Мой автомобиль меня бережёт.)
Современный автомобиль буквально напичкан самыми разными устройствами активной и пассивной безопасности предназначенными для защиты водителя, пассажиров, пешеходов и других участников движения.
Основным предназначением систем активной безопасности автомобиля является предотвращение аварийной ситуации.
Одной из таких активных систем является система контроля степени усталости водителя ATTENTION ASSIST.
Ещё ни одна моя загородная поездка не обходилось без того, что бы я не увидел на щитке приборов вот такую картинку:
Изначально я считал что это просто таймер: 4 часа движения без остановки — и Мерседес настойчиво приглашает выпить чашечку кофе :)))
Благо что на немецких автобанах сделать это совсем не трудно, мест для этого предостаточно.)
Так думал я раньше.)
Водитель получает визуальные и звуковые предупреждения об угрозе секундного засыпания, что разумеется повышает безопасность движения, особенно в дальних и ночных поездках!
Ведь все знают, что длительные поездки без промежуточных остановок таят в себе большой риск переутомления, которое водители часто не замечают вовремя…(
При регистрации усталости или невнимательности символ в виде чашки кофе призовёт водителя сделать паузу, и дополнительно раздастся звуковой сигнал.
Кроме того, чувствительность системы контроля степени усталости водителя ATTENTION ASSIST регулируется, и при вашем желании и соответствующей настройке она начнёт предупреждать водителя ещё более заблаговременно!
Вам остаётся только прислушаться к рекомендациям автомобиля и сделать паузу, если конечно нам дорога наша собственная жизнь и безопасность всех кто с нами рядом.
Mercedes сделал электронный будильник для водителей
Мерседесовская Attention Assist с дрёмой борется звуковыми и световыми сигналами. Для того чтобы система смогла сделать вывод о том, что водитель засыпает, ей нужно проанализировать несколько десятков параметров.
Автомобили становятся всё безопаснее, это факт. На них ставят подушки, лепят датчики дождя и электрохромные зеркала, их обвешивают огромным количеством электронных систем, контролирующих продольную и поперечную динамику. Но разработчики на этом не останавливаются, они всячески пытаются оградить участников движения от нештатных ситуаций при помощи всё более изощрённых систем.
Mercedes-Benz скоро начнёт устанавливать на свои легковушки систему Attention Assist, которая следит за состоянием водителя и не даёт ему уснуть за рулём. Активность драйвера система определяет косвенно, по динамике вождения. Электроника смотрит, насколько интенсивно поворачивается рулевое колесо, как часто проводятся разгоны и торможения, учитывает частоту обращений к тем или иными системам машины, а также фиксирует продолжительность нахождения водителя за рулём.
Но и это ещё не всё. Attention Assist настолько сообразительна, что может подстраиваться под темперамент водителя, и даже способна отличать боковые уводы автомобиля, спровоцированные порывами ветра или уклоном дороги. Если автомобильный будильник вдруг заметит, что активность вождения снизилась или автомобиль начал монотонно «гулять» из стороны в сторону, Attention Assist сообщит водителю о потере бдительности при помощи звукового сигнала и специальной световой индикации.
Mercedes-Benz обещает внести свою инновацию в список дополнительного оборудования в 2009 году. А пока разработчики занимаются её адаптацией для различных моделей. На дальнобойных грузовиках подобные будильники давно не редкость, но среди легковушек, пожалуй, только Volvo оснащает свои повозки аналогичными системами.
Что такое attention assist в мерседесе
Attention Assist и DAC – системы контроля усталости, выполняют функцию слежения за возможностью водителя физически управлять транспортным средством и при необходимости подает сигнал о прекращении движения для отдыха. Проверка осуществляется тремя видами контроля, которые зависят от следующих поведенческих факторов:
- Производится оценка поведения водителя.
- Контролируется движение автомобиля.
- Фиксируется взгляд водителя транспортного средства.
Компания Mercedes-Benz начиная с 2011 года выпускает свои автомобили с устройством Attention Assist, которое осуществляет наблюдение за поведением водителя автомобиля, руководствуясь следующими мотивациями: действием водителя во время езды, управлением рулем, способом управления машиной, и некоторые другие параметры. Схематически система состоит из датчика руля, контрольной лампочки и звукового предупреждения водителя. Датчик руля определяет изменение усилия, оказываемого на руль при его вращении. Кроме этого, система учитывает сигналы от других контрольных датчиков автомобиля: тормозной системы, устойчивости при движении, параметров двигателя и ограничения видимости.
