение рабочей температуры двигателя.
  3. Появление пара в выхлопных газах.
  4. Бурление в расширительном бачке.
  5. Бурление при открытой крышке радиатора.
  6. Проникновение антифриза в масло повышает вероятность утечки газов.

Все эти симптомы могут указывать на различные неисправности. Однако наличие пузырьков и характерного запаха выхлопных газов служит подтверждением прорыва газов в систему охлаждения. Для выявления утечки газов и анализа их состава в системе охлаждения используется специальный прибор, который пропускает летучие вещества через индикаторную жидкость. Изменение цвета этой жидкости указывает на наличие продуктов сгорания. Применение такого устройства в автомастерской оправдано, так как оно позволяет быстро подтвердить или опровергнуть подозрения. Однако использовать его в гараже для проверки собственного автомобиля нецелесообразно, поскольку его стоимость составляет около 10 000 рублей, а применение крайне редкое. Кроме того, негерметичный контур охлаждения, скорее всего, проявит и другие признаки неисправности. В любом случае, необходимо провести диагностику системы.

Как проверить систему охлаждения на наличие газов

Многие неисправности контура охлаждения можно выявить, не имея специальных средств диагностики.

  1. Для начала проверяют уровень ОЖ, доливают, если надо, устраняют пробки. Проверяют уровень масла. Он может быть повышенным при попадании антифриза.
  2. Заводят двигатель и наблюдают за режимом прогрева, протечками, пузырьками газов в расширительном бачке. Должен полноценно заработать салонный отопитель. При достижении определенной температуры открывается термостат. При этом патрубки радиатора активно нагреваются — это ОЖ идет на большой круг. Температура на приборе при этом может незначительно упасть, но вскоре пойти на подъем. Это тоже симптом срабатывания термостата.
  3. Следующая ступень прогрева — это включение электрического вентилятора или срабатывание вискомуфты вентилятора. Механический вентилятор находится в постоянном зацеплении. Неисправности системы бывают причинами местного кипения и бурления в расширительном бачке. Но это лишь пар. Причиной кипения бывает неисправная крышка радиатора. Если ее клапан поддерживает давление ниже регламентированного, антифриз закипает при меньшей температуре и газовые пузырьки выходят наружу. Кипеть может некачественный антифриз — подделка. Его необходимо заменить.
  4. Если все же подозрение на прорыв газов остается, следует опрессовать систему и выявить неплотность. Специальным насосом для диагностики создают давление в системе в соответствии с рабочей документацией прибора и автомобиля. При падении давления остается найти место утечки. Его можно определить визуально и на слух. ОЖ может пойти наружу, в надпоршневое пространство, в масло. Признаком попадания антифриза в камеру сгорания является залитая свеча и отмытые внутренние поверхности головки.

Заглянуть внутрь мотора поможет эндоскоп либо простой фонарик. Течь желательно найти безошибочно, а не бросаться сразу менять прокладку ГБЦ.

И еще один способ проверки герметичности. В свечные отверстия нужно подавать сжатый воздух и наблюдать за уровнем антифриза в расширительном бачке или радиаторе.

Причины образования неплотности

Существует три основных способа, по которым газ может утекать в систему охлаждения:

  1. Через головку блока цилиндров.
  2. Через прокладку головки.
  3. Через сам блок цилиндров.

Неисправности ГБЦ

  • трещина в теле ГБЦ. Они зарождаются от перегрева, нарушения правил установки. Применение в качестве ОЖ воды, ее замерзание, расширение при превращении в лед — причина трещины;
  • вода также вызывает коррозию, медленно разрушающую поверхность прилегания;
  • еще более агрессивной может оказаться некачественная ОЖ. Особо настораживает жидкость с запахом аммиака. Подделка быстро выгрызает глубокие каверны в металле;
  • кривизна посадочной поверхности ГБЦ сокращает срок службы соединения.

головка блока цилиндров с потеками масла

Неисправности блока

Поверхность блока содержит каверны, образовавшиеся аналогично тем, что наблюдаются на плоскости головки блока цилиндров.

Также могут возникать трещины в гильзах.

При длительной стоянке на поршне может накапливаться вода, и при замерзании в гильзе это приводит к образованию трещины.

