Зимой работа печки становится критически важной для комфорта водителя и пассажиров. Иногда печка начинает плохо греть, что приводит к запотеванию стекол и дискомфорту. В этой статье рассмотрим основные причины, по которым печка может не справляться с задачей, и предложим советы по их устранению. Эти знания помогут быстро выявить проблему и вернуть тепло в салон автомобиля.
Устройство системы обогрева салона
Сначала давайте разберемся в устройстве системы отопления салона автомобиля. Для обеспечения тепла в салоне с минимальными изменениями в конструкции используется жидкостная система охлаждения двигателя. Оптимальная температура для работы двигателя составляет 80-90 градусов Цельсия, и именно в этом диапазоне система охлаждения поддерживает нужный уровень, отводя избыточное тепло с помощью охлаждающей жидкости. Антифриз, находящийся в системе, сильно нагревается, и для его охлаждения он проходит через радиатор, который отдает тепло в окружающую среду.
На основе принципа отвода избыточного тепла из двигателя была разработана система отопления в салоне. Инженеры добавили еще один небольшой радиатор в систему охлаждения и разместили его под передней панелью. Таким образом, охлаждающая жидкость, циркулируя по системе, попадает в радиатор, установленный в салоне, где частично передает тепло.
Для повышения эффективности работы печки под радиатором был установлен электродвигатель с вентилятором, который принудительно прогоняет воздух через соты радиатора, позволяя ему лучше нагреваться и передавать тепло в салон.
Основные элементы системы отопления салона – это радиатор и вентилятор. Однако печка должна работать только по мере необходимости, а не постоянно. Для решения этой задачи применяются два подхода: установка перекрывающих кранов или заслонки, которая изолирует радиатор от салона.
Кроме того, необходимо управлять системой отопления: увеличивать поток воздуха, направлять горячие потоки в нужные зоны, а также включать и отключать обогрев. Для этого в систему включены механизмы управления обогревателем, которые расположены на передней панели.
Таким образом, конструкция печки включает в себя:
- радиатор;
- вентилятор;
- воздуховоды, по которым воздух направляется в определенные зоны;
- механизмы управления.
Важно отметить, что не только неисправности системы отопления могут вызывать проблемы, но и другие системы автомобиля могут влиять на работу печки. Начнем мы с радиатора печки.
Основные причины, по которым автомобильная печка может плохо греть, можно разделить на три категории:
- Проблемы с радиатором печки.
- Неисправности в механизме управления печкой.
- Проблемы с системой вентиляции и охлаждения.
Теперь рассмотрим эти неисправности более подробно.
Если в автомобиле плохо греет печка, эксперты рекомендуют в первую очередь проверить уровень охлаждающей жидкости. Низкий уровень может привести к недостаточному прогреву системы. Также стоит обратить внимание на состояние термостата: если он заедает в открытом положении, двигатель не будет нагреваться до нужной температуры.
Другим важным аспектом является состояние радиатора печки. Если он забит или загрязнен, это может существенно снизить эффективность обогрева. В таком случае может потребоваться его промывка или замена.
Не стоит забывать и о системе вентиляции. Плохая циркуляция воздуха может быть связана с неисправностью вентиляторов или забитыми фильтрами. Регулярное техническое обслуживание и диагностика помогут избежать подобных проблем и обеспечат комфорт в салоне автомобиля.

Неисправности радиатора печки
Радиатор печки – один из главных элементов системы обогрева, и одна из самых частых причин слабой производительности. Сам радиатор – небольшой по размерам, а значит, и его трубки, по которым движется охлаждающая жидкость, небольшого диаметра. При этом в них часто устанавливаются кавитационные ленты, которые хоть и обеспечивают лучшую теплоотдачу, но уменьшают пропускную способность.