Во время подачи сигналов на прибор управления обрабатываются и определяются следующие параметры:
- а) анализируется скорость и боковое ускорение автомобиля впродолжении 30 минут с начала движения (стиль вождения);
- б) условие, при котором происходит движение: длительность поездки и время суток;
- в) анализ управления некоторыми узлами автомобиля: тормозной системы, кнопок, находящихся на щитке управления, а также переключателями, расположенными под рулем;
- г) определяет силу воздействия на рулевое колесо;
- д) состояние дорожного покрытия и поведение автомобиля во время движения (ускорение боковое и продольное).
Итог определяется методом установки нарушений в действиях водителя и изменения направления движения автомобиля. На экран приборного щитка посылается сигнал в звуковом сопровождении о требовании остановиться для отдыха. В случае игнорирования предупреждения, когда водитель в сонном состоянии не прекращает движение, система продолжает сигнализировать через каждые 15 минут. Следует заметить, что контроль начинает осуществляться при скорости выше 80 км/час.
Контроль Driver Alert Control (или DAC) от Вольво отличается от контроля Attention Assist тем, что мониторит только лишь траекторию движения авто по дороге, а видеоконтроль, установленный в направлении пути следования автомобиля, определяет его нахождение на полосе дорожного покрытия. Если происходит уход от установленных границ, система реагирует на это как на признаки усталости водителя. Выдается два вида предупреждающих сигналов: «жесткий» и «мягкий», которые зависят от общего самочувствия водителя. Сигналы отличаются друг от друга тональностью и громкостью звука. Активация системы DAC, которая функционирует вместе с системными элементами Lane Departure Warning, начинается с момента, когда скорость движения автомобиля достигает 60 км/час.
Оценку утомляемости взгляда водителя дает контролирующая схема, которую устанавливает компания General Motors, и где базой является испытанная методика Seeing Machines, используемая как на грузовом транспорте, так и железнодорожном, а также при карьерных разработках. Специально встроенный блок производит контроль открытости глаз водителя и их сосредоточенности. Обнаружив признаки усталости, состояние близкого ко сну и потерю внимательности водителем, система дает команду о прекращении движения транспортного средства.
К тому же система слежения за усталостью может быть применена для управления некоторыми функциями автомобиля: направление взгляда может включать или отключать отдельные опции на щитке приборов. И даже если водитель забыл посмотреть в зеркало при совершении какого-либо маневра, система вовремя напомнит ему о выполнении этого действия.
Одной из распространенных причин аварий на дорогах является усталость — до 25% водителей попадают в ДТП во время длительной поездки. Чем дольше человек находится в дороге, тем ниже падает бдительность. Согласно проведенным исследованиям, всего 4 часа вождения снижают реакцию в два раза, а после восьми часов — в 6 раз. Хотя проблема кроется в человеческом факторе, производители автомобилей стремятся обезопасить езду и пассажиров. Специально для этих целей разрабатывается система контроля усталости водителя.
Что такое система контроля усталости водителя
Разработка впервые появилась на рынке от японской компании Nissan, которая запатентовала революционную технологию для автомобилей в 1977 году. Но сложность технической реализации в то время заставила производителя сосредоточиться на более простых решениях для повышения безопасности транспорта. Первые рабочие решения появились спустя 30 лет, но их продолжают совершенствовать и улучшать способы распознавания усталости водителя.
Суть решения заключается в том, чтобы анализировать состояние водителя и качество вождения. Изначально система определяет параметры при старте поездки, что позволяет оценить полноту реакции человека, а после этого начинает отслеживать дальнейшую скорость принятия решений. Если обнаружено, что водитель сильно устал, появляется уведомление с рекомендацией отдыха. Отключить звуковые и визуальные сигналы нельзя, но они автоматически появляются через заданные промежутки времени.
Системы начинают контроль состояния водителя с привязкой к скорости движения. К примеру, разработка Mercedes-Benz начинает работать только от 80 км/ч.
Особая потребность в решении наблюдается у водителей одиночек. Когда человек едет с пассажирами, они могут поддерживать его бодрое состояние разговорами и отслеживать усталость. Самостоятельная езда способствует сонливости и замедлению реакции на дороге.
Назначение и функции
Главное предназначение системы контроля усталости заключается в предотвращении аварийных ситуаций. Это осуществляется с помощью наблюдения за водителем, определения замедленной реакции и постоянной рекомендации отдыха, если человек не останавливает движение. Основные функции:
- Контроль движения автомобиля — решение самостоятельно отслеживает дорогу, траекторию движения, допустимые скорости. Если водитель нарушает правила скоростного режима или покидает полосу, система подает звуковые сигналы, чтобы повысить внимание человека. После этого появятся уведомления о необходимости отдыха.
