Бэушная резина: как узнать возраст шины и чем грозит езда на старых покрышках?
Если кто-то считает, что использование бэушных шин — прерогатива украинских водителей, для которых новый комплект резины сегодня – это целое состояние, знайте, что это не так. Жители других стран тоже ездят на «лысых» покрышках.
Изначальное заблуждение заключается в том, что покупатели определяют состояние резины глубиной протектора, забывая о том, что качество резиновой смеси в шинах с каждым годом ухудшается.
Для тех, кто проезжает в год по 20-30 тысяч километров, проблема старения резины неактуальна – покрышки износятся быстрее, чем резиновая смесь придет в негодность. Но если вы проезжаете не больше 10 тысяч километров ежегодно, старение шин может стать для вас актуальной проблемой. Впрочем, запаски, которая может никогда не использоваться, это тоже касается.
Как определить возраст шины?
2
Все покрышки, изготовленные после 2000 года, имеют четырехзначный цифровой код, следующий за надписью DOT, расположенной на боковине шины. Первые две цифры обозначают неделю, вторые – год выпуска шины. Например, код 0103 говорит, что покрышка произведена на 1-й неделе 2003 года.
3
В компании Michelin говорят, что, хотя и существуют специальные составы, призванные замедлить процесс старения резины, полностью нейтрализовать воздействие времени невозможно.
4
Почему нельзя ездить на старых шинах?
Каждая шина имет свой срок службы. Обычно водители стараются менять шины после выработки протектора. В среднем это происходит через 4-5 лет. Однако не все автомобили эксплуатируются столь интенсивно, и некоторые шины остаются с глубокими канавками и грунтозацепами даже через 5-7 лет эксплуатации. Как долго допускается ездить на таких покрышках и что с ними может приключиться в пути?
Старение шины
Со временем резина шины теряет свои свойства, причем это не зависит от пробега. Она подвергается воздействию солнечной радиации, ударов от неровностей, вступает в реакцию с антигололедными реагентами, тоннами выливаемыми на дороги. Эластичность резины падает, образуются трещинки, которые становятся очагами повышенного износа. В них проникают химикаты, которые способствуют еще большим повреждениям уже внутренних слоев покрышки. Вода и химия достигают нитей корда, которые сначала намокают, а потом гниют и рвутся.
Обычно проходит 5-7 сезонов, пока резина не достигнет крайней степени износа. Затем начинаются проблемы. Испревшее покрытие не может сопротивляться мелким острым предметам, которые показываются из-под снега на дорогах весной . Небольшой наезд на кусок стекла или на изогнутый гвоздь приводит к проколам или к порезам. Новая покрышка сопротивляется им гораздо лучше.
Еще хуже, когда старое «задубевшее» колесо попадает в яму с острыми краями. Даже при небольшом ударе покрышка рискует получить внутренние повреждения. Нити старого корда рвутся, защитный слой сминается, и через трещины в резине просачивается воздух. Грыжа не формируется, однако появляется длинная зона повреждений, пропускающих воздух сразу в нескольких местах.
Ставить заплатку бесполезно, но заделать мелкие дырки можно с помощью жгутиков. Хотя держаться они будут недолго. Множество пропускающих воздух трещин — прямая причина для срочной замены шины.
Как узнать срок изготовления шины?
Обычно изготовители шин определяют срок службы своей продукции в 5-6 лет. Michelin заявляет о 10-летнем сроке гарантированной эксплуатации, Nokian тоже. Причем началом службы считается не дата продажи, а дата изготовления. Между этими двумя событиями иногда проходит более полугода.
Если покрышка пролежала целый год в хранилище, то все равно считается, что ее характеристики уже не такие, как у новой.
Узнать возраст покрышки можно по выбитой на боковинах маркировке. Можно встретить обозначение типа «YYY2018». Здесь последние 4 цифры сообщают покупателю, что изделие выпущено с конвейера на 20-й неделе 2018 года.
С 2019 года была введена новая система контроля за производством продукции с помощью кодов DataMatrix. По ним можно посмотреть, когда ввезен или произведен товар, определить страну-изготовителя и т. д.
Требования к шинам
Требования к эксплуатации зимних шин содержатся в Техническом регламенте Таможенного союза, а также в приложении к ПДД под названием «О допуске транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». В пункте 5.1 приведены подробные требования к состоянию шин.
Средняя глубина канавок протектора новой летней автошины должна составлять 8 мм. У зимней она немного больше и превышает 10-12 мм.
Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных литерами M+S, M&S, M S должна составлять не менее 4 мм. Эта маркировка еще указывает легковой тип колес.
Минимальная глубина протектора летних шин для различных категорий транспортных средств должна составлять:
- для категорий L — 0,8 мм;
- для категорий N2, N3, O3, O4 — 1 мм;
- для категорий M1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;
- для категорий M2, M3 — 2 мм.