| Причина неисправности | Симптомы | Решение |
|---|---|---|
| Низкий уровень охлаждающей жидкости | Печка дует холодным воздухом, двигатель перегревается | Долить охлаждающую жидкость до нужного уровня, проверить систему на утечки |
| Завоздушивание системы охлаждения | Печка дует холодным воздухом, слышны булькающие звуки из-под капота | Удалить воздух из системы охлаждения (прокачать систему) |
| Неисправность термостата | Печка дует холодным воздухом, двигатель долго прогревается или перегревается | Заменить термостат |
| Засорение радиатора отопителя | Печка дует холодным воздухом, поток воздуха слабый | Промыть или заменить радиатор отопителя |
| Неисправность помпы (водяного насоса) | Печка дует холодным воздухом, двигатель перегревается, слышен шум из-под капота | Заменить помпу |
| Неисправность заслонки отопителя | Печка дует холодным воздухом, регулировка температуры не работает | Проверить и отремонтировать привод заслонки |
| Неисправность вентилятора отопителя | Печка не дует совсем или дует очень слабо | Проверить предохранитель, моторчик вентилятора, резистор |
| Засорение салонного фильтра | Поток воздуха из печки слабый, неприятный запах | Заменить салонный фильтр |
| Неисправность блока управления климатом | Печка не работает или работает некорректно | Провести диагностику, отремонтировать или заменить блок управления |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о том, что делать, если в автомобиле плохо греет печка:
-
Проверка уровня антифриза: Один из самых распространенных факторов, влияющих на работу печки, — это недостаток антифриза в системе охлаждения. Если уровень жидкости низкий, это может привести к тому, что теплообменник не будет получать достаточное количество горячей жидкости. Регулярная проверка и доливка антифриза могут значительно улучшить работу печки.
-
Засорение радиатора печки: Со временем радиатор печки может забиваться грязью и отложениями, что препятствует нормальному потоку горячей жидкости. Промывка системы охлаждения и радиатора печки может восстановить их эффективность. Это может быть особенно актуально для автомобилей с большим пробегом.
-
Работа термостата: Термостат отвечает за регулирование температуры двигателя и, соответственно, за подачу горячей жидкости в печку. Если термостат заедает в открытом положении, двигатель может не достигать рабочей температуры, и печка будет плохо греть. Замена термостата может решить эту проблему и улучшить обогрев салона.
1. Засорение радиатора
Конструкция радиатора достаточно проста, и с ним, по сути, не может произойти ничего, кроме как пробития. Однако жидкость в системе охлаждения, циркулируя, контактирует с различными поверхностями и вступает с ними в реакцию, что приводит к образованию осадка. Этот осадок оседает везде, особенно в тех местах, где движение жидкости замедляется, например, в радиаторе отопителя, так как его пропускная способность невелика. В результате сильное загрязнение системы охлаждения может привести к тому, что радиатор обогревателя забивается, и жидкость не может свободно проходить через него, что мешает передаче тепла.
Существует два способа решения этой проблемы: можно попробовать промыть радиатор или заменить его. Однако для промывки лучше обратиться к профессионалам. Дело в том, что радиаторы часто изготавливаются из меди или латуни, а их составные части спаиваются между собой. Для качественной промывки необходимо разобрать радиатор, чтобы тщательно очистить трубки, а затем снова спаять их.
Замена радиатора может показаться более простой задачей, но оригинальные латунные или медные радиаторы отопителей обычно имеют довольно высокую стоимость.
Видео: Почему плохо греет печка в автомобиле?
https://youtube.com/watch?v=dEyaFIRpU0w
2. Завоздушивание системы
Вторая причина, по которой отопление может работать неэффективно, заключается в наличии воздушных пузырей в радиаторе. Это явление часто возникает после замены охлаждающей жидкости. Радиатор является самой высокой точкой в системе охлаждения, и во время замены антифриза не всегда удается полностью удалить воздух из него.
Чтобы устранить эту проблему, на некоторых автомобилях предусмотрена специальная заливная пробка, расположенная выше радиатора печки. После замены тосола достаточно открыть эту пробку, долить жидкость в радиатор и выпустить воздух, а затем запустить двигатель на несколько минут, чтобы антифриз равномерно распределился по системе.
Если такой заливной пробки нет, можно попробовать удалить воздух из радиатора, установив переднюю часть автомобиля на подъем, чтобы моторный отсек оказался выше уровня радиатора печки. Затем следует интенсивно прокачать жидкость по системе.