Гидроудар возникает, когда вода под давлением поршня сталкивается с головкой блока цилиндров. Из-за несжимаемости жидкости в цилиндровой втулке может произойти трещина, а также изгиб шатуна. В качестве жидкости может выступать и антифриз, который просочился через неплотную прокладку блока.

Выступание гильзы над блоком может быть больше или меньше предусмотренного значения. При установке гильз необходимо учитывать допуски по высоте. Если одна из втулок окажется ниже остальных, общая прокладка вокруг нее не будет прижата должным образом.

Если одна гильза будет выступать, на нее будет действовать сила всех крепежных болтов. Это приведет к избыточным изгибным напряжениям на поверхности головки блока цилиндров, а гильза будет подвергаться сжимающим нагрузкам. Остальные гильзы окажутся недостаточно прижатыми. Надежность такого соединения окажется под угрозой.

Видео: Газы в Системе охлаждения. Признаки и лучший способ проверки. Обзор инструмента.

Газы в Системе охлаждения. Признаки и лучший способ проверки. Обзор инструмента.Газы в Системе охлаждения. Признаки и лучший способ проверки. Обзор инструмента.

Течь через прокладку

Чаще всего газы проникают через прокладку головки блока цилиндров, хотя иногда это происходит и из-за самой прокладки. Обычно такие проблемы возникают из-за нарушений в технологии сборки и условий эксплуатации. Нередки случаи, когда игнорируется необходимость исправления кривизны поверхности. Использование старых крепежных элементов также может привести к серьезным последствиям.

Чтобы обеспечить долговечность ответственного соединения, следует:

  1. Использовать только качественные детали и расходные материалы при ремонте и обслуживании.
  2. Строго следовать инструкциям по дефектации, ремонту и сборке.
  3. Правильно эксплуатировать автомобиль, избегая перегрева и выброса жидкости через заливную горловину. Важно следить за состоянием охлаждающей жидкости.
  4. Ни в коем случае не добавлять холодную жидкость в перегретый двигатель.

Знание технической документации и особенностей работы конкретного двигателя очень полезно — это позволяет сократить количество ремонтов и больше времени проводить за рулем.

Методы устранения проблемы

Существует несколько методов устранения проблемы попадания выхлопных газов в систему охлаждения, каждый из которых имеет свои особенности и применимость в зависимости от конкретной ситуации. Рассмотрим основные из них.

1. Проверка и замена прокладок

Одной из наиболее распространенных причин попадания выхлопных газов в систему охлаждения является повреждение прокладок головки блока цилиндров. В этом случае необходимо провести диагностику и, если будет выявлено повреждение, заменить прокладки. Это позволит восстановить герметичность и предотвратить дальнейшее смешивание жидкостей.

2. Устранение трещин в блоке цилиндров

Если причиной проблемы являются трещины в блоке цилиндров или головке блока, то потребуется более сложный ремонт. В некоторых случаях возможно использование специальных герметиков для временного устранения трещин, однако наиболее надежным решением будет замена поврежденных деталей. Это позволит избежать серьезных последствий, таких как перегрев двигателя или его поломка.

3. Проверка системы охлаждения

Важно также провести полную проверку системы охлаждения на наличие утечек и других неисправностей. Это включает в себя осмотр радиатора, шлангов и термостата. Убедитесь, что все компоненты системы находятся в исправном состоянии и не имеют повреждений, которые могут способствовать попаданию выхлопных газов.

4. Использование тестов на герметичность

Для более точной диагностики можно использовать специальные тесты на герметичность, которые помогут выявить наличие выхлопных газов в системе охлаждения. Эти тесты могут включать в себя использование специального оборудования, которое измеряет уровень угарного газа в охлаждающей жидкости. Если тест покажет наличие газа, это подтвердит проблему и необходимость ремонта.

5. Профилактические меры

Для предотвращения попадания выхлопных газов в систему охлаждения важно проводить регулярное техническое обслуживание автомобиля. Это включает в себя проверку состояния прокладок, шлангов и других компонентов системы. Также стоит следить за уровнем охлаждающей жидкости и состоянием двигателя в целом, чтобы вовремя выявлять и устранять потенциальные проблемы.