- Контроль водителя — изначально отслеживается нормальное состояние водителя, а затем отклонения. Реализация с помощью камер позволяет наблюдать за человеком, а в случае закрытия глаз или падения головы (признаки сна) подаются предупреждающие сигналы.
Основная сложность заключается в технической реализации и обучении техники определять реальную усталость от ложных показаний. Но даже такой способ реализации позволит снизить влияние человеческого фактора на уровень аварий.
Альтернативные варианты подразумевают контроль физического состояния водителя, когда специальное устройство считывает параметры тела, включая моргание, частота опускания век, уровень открытости глаз, положение головы, наклон тела и другие показатели.
Конструктивные особенности системы
Элементы конструкции системы зависят от способа реализации и контроля движения. Решения для слежения за водителем сконцентрированы на человеке и происходящем в салоне транспорта, а остальные варианты — на показателях авто и обстановке на дороге. Рассмотрим несколько вариантов конструктивных особенностей.
Австралийская разработка DAS, которая находится на стадии тестирования, предназначена для слежения за дорожными знаками и соблюдения транспортом требований скоростного режима и норм движения. Чтобы анализировать ситуацию на дороге, используют:
- три видеокамеры — одна фиксируется на дороге, две остальные отслеживают состояние водителя;
- блок управления — обрабатывает информацию о дорожных знаках и анализирует поведение человека.
Система может предоставить данные о передвижении автомобиля и скорости езды на определенных участках.
Другие системы оснащаются датчиком руля, видеокамерами, а также электроникой, которая может отслеживать параметры тормозной системы, устойчивости при движении, показателях двигателя и многое другое. В случае усталости подается звуковой сигнал.
Принцип и логика работы
Принцип работы всех систем сводится к тому, чтобы определить уставшего водителя и предотвратить ДТП. Для этого производители используют различные конструкции и логику работы. Если говорить о решении Attention Assist от Mercedes-Benz, то выделяются следующие особенности:
- контроль движения транспортного средства;
- оценка поведения водителя;
- фиксация взгляда и отслеживание состояния глаз.
Отслеживание состояния глаз водителя при помощи камеры
После начала движения система анализирует и считывает нормальные параметры управления автомобилем в течение 30 минут. Затем происходит слежение за водителем, включая силу воздействия на рулевое колесо, использование переключателей в салоне автомобиля, траектория поездки. Полноценный контроль усталости осуществляется при скорости от 80 км/час.
Attention Assist принимает во внимание такие факторы, как состояние дороги и условия поездки, включая время суток и длительность езды.
Дополнительный контроль применяется к движению автомобиля и качеству управления рулевым колесом. Система считывает такие параметры, как:
- манера вождения, которая определяется при изначальном движении;
- время суток, продолжительность и скорость движения;
- эффективность использования подрулевых переключателей, тормозов, дополнительных устройств управления, силы вращения руля;
- соответствие скорости максимально допустимой на участке;
- состояние дорожного покрытия, траектории движения.
Если алгоритм находит отклонения от нормальных параметров, система задействует звуковое уведомление для повышения бдительности водителя и рекомендует временно остановить поездку с целью отдыха.
Мониторинг изменения траектории движения автомобиля
Существует ряд особенностей у систем, которые в качестве основного или дополнительного фактора анализируют состояние водителя. Логика реализации основана на использовании видеокамер, которые запоминают параметры бодрого человека, а затем выполняют мониторинг при длительных поездках. С помощью камер, направленных на водителя, получают следующую информацию:
- закрытие глаз, причем система различает моргание и сонливость;
- частота и глубина дыхания;
- напряжение лицевых мышц;
- уровень открытости глаз;
- наклон и сильные отклонения в положении головы;
- наличие и частота зевания.
Учитывая дорожные условия, изменения в управлении транспортом и параметры водителя, появляется возможность предотвращать аварии. Система автоматически информирует человека о необходимости отдыха и подает экстренные сигналы для увеличения бдительности.
Как называются подобные системы у разных автопроизводителей
Поскольку большинство производителей автомобилей заботится о безопасности транспорта, они разрабатывают собственные системы контроля. Название решений у разных компаний:
- Attention Assist от Mercedes-Benz;
- Driver Alert Control от Volvo — осуществляет видеоконтроль за дорогой и траекторией движения на скорости от 60 км/ч;
- Seeing Machines от General Motors анализирует состояние открытости глаз и сосредоточенной на дороге.