Неисправности в механизмах управления печкой
Частая проблема с плохо работающей печкой возникает из-за крана перекрытия подачи антифриза в радиатор. Он просто может заклинить в закрытом или полуоткрытом положении, из-за чего жидкость не будет доходить к радиатору.
В процессе обслуживания системы обогрева салона обязательно следует проверить работоспособность крана. Если же он заклинил, его можно попробовать разработать или же просто заменить.
Немного по механизму управления. При помощи рычагов или ползунков на панели посредством тросов осуществляется открытие и закрытие крана или заслонки, а также перенаправляются потоки воздуха. Так вот, если наконечник троса соскочит с крана или заслонки, то нарушается управление. Устранить все можно, просто установив наконечник обратно.
Видео: Плохо дует печка?

Система вентиляции и охлаждения
Пройдемся по тем системам, которые могут повлиять на производительность печки. Первой из них является система вентиляции салона.
В зимний период при помощи заслонок перекрывается подача воздуха в салон извне. Но со временем уплотнители этих заслонок изнашиваются, из-за чего они начинают пропускать холодный воздух. А поскольку он проходит по тем же воздуховодам, что разогретый от радиатора печки воздух, то эти потоки смешиваются. В результате воздух сильно охлаждается. Решается эта проблема просто заменой уплотнителей на заслонках системы вентиляции салона.
На работу обогревателя салона в значительной мере влияет система охлаждения силовой установки, поскольку она обеспечивает печку носителем тепла.
Значительно снизить эффективность системы обогрева салона может термостат. Если он заклинит в открытом положении, то жидкость будет постоянно циркулировать по большому кругу. При низкой температуре окружающей среды, охлаждение антифриза будет проходить очень быстро. То есть, жидкость просто не сможет разогреться до высокой температуры, а значит, и отдать большое количество тепла в салон у нее не получится. Из-за этого печка будет дуть слабо разогретым воздухом.
Проверить работоспособность термостата несложно. Проверка делается на холодном двигателе. Его нужно запустить, и сразу же пойти взяться за патрубок, ведущий к радиатору от термостата. При исправном термостате жидкость на радиатор пойдет только после достижения оптимальной температуры мотора. Если же тепло в патрубке чувствуется еще до прогрева установки, термостат, скорее всего, заклинил в открытом положении.
Бывает так, что печка не греет из-за воздушных пробок. Но после их удаления печка через некоторое время снова начинает дуть холодным воздухом из-за тех же пробок. Это является сигналом серьезной проблемы с двигателем – пробоем прокладки ГБЦ, из-за чего антифриз попадает в цилиндры. А поскольку радиатор – наивысшая точка в системе, то в первую очередь оттуда уйдет жидкость и появятся пробки. Решается все это только заменой прокладки.
Здесь мы попытались рассмотреть все основные причины того, что печка греет слабо. И если вы отметили, что эффективность работы обогревателя вашего авто снизилась, то лучше уже сейчас приступать к поиску причины этой неисправности и ее устранению, ведь зимой это сделать будет значительно хуже.
Проверка термостата и его состояния
Термостат – это ключевой элемент системы охлаждения двигателя, который отвечает за поддержание оптимальной температуры работы двигателя и, соответственно, за эффективность работы печки. Если термостат заедает в закрытом положении, это может привести к недостаточному прогреву охлаждающей жидкости, что, в свою очередь, негативно сказывается на работе печки.
Первым шагом в проверке термостата является визуальный осмотр. Убедитесь, что на нем нет видимых повреждений, коррозии или утечек. Если термостат выглядит подозрительно, его стоит заменить, даже если он не вызывает явных проблем.
Следующий этап – это проверка работы термостата. Для этого необходимо прогреть двигатель до рабочей температуры. При этом следует следить за температурой охлаждающей жидкости. Если термостат функционирует правильно, то после достижения определенной температуры (обычно около 85-90 градусов Цельсия) он должен открываться, позволяя охлаждающей жидкости циркулировать через радиатор. Если температура продолжает расти, а термостат не открывается, это свидетельствует о его неисправности.
Также стоит обратить внимание на то, как быстро печка начинает греть воздух. Если печка начинает работать только через длительное время после запуска двигателя, это может указывать на проблемы с термостатом. В идеале, теплый воздух должен появляться в салоне автомобиля в течение нескольких минут после запуска.