Также не допускается ездить на изодранных шинах, то есть с боковыми повреждениями, похожими на раковины. Часто такие повреждения наносятся и при проезде участков дорожных работ, где слои асфальта снимались фрезами. При ударах у них велика вероятность образования грыж. Такие колеса придется заменить на новые вне зависимости от того, держат они давление или нет.
Частый вопрос: Можно ли ездить на старых шинах?
Ездить на шинах, в общем-то, можно и после того, как их срок хранения истечет. Однако технические характеристики покрышек станут хуже. Даже если резина просто лежит в гараже либо вы ездите на машине не много, шины все равно будут стареть. Ведь резина подвергается воздействию химических и физических процессов.
Можно ли ездить на резине которой 10 лет?
Ведь все указанные цифры — рекомендованные, но никто не обязывает водителя заменять покрышки, даже и через пятнадцать лет, главное, чтобы они были не изношены. Однако сами производители рекомендуют заменять покрышки возрастом 10 лет, а в большинстве случаев покрышки приходят в негодность через 6-8 лет эксплуатации.
Можно ли ездить на 8 летней резине?
Согласно российским требованиям (ГОСТ 4754-97), эксплуатационный срок службы шин легковых автомобилей составляет 5 лет с момента изготовления. А к примеру, компания Continental в рекомендациях указывает, что все шины автомобиля (включая запаску) старше 10-летнего возраста следует заменить новыми.
Сколько лет можно ездить на одной летней резине?
Срок годности (хранения в надлежащих условиях, в течение которого шина, не бывшая в эксплуатации, сохраняет свои эксплуатационные свойства) – 5 лет с даты производства шины. Как видно из комментария, на одном комплекте шин теоретически можно проездить 10 лет – при условии, что они не попортились от внешних воздействий.
Чем плоха старая резина для автомобиля?
Неизношенные, но с давним сроком изготовления, автомобильные шины увеличивают риск автолюбителя пополнить печальную статистику ДТП, вызванных внезапно лопнувшим колесом. Повторимся, срок службы автомобильных покрышек исчисляется со дня изготовления, а не со дня начала эксплуатации.
Можно ли ездить на резине которой 12 лет?
Закон Российской Федерации определяет гарантийный срок службы автопокрышек. Согласно ГОСТ 4754-97, а также ГОСТ 5513, этот период составляет 5 лет с момента, когда резина была изготовлена. Однако для автошин самое важное — это качество изделия, а не долгий срок службы.
Можно ли покупать шины старше 3 лет?
В соответствии со стандартами и здравым смыслом можно абсолютно спокойно покупать новые шины, которые выпущены 3-4 года назад. Производитель устанавливает гарантийный срок. Обычно это 5 лет. Срок эксплуатации может быть гораздо дольше.
Можно ли ездить на 13 летней резине?
В техническом регламенте Таможенного союза прописан запрет на езду на резине этого типа в летние месяцы. То есть ее нельзя ставить на автомобиль в июне, июле и августе. Прямого запрета на зимнюю резину скандинавского типа или, как ее называют в народе, «липучку» не существует.
Сколько ходят шины Мишлен?
Если шины не были заменены на протяжении 10 лет с даты выпуска, Мишлен рекомендует, в качестве меры предосторожности, заменить их на новые. Даже если внешне они выглядят исправно и не использовались до уровня индикатора износа рисунка протектора.
Как долго можно ездить на шинах?
Срок годности шин
Согласно российскому законодательству (ГОСТ 5513, ГОСТ 4754-97) эксплуатационный срок службы шин составляет 5 лет со дня изготовления.
Сколько лет можно ездить на зимних шинах?
В целом зимняя покрышка при нормальной езде без экстремальных нагрузок способна проработать около 6-ти сезонов. Европейские зимние колеса известных производителей обычно ходят 50 000-60 000 км. Шины отечественных брендов — 20 000-40 000 км, а японские — 50 000-80 000 км.
Когда резина считается старой?
Покрышки, которые провели на складе год или два уже считаются старыми, а потому не пользуются спросом.
Почему нельзя использовать старые шины?
Вредны же старые шины тем, что от них идёт постоянное испарение таких вредных и канцерогенных веществ, как бензопирен, диоксин, фуран. Опасна и высокотоксичная пыль от шин. Они разлагаются около 100 лет и за это время наносят большой вред природе и человеку.
Можно ли покупать резину которой 5 лет?
Резина меняется по-любому МАКСИМУМ после двух сезонов использования. И дело вовсе не в том, как они давление держат. Дело в эластичности (химических и физических свойствах), глубине и равномерности протектора. Даже новую, НЕ-Б/У резину брать не надо, если она лет пять на складе пролежала.
