Кроссоверы и внедорожники — два типа автомобилей, которые часто путают из-за схожего внешнего вида и универсальности. Однако между ними есть важные отличия в конструкции, назначении и характеристиках. В этой статье мы рассмотрим, чем кроссоверы отличаются от внедорожников, а также выделим их общие черты. Понимание этих различий поможет вам сделать осознанный выбор при покупке автомобиля, учитывая ваши потребности.
Чем отличается настоящий внедорожник от кроссовера? О главных различиях
Различия можно наблюдать в характеристиках конструкции и форме кузова, функциональных возможностях трансмиссии, а также в наличии или отсутствии дополнительных инструментов для внедорожья и других аспектах.
Эксперты в области автомобилестроения отмечают, что основное различие между кроссовером и внедорожником заключается в их конструкции и предназначении. Кроссоверы, как правило, строятся на платформе легковых автомобилей и имеют более легкую конструкцию, что обеспечивает лучшую экономию топлива и комфорт на асфальтированных дорогах. Они часто оснащены передним приводом и имеют меньшие возможности для преодоления сложных бездорожий.
Внедорожники, напротив, создаются для активного использования в сложных условиях. Они обладают более прочной рамной конструкцией, полным приводом и увеличенным клиренсом, что позволяет им успешно справляться с трудными маршрутами и препятствиями. Таким образом, выбор между кроссовером и внедорожником зависит от потребностей водителя: если приоритетом является комфорт в городе, то кроссовер будет оптимальным вариантом, в то время как для любителей активного отдыха и путешествий по бездорожью лучше подойдет внедорожник.

1. Система полного привода
Во внедорожниках используется «честная» система AWD, то есть все колёса постоянно подключены к двигателю. Называется «full-time». Более эффективная на пересечённой местности, особенно в труднопроходимых болотах и грязи, по сравнению с «part-time» и «torque on-demand» у кроссоверов.
Настоящая внедорожная трансмиссия должна иметь блокировку межосевого дифференциала. Она обеспечивает возможность вращения ведущих осей машины с разными скоростями. Система повышает проходимость ТС. В современных внедорожниках работает в ручном или автоматическом режиме.
«Torque on-demand» – усовершенствованная система полного привода для городской эксплуатации. Имеет электронное управление с автоматическим перераспределением крутящего момента. В более дорогих автомобилях (например, Audi и BMW) быстродействующие мини-компьютеры собирают следующую информацию с многочисленных датчиков:
- угол поворота рулевого колеса;
- крен кузова;
- скорость движения;
- тип дорожного покрытия и т.д.
На основе собранных и проанализированных данных в автоматическом режиме регулируется соотношение крутящего момента между передней и задней осями. В наиболее функциональных полноприводных системах возможна переброска различной мощности на колёса одной оси.
Система «torque on-demand» лучше проявляет себя в городских режимах. Автомобиль стабильнее и устойчивее на асфальте. Ещё одно преимущество заключается в высокой топливной экономичности.
Однако на серьёзном бездорожье могут возникнуть трудности. Система полного привода «по требованию» не всегда корректно реагирует на добавление тяги (нажатие педали газа). Более того, водителю приходится ловить момент включения режима 4х4, что затрудняет преодоление препятствий.
Понижающая передача – ещё один важный инструмент в арсенале настоящего внедорожника. Позволяет медленнее крутиться колёсам при высоких оборотах силового агрегата. Улучшает проходимость машины, способствует беспрепятственному подъёму на крутые склоны.
Понижающая передача имеет передаточное число. Чем оно выше, тем более хорошими тяговыми характеристиками и ездовыми качествами на бездорожье обладает автомобиль. Высокое передаточное число также позволяет крутить в труднопроходимых местах более крупные «грязевые» покрышки (устанавливаются в ходе тюнинга) со специальным протекторным рисунком.
| Характеристика | Кроссовер | Внедорожник |
|---|---|---|
| Конструкция кузова | Несущий кузов (монокок) | Рамная конструкция |
| Проходимость | Умеренная, для легкого бездорожья и города | Высокая, для серьезного бездорожья |
| Привод | Чаще полный, но может быть и передний | Постоянный полный или подключаемый полный с понижающей передачей |
| Дорожный просвет | Средний (170-220 мм) | Высокий (200-300+ мм) |
| Подвеска | Независимая, ориентированная на комфорт | Зависимая или независимая, ориентированная на прочность и артикуляцию |
| Комфорт на асфальте | Высокий, как у легкового автомобиля | Ниже, более жесткая подвеска |
| Расход топлива | Ниже, чем у внедорожника | Выше, из-за веса и конструкции |
| Масса | Меньше | Больше |
| Назначение | Город, трасса, легкое бездорожье | Серьезное бездорожье, буксировка тяжелых прицепов |
| Внешний вид | Более обтекаемый, спортивный | Более брутальный, угловатый |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о различиях между кроссоверами и внедорожниками:
-
Конструкция и платформа: Кроссоверы обычно строятся на платформе легковых автомобилей, что делает их легче и более экономичными в плане расхода топлива. Внедорожники, как правило, имеют рамную конструкцию, основанную на грузовых автомобилях, что придаёт им большую прочность и возможность преодолевать сложные препятствия.