Если вы подозреваете, что термостат неисправен, его следует заменить. Замена термостата – это относительно простая процедура, которую можно выполнить самостоятельно, если у вас есть базовые навыки работы с автомобилем. Однако, если вы не уверены в своих силах, лучше обратиться к специалисту.
Не забывайте, что после замены термостата необходимо проверить уровень охлаждающей жидкости и, при необходимости, долить ее до нужного уровня. Также стоит обратить внимание на состояние радиатора и шлангов, так как они могут влиять на общую эффективность системы отопления.
Вопрос-ответ
Почему в машине слабо греет печка?
Есть несколько основных причин плохой работы печки: это загрязнение радиатора печки и всей системы охлаждения, неисправный термостат, завоздушивание радиатора печки, забит салонный фильтр, плохая работа помпы системы охлаждения.
Как понять, забит радиатор печки или нет?
Как понять, что забит радиатор печки? Основные признаки забивания – это когда холодный или еле теплый воздух заходит в салон, что сопровождается запотеванием стекол и появлением запаха охлаждающей жидкости в салоне. Если вы обнаружите эти признаки, рекомендуется проверить радиатор на забивание.
Почему печка в авто еле дует?
Недостаточное количество охлаждающей жидкости в системе. Причины, по которым ОЖ может уходить из системы: негерметичность патрубков, выпаривание из-за перегрева, неисправность прокладки головки блока цилиндров или теплообменника.
Советы
СОВЕТ №1
Проверьте уровень антифриза. Низкий уровень охлаждающей жидкости может привести к недостаточному прогреву печки. Убедитесь, что антифриз находится на нужном уровне и при необходимости долейте его.
СОВЕТ №2
Очистите радиатор печки. Со временем в радиаторе могут накапливаться грязь и отложения, что препятствует нормальному теплообмену. Проведите его промывку или обратитесь к специалистам для профессиональной очистки.
СОВЕТ №3
Проверьте термостат. Если термостат заедает в открытом положении, двигатель не будет достигать рабочей температуры, что негативно скажется на работе печки. Убедитесь, что термостат функционирует правильно и при необходимости замените его.
СОВЕТ №4
Обратите внимание на работу вентилятора печки. Если вентилятор не включается или работает слабо, это может быть причиной плохого прогрева. Проверьте предохранители и реле, а также состояние самого вентилятора.
Термостат – это ключевой элемент системы охлаждения двигателя, который отвечает за поддержание оптимальной температуры работы двигателя и, соответственно, за эффективность работы печки. Если термостат заедает в закрытом положении, это может привести к недостаточному прогреву охлаждающей жидкости, что, в свою очередь, негативно сказывается на работе печки.
Первым шагом в проверке термостата является визуальный осмотр. Убедитесь, что на нем нет видимых повреждений, коррозии или утечек. Если термостат выглядит подозрительно, его стоит заменить, даже если он не вызывает явных проблем.
Следующий этап – это проверка работы термостата. Для этого необходимо прогреть двигатель до рабочей температуры. При этом следует следить за температурой охлаждающей жидкости. Если термостат функционирует правильно, то после достижения определенной температуры (обычно около 85-90 градусов Цельсия) он должен открываться, позволяя охлаждающей жидкости циркулировать через радиатор. Если температура продолжает расти, а термостат не открывается, это свидетельствует о его неисправности.
Также стоит обратить внимание на то, как быстро печка начинает греть воздух. Если печка начинает работать только через длительное время после запуска двигателя, это может указывать на проблемы с термостатом. В идеале, теплый воздух должен появляться в салоне автомобиля в течение нескольких минут после запуска.
Если вы подозреваете, что термостат неисправен, его следует заменить. Замена термостата – это относительно простая процедура, которую можно выполнить самостоятельно, если у вас есть базовые навыки работы с автомобилем. Однако, если вы не уверены в своих силах, лучше обратиться к специалисту.
Не забывайте, что после замены термостата необходимо проверить уровень охлаждающей жидкости и, при необходимости, долить ее до нужного уровня. Также стоит обратить внимание на состояние радиатора и шлангов, так как они могут влиять на общую эффективность системы отопления.