Чем опасны старые шины. Стоит ли покупать покрышки с возрастом и пробегом?
Желание сократить расходы на «обувку» своего «железного коня» приводит к тому, что автолюбитель выбирает автомобильную резину подешевле — от подделок неизвестных брендов, до шин с пробегом. Главное, чтобы состояние протектора отвечало требованиям ПДД. Вместе с тем, автомобильные шины это явно не то, на чем следует экономить, поскольку, уменьшая расходы на них, мы серьезно рискуем собственным здоровьем и даже жизнью.
Прежде чем вы решите купить автомобильную резину «с возрастом», бывшую в употреблении или даже новёхонькую, но хранившуюся лет десять на складе, задумайтесь о том, какова её роль в обеспечении надежности и безопасности управления автомобилем.
«Новая старая» шина — опасное приобретение
Речь не об изношенных покрышках, а именно о старых шинах, неиспользуемых долгое время. К огромному сожалению, автомобильные шины зачастую является предметом экономии, причем экономии неоправданной и неуместной. А ведь старые шины на автомобиле опасны для жизни водителя и пасажиров ничуть не меньше, чем «лысая» резина в гололёд.
Как известно, автомобильные шины делаются из резины. Автомобильная резина является достаточно сложным соединением химических элементов, которые весьма устойчивы, но отнюдь не защищены от воздействия внешних факторов. Солнечные лучи, воздух, перепады температур медленно, но верно разлагают резину на химические элементы, ослабляя связи между ними.
Вспомните резина со временем «дубеет», её потребительские свойства ухудшаются. Причем одинаково справедливо это правило, даже если шины хранятся на складе и не эксплуатируются. Неизношенные, но с давним сроком изготовления, автомобильные шины увеличивают риск автолюбителя пополнить печальную статистику ДТП, вызванных внезапно лопнувшим колесом.
Повторимся, срок службы автомобильных покрышек исчисляется со дня изготовления, а не со дня начала эксплуатации.
Если купить автомобильную резину новую и приемлемого качества, то скорость и момент начала активного протекания этих процессов значительно отодвигаются по времени.
Шины с пробегом стареют не по дням, а по часам
При эксплуатации шины процессы её старения многократно ускоряются. Причина опять же в перепадах температур, влажности, химических реагентах, коими изобилуют наши улицы, а также в стиле езды. Кстати, стиль вождения не зря назван среди негативных факторов, вызывающих быстрый износ резины. Страдают автомобильные шины от высокой скорости движения, резкого торможения, перегрузки автомобиля, несоблюдения рекомендованного давления в шинах, несвоевременного использования сезонных шин и других особенностей, которыми грешат автолюбители.
Купить автомобильную резину с пробегом, у которой уже началась потеря эластичности и упругости, значит получить меньшее сцепление с дорожным покрытием, увеличенный тормозной путь, худшую управляемость и склонность к заносу со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вот почему автомобильная резина с пробегом — это всегда товар ненадлежащего качества.
Какой срок жизни у автомобильных шин
Предельные сроки жизни автошин в каждой стране свои. У автомобильной резины российского производства — до 5 лет. В развитых странах Азии и Европы пределом считается 3 года с момента производства шины. Заметьте, речь опять же идет не о сроке эксплуатации, а о «возрасте» шины. По заявлению экспертов из Германии, шина старше 3 лет, даже не имеющая пробега, т.е. просто хранившаяся на складе, уже не может считаться новой.
Как вы думаете, куда обычно деваются «старые» нереализованные шины? Правильно, они сплавляются предприимчивыми дельцами по сниженным ценам на рынки третьих стран, где на качество реализуемой продукции смотрят сквозь пальцы. Почему? Да потому что экспортировать авторезину намного дешевле и выгоднее, чем отдать на утилизацию. А в третьих странах всегда найдутся желающие купить эти «новые старые» шины.
Как узнать возраст (дату изготовления) покрышки ?
Дата изготовления шины наносится в виде рельефной маркировки на боковой поверхности изделия.
Дата изготовления покрышки представлена 4-мя цифрами, обведёнными овалом. Первые две цифры — неделя, вторые две цифры — год «рождения» авторезины. Так например, если на шине указано «2501», то дата изготовления шины — июль (25-я неделя) 2001 года.
Итак, теперь вы знаете, как по маркировке шины определить её возраст, а также про опасности, которые таит в себе старая авторезина. Чтобы избежать неприятностей, начинающихся обычно словами «развернуло», «понесло» и т.п. и заканчивающихся скупой строкой в милицейской сводке «не справился с управлением», не экономьте на автомобильной резине. Купите для своей «ласточки» действительно НОВЫЕ ШИНЫ и… Удачи на дорогах!