Следуя этим методам, можно значительно снизить риск попадания выхлопных газов в систему охлаждения и обеспечить надежную работу двигателя на протяжении длительного времени.

Вопрос-ответ

Как выхлопные газы могут попасть в систему охлаждения?

Причина попадания выхлопа в систему охлаждения — недостаточное количество антифриза. Если ОЖ недостаточно, она сильно перегревается. В результате начинается кипение и образуются воздушные пузырьки. Причиной недостаточности уровня является продолжительность использования, когда своевременная замена не производится.

Как выхлопные газы могут попасть в охлаждающую жидкость?

Образование пузырьков в расширительном бачке может быть признаком повреждения прокладки головки блока цилиндров. Это указывает на утечку продуктов сгорания или отработавших газов через головку в охлаждающую жидкость из-за повреждения прокладки головки блока цилиндров. В крайних случаях это может привести даже к переливу охлаждающей жидкости.

Как понять, что картерные газы попадают в систему охлаждения?

Если жидкость изменяет цвет на зелёный, это свидетельствует о наличии картерных газов в системе охлаждения. Если жидкость остается синей, проблемы с картерными газами отсутствуют, и следует искать причину в другой части двигателя или системы охлаждения.

Советы

СОВЕТ №1

Проверяйте систему охлаждения на наличие утечек. Регулярные проверки помогут выявить проблемы на ранней стадии и предотвратить попадание выхлопных газов в систему.

СОВЕТ №2

Используйте качественные компоненты при ремонте или замене системы охлаждения. Это снизит риск повреждений и попадания выхлопных газов, так как надежные детали лучше справляются с высокими температурами и давлением.

СОВЕТ №3

Следите за состоянием прокладок и уплотнений. Изношенные или поврежденные прокладки могут стать причиной попадания выхлопных газов в систему охлаждения, поэтому их регулярная замена — важная мера профилактики.

СОВЕТ №4

Обращайте внимание на симптомы проблем с системой охлаждения, такие как перегрев двигателя или появление белого дыма из выхлопной трубы. Эти признаки могут указывать на наличие выхлопных газов в системе охлаждения и требуют немедленного внимания.

Существует несколько методов устранения проблемы попадания выхлопных газов в систему охлаждения, каждый из которых имеет свои особенности и применимость в зависимости от конкретной ситуации. Рассмотрим основные из них.

Одной из наиболее распространенных причин попадания выхлопных газов в систему охлаждения является повреждение прокладок головки блока цилиндров. В этом случае необходимо провести диагностику и, если будет выявлено повреждение, заменить прокладки. Это позволит восстановить герметичность и предотвратить дальнейшее смешивание жидкостей.

Если причиной проблемы являются трещины в блоке цилиндров или головке блока, то потребуется более сложный ремонт. В некоторых случаях возможно использование специальных герметиков для временного устранения трещин, однако наиболее надежным решением будет замена поврежденных деталей. Это позволит избежать серьезных последствий, таких как перегрев двигателя или его поломка.

Важно также провести полную проверку системы охлаждения на наличие утечек и других неисправностей. Это включает в себя осмотр радиатора, шлангов и термостата. Убедитесь, что все компоненты системы находятся в исправном состоянии и не имеют повреждений, которые могут способствовать попаданию выхлопных газов.

Для более точной диагностики можно использовать специальные тесты на герметичность, которые помогут выявить наличие выхлопных газов в системе охлаждения. Эти тесты могут включать в себя использование специального оборудования, которое измеряет уровень угарного газа в охлаждающей жидкости. Если тест покажет наличие газа, это подтвердит проблему и необходимость ремонта.

Для предотвращения попадания выхлопных газов в систему охлаждения важно проводить регулярное техническое обслуживание автомобиля. Это включает в себя проверку состояния прокладок, шлангов и других компонентов системы. Также стоит следить за уровнем охлаждающей жидкости и состоянием двигателя в целом, чтобы вовремя выявлять и устранять потенциальные проблемы.

Следуя этим методам, можно значительно снизить риск попадания выхлопных газов в систему охлаждения и обеспечить надежную работу двигателя на протяжении длительного времени.

Ссылка на основную публикацию
Похожее