-
Проходимость: Внедорожники, благодаря своей конструкции и более мощным трансмиссиям, лучше подходят для сложных условий бездорожья. Кроссоверы, хотя и могут иметь полный привод, чаще всего предназначены для городских условий и легкого бездорожья, что делает их менее способными к преодолению серьезных препятствий.
-
Комфорт и управление: Кроссоверы, как правило, предлагают более комфортную езду и лучшее управление на асфальте благодаря легковым характеристикам. Внедорожники, хотя и могут быть комфортными, часто имеют более жесткую подвеску и менее маневренные характеристики, что делает их менее удобными для городских поездок.

2. Конструкция кузова
Классический внедорожник обладает рамной конструкцией кузова, что придаёт ему жёсткость, высокую прочность и простоту в производстве. Основу составляет система швеллеров, к которым крепятся ходовая часть, двигатель, трансмиссия и сам кузов автомобиля.
Надёжная рама способна выдерживать значительные нагрузки при преодолении препятствий. В частности, такие автомобили демонстрируют хорошую устойчивость к диагональным перекосам на сложных маршрутах.
Одним из значительных преимуществ рамного кузова является возможность выполнения боди-лифта. Опытные владельцы внедорожников поднимают кузов над рамой, что позволяет увеличить проходимость автомобиля за счёт установки дополнительных проставок и колёс большего размера.
В кроссоверах применяется безрамная несущая конструкция с подрамниками. Она имеет меньший вес (особенно если изготовлена из алюминия) и отличается менее высокими показателями прочности, несмотря на наличие дополнительных распорок, косынок и мощных балок. Это способствует более точному управлению автомобилем, увеличивает полезный объём кузова и снижает общую массу машины.
Также стоит отметить улучшенную безопасность. При проектировании цельнометаллических несущих кузовов учитываются зоны деформации, что позволяет защитить пассажиров в случае дорожно-транспортных происшествий.
Существует особый тип несущего кузова – интегрированный. Его главная особенность заключается в том, что облегчённые элементы обычной рамы (например, продольные лонжероны) встраиваются в силовой каркас кузова. Интегрированные кузова можно встретить в таких моделях, как Suzuki Grand Vitara, Range Rover Sport и других.
Видео: Типы автомобилей, хэтчбек, седан, универсал, типы кузова, внедорожник, кроссовер, паркетник

3. Подвеска
Кроссоверы оснащены независимыми подвесками как спереди, так и сзади. Это обеспечивает им более точное управление, не жертвуя комфортом. Автомобили класса CUV отлично справляются с неровностями асфальтового покрытия.
Внедорожники, в свою очередь, имеют зависимые или частично зависимые подвески. Они предлагают дополнительную прочность и надежность. Хотя на качественных асфальтированных дорогах их ход может быть менее комфортным, на сложных маршрутах они показывают свои лучшие качества.
4. Дорожный просвет
И кроссоверы, и вседорожники имеют высокий клиренс. У автомобилей с настоящим внедорожным характером он составляет более 210-220 мм. Кроссоверы, особенно те, что разработаны на легковых модульных платформах с минимальными изменениями, имеют показатель в 180-200 мм.
Короткие передние и задние свесы характерны для машин SUV-класса. Благодаря этому автомобилям покоряются крутые склоны, съезды с больших гор.
Машины класса CUV имеют различные формы передних и задних бамперов. Не нуждаются в «рубленных» свесах. Из-за этого имеют меньшие углы подъёма-спуска, но выглядят более гармонично и красиво.
5. Колёса
На внедорожники можно устанавливать колеса с большим диаметром. Настоящие поклонники путешествий по сложным маршрутам выбирают шины с особым рисунком протектора – «грязевыми», которые имеют крупные блоки.
Для кроссоверов подойдут колеса меньшего размера. Их шины лучше адаптированы для движения по гладким дорогам. На спортивные кроссоверы устанавливают низкопрофильные шины, обладающие высоким потенциалом скорости и агрессивным рисунком протектора (например, на Porsche Macan или Jaguar F-Pace).
Отдельное «спасибо» маркетологам
Современные автопроизводители приложили максимальные усилия для размытия понятий «внедорожник» и «кроссовер». Главная задача – представить свои автомобили в наиболее выгодном свете, акцентируя внимание на преимуществах и умалчивая о недостатках.
Именно поэтому при выборе машины ориентируйтесь на технические характеристики модели, геометрию кузова, особенности системы полного привода, наличие внедорожных технологий и собственные потребности, а не на рекламные слоганы и обещания.
6. Предназначение и область применения
Предназначение и область применения кроссоверов и внедорожников существенно различаются, что в значительной степени определяет выбор автомобиля в зависимости от потребностей водителя. Кроссоверы, как правило, создаются для городских условий и предназначены для комфортной езды по асфальтированным дорогам. Они предлагают высокий уровень комфорта, хорошую управляемость и экономичность, что делает их идеальными для ежедневных поездок, поездок на работу и семейных путешествий. Кроссоверы часто имеют более низкий клиренс и менее мощные двигатели по сравнению с внедорожниками, что ограничивает их возможности на сложных маршрутах.