Если говорить о Volkswagen, Mercedes и Skoda — производители используют схожие системы контроля. Отличия наблюдаются у японских компаний, которые отслеживают состояние водителя с помощью камер внутри салона.
Предупреждение системы о необходимости сделать перерыв
Преимущества и недостатки системы контроля усталости
Безопасность движения на дорогах является главным вопросом, над которым работают производителя авто. Система контроля усталости обеспечивает водителей рядом преимуществ:
- снижение количества ДТП;
- слежение как за водителем, так и за дорогой;
- увеличение бдительности водителя с помощью звуковых сигналов;
- рекомендации для отдыха при сильной усталости.
Из недостатков систем необходимо выделить сложность технической реализации и разработки программ, которые будут правильно отслеживать состояние водителя.
Работа над повышением уровня безопасности автомобиля не прекращается: ведущие мировые производители постоянно тестируют новые разработки, стремясь свести к минимуму риски для здоровья и жизни людей, находящихся в машине.
Система контроля усталости водителя – одна из мер, положительно сказывающихся на безопасности. Наибольшего успеха в её внедрении добились специалисты компании Mercedes.
Attention Assist: что это?
Кратковременные засыпания водителя во время движения автомобиля – одна из нередко встречающихся причин ДТП (около 25% всех аварий случается именно из-за этого). Особенную опасность представляют длительные монотонные поездки, когда усталость и переутомление от продолжительного вождения накапливаются, но водители стараются не обращать на это внимания, стремясь быстрее добраться до пункта назначения. Как показывает практика, для выхода ситуации на дороге из-под контроля достаточно засыпания всего на пару секунд.
Принцип работы устройства, придуманного инженерами Мерседес, заключается в выявлении симптомов усталости водителя и побуждении его сделать остановку. В ходе исследований было установлено, что реакция снижается более чем у половины людей, проведших за рулем 4 часа без отдыха.
Высокочувствительные устройства контролируют и непрерывно анализируют около 70 параметров (характер использования поворотников, силу нажатия на педали, реакцию на состояние дорожного покрытия и пр.), чтобы вовремя выявить проблему. Крайне важно, чтобы наблюдение за человеком, управляющим автомобилем, велось непрерывно.
Attention Assist: как работает
Для контроля состояния человека первостепенное значение имеют особенности его поведения за рулем. Как работает система контроля усталости водителя? При помощи датчика, фиксирующего угол поворота руля, система Attention Assist во время первых нескольких минут поездки создает базовый профиль, который в дальнейшем сопоставляется с текущими особенностями управления авто в соответствии с обстановкой на дороге.
Исходя из этого, Attention Assist будет предупреждать водителя при первых признаках усталости громким звуком и текстовым сообщением на экране, сообщая тем самым о необходимости остановки и отдыха.
В настоящее время базовой опцией является Attention Assist в Мерседесах S и E классов. Анализ статистики и проведенные испытания уже неоднократно подтвердили уменьшение числа аварий с участием авто, на которых установлено устройство слежения за состоянием управляющего транспортным средством человека.
Attention assist mercedes что это
При выборе Чувствительн.режим чувствительность устанавливается на более высокую ступень. Производится соответствующая адаптация уровня внимания, рассчитанного системой ATTENTION ASSIST (Attention Level), и предупреждение водителя производится раньше. Если система ATTENTION ASSIST выключена, то при работающем двигателе на мультифункциональном дисплее на графике сближения индицируется символ . Если система ATTENTION ASSIST была выключена, то она снова автоматически включается после выключения двигателя. При этом выбранная чувствительность соответствует последнему активированному выбору (стандартный / чувствительный режим). Подтвердите сообщение нажатием на кнопку на рулевом колесе.
Система распознавания дорожных знаков
Система распознавания дорожных знаков индицирует водителю максимально допустимую скорость и запреты обгона на комбинации приборов. При въезде на участок дороги против предписанного направления движения срабатывает предупреждение. Система распознавания дорожных знаков регистрирует дорожные знаки с помощью мультифункциональной видеокамеры , установленной вверху за ветровым стеклом. Заложенные в навигационной системе данные и общие правила дорожного движения дополнительно привлекаются для определения актуального ограничения скорости.
Система распознавания дорожных знаков предлагается только в вариантах исполнения автомобиля для определенных стран. В этом случае в спидометре появляется индикация .
