Катушка зажигания — важный элемент системы зажигания автомобиля, преобразующий низкое напряжение в высокое для искрообразования в свечах. Неправильная работа катушки может вызвать проблемы с запуском двигателя, его нестабильную работу и повышенный расход топлива. В статье рассмотрим типы катушек зажигания, их конструктивные особенности и методы проверки работоспособности катушки самостоятельно, что поможет своевременно выявить и устранить неисправности для надежной работы автомобиля.
Типы и особенности конструкции катушек зажигания
На автомобилях используются три основных типа катушек зажигания: классические, двухвыводные и индивидуальные. Классические катушки применяются в системах зажигания с распределителем, двухвыводные – в системах с прямой подачей напряжения на свечу, а индивидуальные – в системах, где на каждую свечу установлена отдельная катушка.
Все три типа катушек имеют схожую конструкцию, однако различия заключаются в некоторых деталях. Классическая катушка состоит из двух обмоток: первичной и вторичной. Вторая обмотка находится внутри первой. Основное отличие между ними заключается в количестве витков проволоки и диаметре проводов. Внутри обмоток располагается сердечник из ферромагнитного материала. Каждая обмотка имеет по два вывода: у первичной обмотки они служат для подачи напряжения от бортовой сети, а у вторичной один вывод является высоковольтным, а второй соединен с первичной обмоткой.
Вся конструкция помещена в герметичный корпус, а выводы выходят на крышку этого корпуса.
Двухвыводная катушка отличается от классической наличием двух сердечников: внутреннего, который находится внутри обмоток, и внешнего, расположенного над ними. Кроме того, у двухвыводной катушки есть два высоковольтных вывода вторичной обмотки вместо одного.
Индивидуальная катушка отличается тем, что высоковольтный вывод не располагается поверх первичной обмотки, а соединяется с наконечником, который надевается на вывод свечи.
Все эти катушки являются неразборными и не подлежат ремонту. Тем не менее, многие проблемы с силовой установкой могут быть связаны именно с этим элементом. Обрыв или замыкание обмоток может привести к сбоям в работе двигателя или даже к его полной неработоспособности.
Проверка катушки зажигания своими руками — задача, с которой может справиться даже начинающий автолюбитель. Эксперты рекомендуют начать с визуального осмотра: следует обратить внимание на наличие трещин, коррозии или повреждений проводов. Далее, для более точной диагностики, можно использовать мультиметр. Сначала измеряют сопротивление обмоток катушки, сравнивая полученные значения с заводскими характеристиками. Если они значительно отличаются, это может указывать на неисправность. Также полезно провести тест на искровую проводимость, подключив катушку к высоковольтному проводу и проверив наличие искры. Если искра отсутствует, катушка, скорее всего, требует замены. Такой подход позволяет сэкономить время и средства, а также повысить уверенность в исправности автомобиля.