С другой стороны, внедорожники разрабатываются с акцентом на проходимость и способность справляться с трудными дорожными условиями. Они оснащены более мощными двигателями, системой полного привода и высоким клиренсом, что позволяет им преодолевать сложные участки местности, такие как грязь, песок, камни и снежные заносы. Внедорожники часто имеют усиленные подвески и защитные элементы, что делает их более устойчивыми к повреждениям при движении по сложным маршрутам.
Таким образом, выбор между кроссовером и внедорожником зависит от того, какие задачи ставит перед собой водитель. Если основная цель — это комфортная езда по городу и возможность совершать поездки на дачу или в отпуск по хорошим дорогам, то кроссовер будет оптимальным вариантом. В случае же, если планируются частые поездки по бездорожью, охота или рыбалка в удаленных местах, внедорожник станет более подходящим выбором.
Также стоит отметить, что современные кроссоверы все чаще начинают включать в себя элементы внедорожных автомобилей, предлагая различные режимы вождения и системы помощи при спуске и подъеме. Однако, несмотря на эти улучшения, они все еще не могут полностью заменить внедорожники в условиях серьезного бездорожья.
Вопрос-ответ
Как понять, что машина кроссовер?
А кроссовер или паркетник – это тот же легковой автомобиль, но внешне напоминающий внедорожник. У него тоже имеется большой дорожный просвет, широкие шины и полный привод. К этому типу относятся Toyota RAV4, Hyundai Santa Fe, Honda CR-V.
Какие машины считаются внедорожниками?
Внедорожник — автомобиль, обладающий повышенной проходимостью за счёт большого клиренса, ведущих передних и задних колёс.
В чем разница между кроссовером и джип?
Одним словом, кроссовер сегодня — это тот же внедорожник, только чуть меньших размеров и с более комфортабельным салоном. При этом главный его бонус — универсальность. На сегодняшний день к числу наиболее популярных внедорожников относятся Audi Q7, Skoda Kodiaq, Mazda CX-9, Volkswagen Tiguan и пр.
Советы
СОВЕТ №1
При выборе между кроссовером и внедорожником, определите, для каких целей вам нужен автомобиль. Если вы планируете использовать его в основном для городских поездок и легкого бездорожья, кроссовер может стать отличным вариантом. Для более серьезных внедорожных условий лучше подойдут внедорожники.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на характеристики и технические параметры автомобилей. Внедорожники обычно имеют более мощные двигатели и системы полного привода, что делает их более подходящими для сложных условий. Кроссоверы же часто предлагают более экономичные двигатели и комфортную подвеску для городских условий.
СОВЕТ №3
Не забывайте о расходах на обслуживание и топливо. Кроссоверы, как правило, более экономичны в плане расхода топлива и обслуживания, в то время как внедорожники могут требовать больших затрат на содержание из-за их более сложной конструкции и мощных двигателей.
СОВЕТ №4
Проведите тест-драйв обоих типов автомобилей. Это поможет вам лучше понять, какой из них подходит именно вам по ощущениям, комфорту и управляемости. Личное впечатление может сыграть решающую роль в вашем выборе.
Предназначение и область применения кроссоверов и внедорожников существенно различаются, что в значительной степени определяет выбор автомобиля в зависимости от потребностей водителя. Кроссоверы, как правило, создаются для городских условий и предназначены для комфортной езды по асфальтированным дорогам. Они предлагают высокий уровень комфорта, хорошую управляемость и экономичность, что делает их идеальными для ежедневных поездок, поездок на работу и семейных путешествий. Кроссоверы часто имеют более низкий клиренс и менее мощные двигатели по сравнению с внедорожниками, что ограничивает их возможности на сложных маршрутах.
С другой стороны, внедорожники разрабатываются с акцентом на проходимость и способность справляться с трудными дорожными условиями. Они оснащены более мощными двигателями, системой полного привода и высоким клиренсом, что позволяет им преодолевать сложные участки местности, такие как грязь, песок, камни и снежные заносы. Внедорожники часто имеют усиленные подвески и защитные элементы, что делает их более устойчивыми к повреждениям при движении по сложным маршрутам.
Таким образом, выбор между кроссовером и внедорожником зависит от того, какие задачи ставит перед собой водитель. Если основная цель — это комфортная езда по городу и возможность совершать поездки на дачу или в отпуск по хорошим дорогам, то кроссовер будет оптимальным вариантом. В случае же, если планируются частые поездки по бездорожью, охота или рыбалка в удаленных местах, внедорожник станет более подходящим выбором.
Также стоит отметить, что современные кроссоверы все чаще начинают включать в себя элементы внедорожных автомобилей, предлагая различные режимы вождения и системы помощи при спуске и подъеме. Однако, несмотря на эти улучшения, они все еще не могут полностью заменить внедорожники в условиях серьезного бездорожья.