Максимально допустимая скорость | |
Максимально допустимая скорость для автомобилей, на которые распространяется ограничение в дополнительном знаке | |
Дополнительный знак для ограничения с неизвестным условием ограничения |
Действуют максимально допустимая скорость 80 км/ч (80 миль/ч) и ограничение скорости 60 км/ч (60 миль/ч) с незнакомым ограничением.
Если система распознавания дорожных знаков при проезде знака “Въезд запрещен” распознает движение против предписанного направления движения, то на комбинации приборов появляется предупреждение . Дополнительно раздается предупредительный звуковой сигнал. С целью предотвращения опасности для Вас и других участников дорожного движения немедленно проконтролируйте Ваше направление движения.
Пакет контроля сохранения полосы движения
ОСТОРОЖНО
Сигнализация перестроения на удалении около 0,5 м от автомобиля контролирует показанную на изображении зону до 3,0 м рядом с автомобилем и позади него.
Предупредительная сигнальная лампа |
Сигнализация перестроения не активируется при скорости ниже 30 км/ч. В таком случае находящиеся в зоне контроля автомобили не индицируются. Если при скорости начиная примерно с 30 км/ч в зоне действия датчиков сигнализации перестроения распознается автомобиль, то предупредительная сигнальная лампа загорается на соответствующей стороне красным светом. Предупредительная сигнальная лампа загорается всегда в том случае, если движущийся сзади или сбоку другой автомобиль въезжает в зону действия датчиков сигнализации перестроения. При обгоне другого автомобиля предостережение производится только в том случае, если разница в скорости составляет менее 12 км/ч. Поверните ключ в замке зажигания в положение .
Если сигнализация перестроения включена, то на графике сближения на мультифункциональном дисплее подробнее рядом с автомобилем появляются серые радарные волны, расширяющиеся назад. При скорости выше 30 км/ч радарные волны на графике сближения окрашиваются в зеленый цвет . В таком случае сигнализация перестроения готова к эксплуатации.
Система удержания полосы движения контролирует зону перед Вашим автомобилем при помощи мультифункциональной видеокамеры , установленной вверху за ветровым стеклом. Если система удержания полосы движения распознает на дороге ограничительные линии разметки дорожного полотна, то она может предупредить водителя при непреднамеренном отклонении от полосы движения.
ОСТОРОЖНО
Включение: нажмите на кнопку .
Пакет вспомогательных систем водителя с расширенными функциями
ОСТОРОЖНО
ОСТОРОЖНО
Активная сигнализация перестроения на удалении около 0,5 м от автомобиля контролирует показанную на изображении зону до 3,0 м рядом с автомобилем и позади него.
Предупредительная сигнальная лампа |
Активная сигнализация перестроения не активируется при скорости ниже 30 км/ч. В таком случае находящиеся в зоне контроля автомобили не индицируются. Если при скорости начиная примерно с 30 км/ч в зоне действия датчиков сигнализации перестроения распознается автомобиль, то предупредительная сигнальная лампа загорается на соответствующей стороне красным светом. Предупредительная сигнальная лампа загорается всегда в том случае, если движущийся сзади или сбоку другой автомобиль въезжает в зону действия датчиков сигнализации перестроения. При обгоне другого автомобиля предостережение производится только в том случае, если разница в скорости составляет менее 12 км/ч.
Если активная сигнализация перестроения включена, то на графике сближения на мультифункциональном дисплее рядом с автомобилем появляются серые радарные волны, расширяющиеся назад. При скорости выше 30 км/ч радарные волны на графике сближения окрашиваются в зеленый цвет . В таком случае активная сигнализация перестроения готова к эксплуатации. Если при смене полосы движения с включенным указателем поворота в боковой зоне контроля распознается автомобиль, то производится визуальное и звуковое предупреждение об опасности столкновения. В таком случае один раз звучит двойной предупредительный звуковой сигнал и мигает красная предупредительная сигнальная лампа />. Если указатель поворота остается включенным, то наличие распознанных автомобилей индицируется миганием красной предупредительной сигнальной лампы />. Дополнительное звуковое предупреждение не производится.
ОСТОРОЖНО
Во время торможения, корректирующего курс движения автомобиля, мигает красная предупредительная сигнальная лампа в наружном зеркале заднего вида и раздается двойной предупредительный звуковой сигнал. Дополнительно на мультифункциональном дисплее появляется индикация, обращающая внимание водителя на опасность бокового столкновения.