Способы проверки катушки зажигания
Если работа силового агрегата вызывает нарекание, причиной этому могут быть проблемы с системой питания и зажигания. В этом случае проверка работоспособности катушки входит в перечень работ по выявлению неисправности.
| Метод проверки | Необходимые инструменты | Признаки неисправности |
|---|---|---|
| Визуальный осмотр | Фонарик, чистая ветошь | Трещины, оплавления, следы пробоя, коррозия контактов |
| Проверка сопротивления | Мультиметр | Отклонение от нормы (первичная обмотка: 0.3-1 Ом, вторичная: 5-20 кОм) |
| Проверка искры | Свечной ключ, запасная свеча зажигания, помощник | Отсутствие искры, слабая или прерывистая искра |
| Проверка напряжения | Мультиметр, осциллограф (опционально) | Низкое напряжение на первичной обмотке, отсутствие импульсов на вторичной |
| Проверка на пробой | Мегомметр (специализированный прибор) | Низкое сопротивление изоляции между обмотками или обмоткой и корпусом |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о проверке катушки зажигания своими руками:
-
Использование мультиметра: Один из самых простых способов проверить катушку зажигания — это использовать мультиметр. Измеряя сопротивление обмоток катушки, можно определить, работает ли она правильно. Обычно для первичной обмотки сопротивление должно быть в пределах 0,5-2 Ом, а для вторичной — от 6 до 15 кОм, в зависимости от модели.
-
Тест с помощью свечи зажигания: Если у вас нет мультиметра, можно провести простой тест с помощью свечи зажигания. Для этого нужно снять провод с катушки и подключить его к свече, затем заземлить свечу и прокрутить стартер. Если свеча искрит, значит, катушка работает. Если искры нет, возможно, проблема в катушке или других элементах системы зажигания.
-
Проверка на наличие трещин и повреждений: Визуальный осмотр катушки зажигания может дать много информации. Трещины, обгоревшие участки или признаки коррозии могут указывать на неисправность. Иногда достаточно просто очистить контакты или заменить поврежденные провода, чтобы восстановить работоспособность системы зажигания.
Эти методы помогут вам самостоятельно диагностировать состояние катушки зажигания и выявить возможные проблемы.
Первый способ: проверка на искру
Существует два метода самостоятельной проверки. Первый из них можно назвать мобильным, так как его можно осуществить даже в пути, однако он не обеспечит уверенности в том, что причина неисправности заключается именно в катушке.
Видео: Проверка катушки зажигания прямо на автомобиле
Данный способ не подразумевает наличие какого-либо специального оборудования. Все, что потребуется это наличие свечного ключа, пассатижей и исправной свечи накаливания. Данный инструмент должен быть в наличии всегда.
Итак, двигатель «завыпендривался», и есть подозрение, что из-за катушки. Чтобы выполнить проверку, нужно вначале осмотреть все соединения проводки, начиная с этого элемента и заканчивая свечами. При этом ключ зажигания должен быть переведен в положение «0», чтобы избежать поражения электричеством. Оно хоть и не смертельно, но неприятные ощущения может доставить.
После со свечи первого цилиндра нужно снять наконечник, и подсоединить к исправной свече. Затем наконечник нужно взять пассатижами и замассировать свечу. Для этого нужно прижать юбку свечи к любой металлической поверхности, не покрытой краской или другими материалами. Можно замассировать ее на двигатель.
Далее нужно попросить кого-то несколько раз провернуть коленвал стартером, то есть провернуть ключ зажигания в положение запуска двигателя.
При этом на катушку будет подаваться напряжение, она будет работать, выдавая высоковольтные импульсы, которые будут проявляться искрой между контактами свечи. Если искра яркая и имеет фиолетовый цвет – катушка полностью исправна. Слабая оранжевая искра будет указывать на возможные проблемы с ней или проводкой. Отсутствие ее может сигнализировать о неисправности катушки или обрыве цепи проводки.
Если нет исправной свечи с собой, можно воспользоваться той, что установлена на двигателе. Свеча выкручивается из головки свечным ключом, а дальше проверка производится по вышеуказанному способу. Но, здесь существует вариант, что сама свеча неисправна, поэтому проверку нужно будет делать на нескольких свечах, при этом желательно также менять и наконечники, то есть проверили две свечи наконечником первого цилиндра, затем сняли его со свечи другого цилиндра и снова сделали проверку. Это даст большую гарантию того, что проблема кроется в катушке.
На двигателе, который укомплектован индивидуальными катушками, проверку можно выполнить путем смены их расположения. То есть, катушка первого цилиндра устанавливается на второй, а со второго – на первый. Но менять нужно только катушки, проводка, идущая к ним, остается на своем цилиндре.

Второй способ: проверка путем замера сопротивления
Видео: Измеряем сопротивление катушки зажигания
Некоторые нюансы по поводу такой проверки двухвыводной и индивидуальной катушек. При замере сопротивления вторичной обмотки двухвыводной катушки разницы, на каком из выводов делалась проверка – нет. Конструктивно она сделана так, что на оба вывода подается один импульс.
Но следует учитывать, что для 4-цилиндровых моторов может использоваться блок, состоящий из двух таких катушек, поэтому лучше производить проверку на всех центральных выводах.
Что касается проверки индивидуальной катушки, то при проверке первичной обмотки щупы подсоединяются к двум боковым выводам, в месте, где подсоединяется фишка с проводами.
А при измерении сопротивления вторичной обмотки нельзя перепутывать полярность. Обычно в мультиметрах щупы окрашены в красный и черный цвета. При проверке второй обмотки. Черный щуп подсоединяется к центральному выводу на фишке, а красный – к стержню наконечника, который надевается на свечу.
Более точная проверка этого элемента производится при помощи специального оборудования. Но поскольку он является неремонтируемым, то особой надобности в такой проверке нет, достаточно будет выполнить и два описанных метода, и если катушка неисправна, то она заменяется и все.

Вопрос-ответ
Как проверить, рабочая катушку или нет?
При наличии неисправности в катушке следует измерить сопротивление первичной и вторичной обмоток с помощью омметра. Если есть отклонение от нормы, катушку меняют. Катушку зажигания также можно проверить с помощью омметра с 10 МОм входным сопротивлением.
Как проверить питание на катушку зажигания?
Подключите черный провод мультиметра к отрицательной клемме, а красный провод – к положительной. Включите режим определения сопротивления — оно должно быть от 0,5 до 2 Ом. Если значение выходит за эти пределы, катушка может быть неисправна. Затем измерьте напряжение — нормальное значение находится в пределах 10-15 В.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом проверки катушки зажигания убедитесь, что у вас есть необходимые инструменты: мультиметр, отвертка и изолента. Это поможет вам быстро и эффективно провести диагностику.
СОВЕТ №2
Проверьте сопротивление катушки зажигания с помощью мультиметра. Сначала отключите катушку от автомобиля, затем измерьте сопротивление между выводами. Сравните полученные значения с рекомендациями производителя, чтобы определить, исправна ли катушка.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на визуальные признаки повреждений. Проверьте катушку на наличие трещин, коррозии или обгоревших участков. Если вы заметили какие-либо повреждения, это может указывать на необходимость замены катушки.
СОВЕТ №4
После проверки катушки зажигания, не забудьте протестировать ее в работе. Установите катушку обратно и запустите двигатель. Обратите внимание на его работу: если двигатель работает нестабильно или возникают перебои, возможно, катушка нуждается в замене.